ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-292/19 от 19.04.2019 Кимовского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2019 года г.Кимовск Тульской области

Судья Кимовского городского суда Тульской области Макарова В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-292/2019 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оспаривании бездействия и возложении обязанности исполнения бюджетного законодательства,

установил:

Кимовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области, выразившееся в не разработке и непринятии порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядка принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядка осуществления указанных бюджетных инвестиций; обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций.

В обоснование административных исковых требований указал на то, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций в муниципальном образовании Новольвовское не приняты. По результатам проверки в администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района 13.02.2019 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций в муниципальном образовании Новольвовское Кимовского района не разработаны и не приняты. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Кимовского района, поскольку отсутствие порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций не позволит их осуществить в случае необходимости бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в целях модернизации объектов муниципальной инфраструктуры социального назначения.

Определением судьи от 29.03.2019 указанное административное исковое заявление было принято к производству, проведена подготовка дела.

Административному истцу и административному ответчику направлены копии определений о принятии административного дела и его подготовке, административному ответчику предложено в течение 10 дней со дня получения указанных копий определений представить в письменной форме в Кимовский городской суд Тульской области свои доказательства по делу (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а так же в связи с поступившим ходатайством истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, возражения относительно рассмотрения дела в таком порядке).

По ходатайству истца, с согласия представителя ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с определением судьи Кимовского городского суда от 17.04.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №531-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.

Частью 2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №531-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст.79 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством РФ является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством РФ порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Материалами дела установлено, что в соответствии со ст.7 Устава администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования (л.д.19-44).

Из рапорта помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н. от 08.02.2019 следует, что в ходе анализа изменений в действующее законодательство установлено, что Федеральным законом от 19.07.2018 №222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» и ст.4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» с 01.01.2019 вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ, требующие принятия правовых актов органами местного самоуправления. В частности порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядка принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядка осуществления указанных бюджетных инвестиций (л.д.45-46).

На основании рапорта помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н. от 08.02.2019 Кимовской межрайонной прокуратурой 13.02.2019 внесено представление главе администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области Винокуровой Г.В. по факту не принятия порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядка принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядка осуществления указанных бюджетных инвестиций (л.д.14-17, 45-46).

Письмом администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области от 07.03.2019 в Кимовскую межрайонную прокуратуру сообщено, что представление от 13.02.2019 рассмотрено, лица, допустившие нарушения законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности, в Кимовскую межрайонную прокуратуру в марте-апреле 2019 года будут направлены проекты муниципальных актов: Правила осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности образования Новольвовское Кимовского района Тульской области за счет средств бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области; Правила принятия решений о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района на осуществление капитальных вложений в объектов капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Новольвовское Кимовского района; Правила принятия решения о предоставлении получателю средств бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий; Правила принятия решений о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита (л.д.18).

В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно абз. 2 ч.3 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», доходы от использования муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Статья 14 названного Закона содержит перечень вопросов местного значения поселения, к которым относятся в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также иные вопросы, позволяющие обеспечить соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

На основании приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что обеспечение соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области напрямую зависит от работы органов местного самоуправления по привлечению в бюджет муниципального образования инвестиций, в связи с чем признает, что прокурор был вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц.

Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований Кимовского межрайонного прокурора, поскольку бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в не разработке и непринятии порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядка принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядка осуществления указанных бюджетных инвестиций приводит к невозможности надлежащего решения вопросов местного значения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района обязанность разработать и принять порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций.

По смыслу ч.9 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика, его реальных возможностей суд определяет срок исполнения судебного решения в течение месяца со дня вступления решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оспаривании бездействия и возложении обязанности исполнения бюджетного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района, выразившееся в не разработке и непринятии порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядка принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядка осуществления указанных бюджетных инвестиций.

Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, а также порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись