ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-292/2022 от 11.05.2022 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2022-000309-42

Дело № 2а-292\2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Черноморский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.,

при помощнике судьи - ФИО4,

с участием представителя истца - ФИО2

представителя ответчика - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, представителя ФИО2, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО3, о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, о понуждении исправить реестровую ошибку,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО3, о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, о понуждении исправить реестровую ошибку.

Свои требования истец обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ через своего представителя, подал заявление об исправлении реестровой ошибки в сведениях о площади жилого дома с кадастровым номером 90:14:010102:393, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36; вместе с заявлением было подано информационное письмо Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> (Заказ № ЕВ/21/655/4.3 от ДД.ММ.ГГГГ), содержащее сведения, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки и необходимые для их исправления сведения. Полагает, что подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения. ДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором Лунёвой Е.А. было принято решение о приостановлении кадастрового учета, изложенное в Уведомлении о приостановлении кадастрового учета № КУВД-001/2022-4650124/1 от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями предоставить технический план и сообщением о том, что необходимо обратиться всем собственникам объекта недвижимости. Просит признать незаконным решение о приостановлении кадастрового учета, изложенное в Уведомлении о приостановлении кадастрового учета № КУВД-001/2022-4650124/1 от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исправить реестровую ошибку в сведениях о площади объекта недвижимости жилой дом с кадастровым номером 90:14:010102:393, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36, на основании поданного заявления № MFC-0683/2022-18413-1 от ДД.ММ.ГГГГ и поданных с ним документов.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежаще, обеспечил явку своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям указанным в иске, пояснил, что исправление реестровой ошибки по спорному объекту не повлечет каких-либо изменений, так как ошибка имеется в площади объекта, указанной в техническом паспорте БТИ, на основании которого внесены сведения в ЕГРН об объекте; также пояснил, что сведения в ЕГРН не вносились по тех.плану на объект, поэтому нет необходимости изготавливать новый техплан. В судебном заседании отказался уточнять исковые требования, в связи с полученной в судебном заседании информации о том, что Уведомление о приостановлении кадастрового учета № КУВД-001/2022-4650124/1 от ДД.ММ.ГГГГ, не актуально, так как ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в осуществлении действий по кадастровому учету.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, также пояснила, что перед судебным заседанием она проверила информацию по объекту, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором Лунёвой Е.А. было принято решение об отказе ФИО1 изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. Также пояснила, что в ч.3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» расписан порядок исправления реестровой ошибки, что имеется три варианта исправления реестровой ошибки: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. В нашем случае, это п.1 ч.3 ст. 61 ФЗ № 218-ФЗ, так как объект учета с КН 90:14:010102:393 был поставлен представителем ФИО1ФИО6 на основании технического паспорта, в котором указана площадь объекта. Полагает, что приложенное к заявлению Информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ЕВ/21/655/4.3 Крым БТИ не является правоустанавливающим документом на основании которого государственный регистратор Лунёва Е.А. имела право вносить изменения в ЕГРН, исправлять ошибку в площади объекта.

В судебное заседание ответчик - государственный регистратор ФИО3 не явилась, извещена надлежаще.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, заслушав представителя административного истца - ФИО2, представителя административного ответчика - ФИО5, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1. через своего представителя – ФИО2 подал заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами (статьи 15, 19 Закона) № MFC-0683/2022-18413-1, к заявлению приложил Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ и информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ЕВ/21/655/4.3 Крым БТИ, что подтверждается Описью документов, принятых для оказания государственных услуг; наименование государственной услуги - Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав; вид объекта недвижимости – здание (л.д. 8).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором Лунёвой Е.А. было принято решение о приостановлении кадастрового учета, изложенное в Уведомлении о приостановлении кадастрового учета № КУВД-001/2022-4650124/1 от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями предоставить технический план в качестве дополнительного документа и сообщением о том, что в целях устранения причин приостановления необходимо с заявлением об Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав обратиться всем собственникам объекта недвижимости (л.д.6-7).

Согласно реестрового дела , правообладатель – ФИО1, его представитель – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о государственном кадастром учете здания с кадастровым номером 90:14:010102:393, площадью 70,8 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36, назначение объекта и вид разрешенного использования – жилое; примечание: исправить реестровую ошибку в площади объекта недвижимости; правильная площадь: 70,8 кв.м.; к заявлению приложена Доверенность <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО1 на имя ФИО2 и сообщение Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> (Заказ № ЕВ/21/655/4.3 от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 23-36).

Оспариваемым решением приостановлен государственный кадастровый учет по двум указанным основаниям, а именно: с требованиями предоставить технический план и необходимостью обратиться всем собственникам объекта недвижимости.

В частности, Государственный регистратор Лунёва Е.А. со ссылкой на п. 7 ч. 2 ст. 14, п.4 ч.2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) указывает на необходимость одновременного обращения всех собственников объекта недвижимости и предоставлением технического плана.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома, с кадастровым номером 90:14:010102:393, по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36, общая площадь которого составляет 35 кв.м., при этом в документах Единого государственного реестра недвижимости не содержатся сведения об изменении общей площади спорного жилого дома вследствие ошибки, в соответствие с предоставленной информации Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> (Заказ № ЕВ/21/655/4.3 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36 состоит из жилого дома лит. «А», общей площадью 70,8 кв.м., жилой площадью – 40,4 кв.м. (л.д.32).

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

В силу ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 9 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ, к таким основным сведениям, вносимым в кадастр недвижимости, относится площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

Согласно п.4 ч.2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно Договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Черноморский Поссовет продал, а ФИО7 купила 11/20 долей жилого дома, расположенного в целом на земельном участке мерою 1029 кв.м. в поселке Черноморское по переулку Южному в <адрес>; дом в целом жилой площадью 40,4 кв.м. и состоит из: жилого литера «А», сараев под лит. «Б», «в», летней кухни под лит. «В», погреба под лит. «Г», уборной под лит. «Уб» и сооружений; в конкретное пользование гр-ке ФИО7 переходит в жилом доме лит. «А» <адрес> пом. ,2,3,4,5,6, ? часть сараев лит. «Б», летняя кухня лит. «В», сарай лит. «в», погреб лит. «Г», 11/20 доля жилого дома жилой площадью 20,0 кв.м. (л.д.111-113).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что фактически ФИО7 купила <адрес>, находящуюся в жилом <адрес> по пер. Южный в пгт Черноморское, что составляет 11/20 доли жилого дома, жилой площадью 20,0 кв.м.; также судом установлено, что <адрес> пгт Черноморское по пер. Южный,2 на праве частной собственности принадлежит ФИО8, квартира имеет общую площадь 35,8 кв.м., в том числе жилую – 20,4 кв.м., что подтверждается Свидетельством о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданном согласно распоряжению (приказу) от ДД.ММ.ГГГГ, схематическим планом земельного участка и планом усадьбы и строений домовладения (л.д.114-116, 96).

Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН, предоставленным по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ, объекты недвижимости по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, <адрес> поставлены на кадастровый учет с КН 90:14:010102:393, 90:14:010102:4869, 90:14:010102:7971, 90:14:010102:7972, а именно: объекту недвижимости по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, <адрес> – жилой дом, площадью 35 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ присвоен КН 90:14:010102:393, правообладатель – ФИО1, общая долевая собственность, 11/20 от ДД.ММ.ГГГГ; объекту недвижимости по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, <адрес> – многоквартирный дом, площадью 70,8 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ присвоен КН 90:14:010102:4869; объекту недвижимости по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, <адрес> – жилое помещение, квартира, площадью 35 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ присвоен КН 90:14:010102:7971; объекту недвижимости по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, <адрес> – жилое помещение, квартира, площадью 35,8 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ присвоен КН 90:14:010102:7972.

Разрешая спор и проверяя законность указанного решения регистрирующего органа, суд исследовал инвентарное дело на спорное домовладение, в котором указан расчёт долей (л.д.94-116), копии документов, являвшихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный, 2/36, КН 90:14:010102:393, согласно которых площадь 11/20 доли указана как площадь целого объекта лит «А» и составляет 35,0 кв.м. (л.д.86-93), Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, исследованные в судебном заседании, установил, что имеется задвоение кадастровых номеров объектов недвижимости, в том числе спорного объекта, при этом судом также установлено, что параметры здания (домовладения), его частей не изменены, изменение площади произошло из-за ошибки в указании общей площади дома, что не относится к изменениям объекта капитального строительства.

Однако, на основании вышеизложенного, с учетом установленных в судебном заседании фактов, суд считает, что исправление технической ошибки в записях или, как полагает истец, реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателя фактической доли домовладения, оформленной в виде <адрес> по пер. Южный в <адрес> пгт Черноморское.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ, в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ, исковые требования о признании незаконным Решение о приостановлении кадастрового учета, изложенное в Уведомлении о приостановлении кадастрового учета № КУВД-001/2022-4650124/1 от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, а именно: обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исправить реестровую ошибку в сведениях о площади объекта недвижимости жилой дом с кадастровым номером 90:14:010102:393, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, пер. Южный 2/36, на основании поданного заявления № MFC-0683/2022-18413-1 от ДД.ММ.ГГГГ и поданных с ним документов.

В связи с вышеизложенным, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы оставить на сторонах.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление, ФИО1, представителя ФИО2, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО3, о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, о понуждении исправить реестровую ошибку, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Ильичева