ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-292/22 от 27.01.2022 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-292/22

26RS0017-01-2021-005674-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Домоцева К.Ю., при секретаре судебного заседания Мамышевой М.С., с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 на основании доверенности и ордера адвоката Арцыбашевой Д.Д., представителя административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда по адресу: 357744, <...>, тел/факс <***>, E-mail: kislovodsk.stv@sydrf.ru, дело по административному иску Дудова Отара Руслановича, ФИО2 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным решения УАиГ администрации г. Кисловодска, обязании рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в Кисловодский городской суд к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным решения УАиГ администрации г. Кисловодска, обязании рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В обосновании заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, в лице заместителя Главы администрации города-курорта Кисловодска-председателя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска ФИО4, выступающей в качестве арендодателя с одной стороны и ФИО1, ФИО2, выступающей в качестве арендаторов с другой стороны, заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. данного договора арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок из земель населённых пунктов, площадью 60 кв.м., имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях: под магазин. В границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.

На участке расположен объект недвижимого имущества:

-нежилое здание-магазин, площадью 439 кв.м., запись о государственной регистрации права , .

Согласно п. 21 договора срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, в лице председателя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска ФИО5, выступающей в качестве арендодателя с одной стороны и ФИО1, ФИО2 выступающими в качестве арендаторов с другой стороны, заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. данного договора арендодатель, предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок из земель населённых пунктов, площадью 104 кв.м., имеющий кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях: под магазин, код 4.4, указанного в кадастровом паспорте земельного участка.

На участке имеется объект недвижимости-нежилое здание запись о государственной регистрации , .

Согласно п. 2.1 договора срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. сторона административного истца обратилась с заявлением с управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, в котором на основании ст.ст. 5.1,30,36 Градостроительного кодекса РФ, просила изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 104 кв.м., и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «под магазин» на вид разрешенного использования «Гостиничное обслуживания».

ДД.ММ.ГГГГ. от управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска получен ответ на заявление (от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что согласно зонированию городских территорий, определённому «Правилами землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска», утверждённым решением думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровым номером , площадью 104 кв.м. и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес><адрес> находятся в зоне-ЖМ, зона многоэтажной жилой застройки. Согласно ст. 33.4. правил, в зоне многоэтажной жилой застройки (ЖМ) градостроительными регламентами предусмотрена:

-площадь земельного участка под гостиницы емкостью до 12 номеров по расчету ПСД с учетом парковки 70% но не менее 900 кв.м.;

-площадь земельного участка под гостиницы более 12 номеров мин. 2500 рублей.

По заявлению стороны истца об изменении вида разрешенного использования земельных участков, сотрудники Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, давая ответ о принятом решении (об отказе в изменении назначений земельных участков) не принимая во внимание возможность предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, приняли категоричное решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером площадью 104 кв.м. и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> кроме того, не учли наличие уже построенных объектов недвижимости на указанных земельных участках, чем нарушили права и законные интересы ФИО1 и ФИО2, в связи с чем, считают решение, принятое управлением архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, уточнив требования, истцы просили суд:

-признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером , площадью 104 кв.м., и с кадастровым номером площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под магазин» на «гостиничное обслуживание»;

-обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу предоставить государственную услугу ФИО1 Отару Руслановичу, ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером , площадью 104 кв.м., и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под магазин» на «гостиничное обслуживание».

С внесением изменений в сведения ЕГРН в пункт «Разрешенное использование» с вида «под магазин» на вид разрешенного использование под «гостиничное обслуживание».

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 на основании доверенности и ордера адвокат Арцыбашев Д.Д., поддержала заявленные требования, по основаниям изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просил суд отказать в удовлетворении иска.

В судебное заседание административные истцы не явились, предоставив ходатайство о рассмотрении в их отсутствие.

Согласно статье 226.6 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Судом, явка представителя указанных лиц обязательной признана не была. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, нарушенные права могут быть восстановлены посредством реализации права на судебную защиту в конкретной процедуре. Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии с подведомственностью дел определена ст. 11 ГК РФ. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, пресечение действий, нарушающих право или создающего угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализация законных интересов либо на него незаконно возложена какая либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав и других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными полномочиями Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд и оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, и ФИО1, ФИО2, заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. данного договора арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок из земель населённых пунктов, площадью 60 кв.м., имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях: под магазин. В границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.

На участке расположен объект недвижимого имущества:

-нежилое здание-магазин, площадью 439 кв.м., запись о государственной регистрации права , .

Согласно п. 21 договора срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, и ФИО1, ФИО2, заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1. и п. 1.2. данного договора арендодатель, предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок из земель населённых пунктов, площадью 104 кв.м., имеющий кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, пер. Зеркальный, 17, для использования в целях: под магазин, код 4.4, указанного в кадастровом паспорте земельного участка.

На участке имеется объект недвижимости-нежилое здание запись о государственной регистрации , .

Согласно п. 2.1 договора срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. административные истцы обратилась с заявлением с управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, в котором просили изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером :64, площадью 104 кв.м., и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «под магазин» на вид разрешенного использования «Гостиничное обслуживания».

ДД.ММ.ГГГГ. от управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска получен ответ на заявление (от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что согласно зонированию городских территорий, определённому «Правилами землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска», утверждённым решением думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровым номером , площадью 104 кв.м. и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, пер <адрес>, находятся в зоне-ЖМ, зона многоэтажной жилой застройки. Согласно ст. 33.4. правил, в зоне многоэтажной жилой застройки (ЖМ) градостроительными регламентами предусмотрена:

-площадь земельного участка под гостиницы емкостью до 12 номеров по расчету ПСД с учетом парковки 70% но не менее 900 кв.м.;

-площадь земельного участка под гостиницы более 12 номеров мин. 2500 рублей.

Согласно ч.8.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Обязанность и распределение бремени доказывания разъяснено сторонам в определении о подготовке, врученном сторонам своевременно.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса, земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 ст. 1 и статей 37,38 ГрК РФ следует, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотносится с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

В соответствии с частью 5 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентам минимальных размеров земельных участков в данном случае размеры земельных участков составляют 104 и 60 кв.м., либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно ч. 2 ст. 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Проект разрешения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ с учётом положений статьи 39 ГрК РФ. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с ч. 5 ст. 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течении семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 40 ГрК РФ рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

По смыслу положений ст. 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учётом поступившего заключения о результатах публичных слушаний.

Итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний, и глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения.

Любое заинтересованное лицо, не согласное с принятым органом местного самоуправления решения по вопросу о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вправе обжаловать его в судебном порядке.

В соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путём приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Право на обжалование в суде действий (бездействий) должностных лиц, органов государственной власти предусмотренное ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заявителем реализовано путём подачи в суд настоящего заявления его рассмотрения его судом.

В соответствии со ст. 227 «Кодекса административного судопроизводства РФ» по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе и об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что административный ответчик ограничился формальным ответом, дав обжалуемый отказ, не разъяснив заявителям какие необходимо совершить действия и мероприятия, для разрешения вопроса указанного в заявлении в соответствии с нормами ГрК РФ, чем нарушены права административных истцов, а также нормы ГрК РФ указанные выше, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку подтверждаются материалами исполнительного производства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Дудова Отара Руслановича, ФИО2 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным решения УАиГ администрации г. Кисловодска, обязании рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка-удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером , площадью 104 кв.м., и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под магазин» на «гостиничное обслуживание».

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу предоставить государственную услугу ФИО1 Отару Руслановичу, ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером , площадью 104 кв.м., и с кадастровым номером , площадью 60 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «под магазин» на «гостиничное обслуживание».

С внесением изменений в сведения ЕГРН в пункт «Разрешенное использование» с вида «под магазин» на вид разрешенного использование под «гостиничное обслуживание».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья К.Ю.Домоцев

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 03 февраля 2022 года

Судья К.Ю.Домоцев