ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-292/2016 от 18.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2016г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.

при секретаре Т.Ю.А.

в присутствии представителя административного истца Л.А.А., представителя административного ответчика - администрации г. Иркутска Б.А.А.

в отсутствии административного истца, административного ответчика - КУЛО администрации г. Иркутска,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2а-292/2016 по административному иску О.Н.К. к администрации г. Иркутска, Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, обязании устранить допущенное нарушение права,

УСТАНОВИЛ:

О.Н.К. обратился в суд с административным иском к администрации г.Иркутска о признании незаконным решения Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. В обоснование иска указано, что О.Н.К. является собственником нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ***, на основании договора от ***, удостоверенного нотариусом В.Л,В.*** реестровый ***, зарегистрированного БТИ Администрации г. Иркутска ***, решения Ленинского районного суда г. Иркутска от ***., свидетельства о государственной регистрации права от ******. ***. О.Н.К. обратился в Комитет по управлению Ленинским округом Администрации г. Иркутска с заявлением о переводе нежилого помещения (нежилое здание) по адресу: г. Иркутск, ***, в жилое помещение без переустройства и перепланировки для дальнейшего использования под жилой дом. Уведомлением об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от ******О.Н.К. было сообщено об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения (п. 3 ч. 1 ст.24 ЖК РФ). При принятии решения об отказе в переводе нежилого здания в жилое здание от ****** Администрацией г. Иркутска не установлено наличие обстоятельств, препятствующих переводу нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ***, указанных в ст. 22 ЖК РФ. Согласно тексту Отказа в переводе нежилого здания в жилое здание от ****** перевод нежилых зданий к полномочиям органов местного самоуправления, действующим ЖК РФ не отнесен. Отказ в переводе нежилого здания в жилое здание от ****** является незаконным. Муниципальная услуга "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" предоставляется администрацией города Иркутска. Структурными подразделениями администрации г. Иркутска, ответственными за предоставление муниципальной услуги, являются комитеты по управлению округами (п.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение", Приложение *** к Постановлению администрации г. Иркутска от *** N 031-06-719/12). Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования (ч. 1,2 ст. 15 ЖК РФ). Таким образом, ЖК РФ относит к жилым помещениям индивидуально-определенное здание, предназначенное для проживания граждан в таком здании. Принадлежащее О.Н.К. нежилое здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, ***, является индивидуально-определенным, используется собственником для проживания в нем, О.Н.К. состоит на регистрационном учете по месту жительства в указанном здании. Уникальные характеристики объекта недвижимости исчерпывающим образом перечислены в ч. 1 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», дополнительные сведения об объекте недвижимости, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости, исчерпывающим образом перечислены в ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно пп. 15 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к числу дополнительных сведений ГКН относится назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание. В соответствии с пп. 10 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимым для кадастрового учета документом является: копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении). О.Н.К. обратился с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое в установленном законом порядке, в орган, к компетенции которого отнесено разрешение данного вопроса. Кроме того, Администрация г. Иркутска письмом от ****** разъясняла О.Н.К. порядок обращения с заявлением о переводе указанного нежилого здания в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" (Приложение *** к Постановлению администрации г.Иркутска от *** N 031-06-719/12). В отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска от 3****** также не указано на отсутствие у Администрации г. Иркутска как органа местного самоуправления полномочий на выдачу решений о переводе или об отказе в переводе нежилого здания. Иной порядок перевода нежилого здания в жилое, кроме установленного ЖК РФ, законодательством РФ не предусмотрен. Отказ в переводе нежилого здания в жилое здание от ****** создает препятствия к осуществлению О.Н.К. полномочий собственника нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ***. Отказ в переводе нежилого здания в жилое здание от ****** в порядке подчиненности не обжаловался. В иске О.Н.К. просил признать незаконным отказ Комитета по управлению Ленинским округом г. Иркутска в переводе нежилого здания в жилое здание от ******; обязать Администрацию г. Иркутска принять решение о переводе нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ***, в жилое здание по заявлению О.Н.К. в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

На основании определения от ***. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска.

Административный истец О.Н.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Л.А.А. в судебном заседании предъявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что иного порядка и способа защиты нарушенного права, как обращение в суд у истца нет.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска Б.А.А. в судебном заседании предъявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на административный иск, указав, что спорный объект недвижимости является нежилым зданием, а не помещением, в связи с чем осуществить перевод из нежилого здания в жилое не возможно, так как это не предусмотрено законом.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу административного иска не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что О.Н.К. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

***. О.Н.К. обратился в Комитет по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска с заявлением о переводе указанного нежилого здания в жилое без переустройства и перепланировки для дальнейшего использования под жилой дом.

Комитетом по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска ***. отказано в переводе нежилого здания в жилое здание, при этом указано, что законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесено принятие решений в установленном порядке о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Перевод нежилых зданий к полномочиям органов местного самоуправления, действующим ЖК РФ, не отнесен (отказ ***).

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Оспаривая данный отказ О.Н.К. ссылается на несоответствие его нормам действующего законодательства, полагая, что такое решение создает препятствия к осуществлению истцом полномочий собственника нежилого здания.

Суд полагает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (п. 1 ст. 23 ЖК РФ).

Муниципальная услуга "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" предоставляется администрацией города Иркутска.

Структурными подразделениями администрации г. Иркутска, ответственными за предоставление муниципальной услуги, являются комитеты по управлению округами, что предусмотрено п. 2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», Приложение №1 к Постановлению администрации г. Иркутска от 13 апреля 2012 г. « 031-06-719/12.

КУЛО администрации г. Иркутска, отказывая истцу в переводе нежилого помещения в жилое, ссылался на положения ч. 1 ст. 22, п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖР РФ, дефис 3 п. 8.1 главы 8 раздела 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 13.04.2012г. № 031-06-719/12.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях, предусмотренных ст. 24 ЖК РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 13 апреля 2012 г. № 031-06-719/12 предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно:

- непредставление документов, указанных в главе 6 раздела II настоящего административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

- представление документов в ненадлежащий орган;

- несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных пунктами 8.3 - 8.7 главы 8 раздела II настоящего административного регламента;

- несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ;

- поступление в комитет по управлению округом ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если комитет по управлению округом после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.

Таким образом, такого основания для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, как отсутствие полномочий органов местного самоуправления для перевода нежилого здания в жилое, нормы жилищного законодательства, Административного регламента не содержат.

В силу положений п. 1 ст. 23 ЖК РФ, п. 8.2 Административного регламента, пакет документов, подлежащих рассмотрению при решении вопроса о переводе нежилого здания в жилое, предоставлен О.Н.К. в надлежащий орган – Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска, на территории которого находится подлежащее переводу здание.

Объектами жилищных прав, в силу ст. 15 ЖК РФ являются жилые помещения, к которым относится, в том числе жилой дом, часть жилого дома (пп. 1 п. 1 ст. 16 ЖК РФ).

В силу пп. 2 п. 1 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Из материалов дела (технический паспорт, свидетельство о государственной регистрации права) следует, что спорное здание состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, объект значится на кадастровом учете, является индивидуально-определенным и соответственно отвечает признакам помещения, установленным ст.ст. 15, 16 ЖК РФ.

В этой связи, ссылка стороны ответчика о том, что спорный объект является зданием, а не помещением, а перевод здания из нежилого в жилое законом не предусмотрен, не может умалять жилищных прав истца и в рассматриваемом случае служит формальным основанием для отказа в удовлетворении заявления о переводе нежилого здания в жилое.

Кроме этого, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание по адресу: г. Иркутск, ***, согласно кадастровому паспорту участка, определен - под индивидуальный жилой дом, данный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажей) (ЖЗ-101) в планировочном микрорайоне 19:03:00 (подтверждается письмом Комитета по градостроительной политике от ***.).

Учитывая изложенное, суд полает обоснованным обращение истца в орган местного самоуправления с заявлением о переводе спорного объекта из нежилого в жилой, поскольку вид разрешенного использования участка, в случае положительного решения, будет соответствовать ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и не противоречить целевому назначению земельного участка.

Согласно заключению ООО «Домострой Профи» от ***., нежилое здание по адресу: г. Иркутск, ***, общей площадью *** кв.м. соответствует строительным нормам и правилам, применяемым к жилым домам, пригодно для использования в качестве жилого дома для проживания людей. Решением Ленинского районного суда г.Иркутска от *** по гражданскому делу *** нежилое здание, принадлежащее О.Н.К. сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что такое основание для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, как отсутствие полномочий по переводу нежилого здания в жилое, действующим законодательством не предусмотрено, спорный объект отвечает установленным требованиям, о чем свидетельствует заключение ООО «Домострой Профи» от ***., суд приходит к выводу, что оснований для отказа в переводе нежилого здания в жилое у КУЛО администрации г. Иркутска не имелось, в связи с чем требования О.Н.К. о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенное нарушение обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом, суд учитывает отсутствие возможности у истца в ином порядке кроме судебного защитить нарушенное право, поскольку Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по *** в осуществлении кадастрового учета в связи с изменением сведений о назначении спорного объекта недвижимости отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего изменение назначения здания (решения от ***.). Кроме того, *** истец обращался в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными для проживания, в котором просил признать нежилое здание по адресу: г.Иркутск *** жилым домом, однако истцу письмом от *** было разъяснено, что перевод нежилых помещений в жилые относится не к компетенции межведомственной комиссии, а к компетенции комитета по управлению Ленинским округом администрации г.Иркутска.

Таким образом, истец принял меры к урегулированию спора в ином порядке, однако ему было отказано.

Определяя срок, необходимый для устранения допущенного нарушения прав истца, путем повторного рассмотрения заявления О.Н.К., суд полагает возможным определить его в 30 дней с момента вступления решения в законную силу, поскольку именно такой срок установлен административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение».

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска в переводе нежилого здания по адресу: г. Иркутск ***, в жилое здание от *** за ***.

Обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение прав истца и повторно рассмотреть заявление О.Н.К. о переводе нежилого здания по адресу: г. Иркутск *** в жилое здание в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Н.И. Касьянова

Решение в окончательной форме изготовлено ***.

Решение вступило в законную силу:

Копия верна:

Судья Н.И.Касьянова

Секретарь суда

Дата заверения копии:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2а-292/2016.