Дело №2а-2931/2023
УИД 92RS0004-01-2023-002952-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
02 ноября 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шепитько ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании решения незаконным и обязательстве совершить определенные действия,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от 15.08.2023, оформленного письмом №ГУ-исх-9038/23 об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность без проведения торгов за плату; возложить на административного ответчика обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов, на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 через МФЦ обратилась в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность без проведения торгов за плату. Решением административного ответчика, оформленного письмом от 15.08.2023 № ГУ-исх-9038/23 в предоставлении государственной услуги было отказано со ссылкой на п.п. 4 п. 2.9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов», утвержденного приказом Департамента от 23.12.2021 № 20-АР (далее – Административный регламент), п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а именно согласно информации, предоставленной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (акт обследования от 02.06.2023 № ГУ-12317/23), в результате обследования испрашиваемого земельного участка выявлено нарушение прав третьих лиц: в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости – капитальное двухэтажное здание, не указанное заявителем, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы не представлены. Так же сообщено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополь применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкерман, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 № 730-ПП (далее Правила), и ввиду того, что на вышеуказанный объект недвижимости у заявителя отсутствуют правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, для которой предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%. Также, согласно п.п. 5 п. 1.7 Правил, в пределах одного земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» разрешается строительство одного объекта индивидуального жилищного строительства.
С указанным отказом административный истец не согласна, считает его принятым с нарушением норм действующего законодательства РФ, в связи с чем просит признать действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу в предоставлении государственной услуги незаконными и обязать административного ответчика заключить с административным истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причин не явки суду не сообщила.
Представитель административного истца – ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено административным ответчиком 15.08.2023, административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 29.08.2023 т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, а также арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г<данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
25.05.2023 ФИО2 обратилась за предоставлением земельного участка на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ посредством подачи заявления в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя через ГАУ «МФЦ в <...>/2023/19609 от 25.05.2023) о получении государственной услуги – предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность без проведения торгов за плату, зарегистрированное под вх. № ГУ-12317/23 от 26.05.2023.
Решением административного ответчика оформленного письмом от 15.08.2023 № ГУ-исх-9038/23 в предоставлении государственной услуги было отказано со ссылкой на п.п. 4 п. 2.9 Административного регламента, п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно согласно информации, предоставленной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (акт обследования от 02.06.2023 № ГУ-12317/23), в результате обследования испрашиваемого земельного участка выявлено нарушение прав третьих лиц: в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости – капитальное двухэтажное здание, не указанное заявителем, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы не представлены. Так же сообщено, что в соответствии с Правилами, и ввиду того, что на вышеуказанный объект недвижимости у заявителя отсутствуют правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, для которой предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%. Также, согласно п.п. 5 п. 1.7 Правил, в пределах одного земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» разрешается строительство одного объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности: - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 данного Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.4).
Аналогичные основания для отказа в предоставлении государственной услуги содержит п.п. 4 п. 2.9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов», утвержденного приказом Департамента от 23.12.2021 № 20-АР.
Актом обследования № ГУ-12317/23 от 02.06.2023, составленного государственным инспектором территориального отдела контроля за использованием земельных участков по Нахимовскому и Ленинскому районам Инспекции по контролю за использованием имущества Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 91<данные изъяты> расположено капитальное двухэтажное здание, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы не представлены. Данный факт подтверждается фотоматериалами, которые приложены к акту обследования.
В материалы дела не представлены сведения о постановке данного здания на кадастровый учет и регистрации на него каких-либо прав.
Следовательно, наличие на испрашиваемом земельном участке двухэтажного здания, в отсутствие доказательств постановки его на кадастровый учет и принадлежности заявителю, в силу п. 4 статьи 39.16 ЗК РФ препятствует предоставлению заявителю данного земельного участка в собственность без проведения торгов за плату.
Доводы административного истца о том, что она является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного на испрашиваемом земельном участке и в силу действующего законодательства имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не отменяют нахождение на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> капитального двухэтажного здания, согласно представленными в суд доказательствам, которые административным истцом не опровергнуты.
При этом заявитель, как собственник объекта недвижимого имущества, не лишена права и не ограничена в возможности использования указанного земельного участка для обслуживания объекта недвижимости на основании действующего Договора аренды земельного участка.
С учетом указанных выше обстоятельств, решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 15.08.2023 № ГУ исх. – 9038/23 об отказе предоставления государственной услуги по заявлению о предоставлении в собственность без торгов за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а, следовательно, не может быть признано незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Шепитько ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя о признании решения незаконным и обязательстве совершить определенные действия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.11.2023
Председательствующий У.С. Григорьева