Дело №2а-2929/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
административного истца ФИО1
представителя административного истца ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконными решений, обязании зарегистрировать право собственности, -
установил:
ФИО1 обратился с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконными решений о приостановлении регистрации права и отказе в регистрации права в отношении дома, расположенного по адресу <адрес> Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом по указанному выше адресу, однако, ему было отказано в связи с тем, что государственным регистратором установлены признаки многоквартирности. Данные выводы являются необоснованными, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец, представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснили, что заключением кадастрового инженера выводы государственного регистратора о том, что дом является многоквартирным, опровергаются.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В ранее проведенных судебных заседаниях против удовлетворения иска возражал по основаниям указанным в письменных возражениях.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>
25 ноября 2019 года истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя с заявлением о постановке жилого дома на данном участке на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>
Основанием для приостановления послужил факт установления наличия признаков многоквартирности строения.
06 марта 2020 года в регистрации права собственности на данное строение было отказано.
Как следует из материалов дела, уведомления получены истцом 25 мая 2020 года.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 4 ст. 18 ФЗ №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством -Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 39 ст.1 ГрК РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с кодом 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, на земельных участках для ведения садоводства предусмотрено осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (для индивидуального жилищного строительства), хозяйственных построек и гаражей.
Из ответа Севгосстройнадзора следует, что по результатам камеральной проверки было установлена совокупность признаков многоквартирного дома в строении, о регистрации права на которое просит истец. Данные выводы содержатся в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Признаки многоквартирности заключаются в том, что имеются два самостоятельных выхода на территорию общего пользования.
Заключением специалиста установлено, что строение имеет одну жилую комнату, одну комнату, т.е. состав помещения не позволяет сформировать две квартиры и более. В здании проживает одна семья.
Аналогично усматривается из технического плана, предоставленного государственному регистратору.
Таким образом, отказывая в регистрации права, административным ответчиком не указано, какие именно признаки многоквартирности установлены, при этом само по себе наличие двух выходов из жилого дома безусловно не свидетельствуют о наличии двух квартир. Какой-либо анализ техническим документам государственным регистратором не дан.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания незаконными приостановления и отказа в постановке на кадастровый учет государственной регистрации права.
Принимая во внимание, что функции по регистрации права собственности возложены на ответчика, суд считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконными решений, обязании зарегистрировать право собственности удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>, по заявлению ФИО1.
Признать незаконным сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>, по заявлению ФИО1.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Мотивированный текст решения составлен 18 сентября 2020 года.
Председательствующий И.Г.Блейз