ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2933/2022 от 06.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-003031-85

Дело № 2а-2933/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Матулис А.Д.,

с участием представителя административного истца Нуржанова Ю.Н.,

представителя административного ответчика Посохиной Я.Н.,

представителя заинтересованного лица Журавель П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению Лабутиной Л.Т. к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании решения незаконным,

установил:

Лабутина Л.Т. обратилась в суд с административным иском к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании границ объекта электрического хозяйства.

В обоснование своих требований, с учетом дополнений, указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу:с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 754 кв.м. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Никаких обременений или ограничений на земельный участок наложено не было. В 2022 году было принято решение построить жилой дом на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ получала выписку из ЕГРН, из которой следовало, что Западно-Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено решение о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением наложино ограничение (обременение) на земельный участок. С решением не согласна, поскольку никто с ней не согласовывал границы охранной зоны, не согласовывали наложение ограничений на земельный участок, более того, о принятом решении не было сообщено, никаких извещений или уведомлений также не получала. Данным решением земельный участок попал в охранную зону на 33% (250 кв.м.) от общей площади земельного участка, которая составляет 754 кв.м. Указанным решением ограничена в своих правах, как собственник земельного участка. Административный ответчик не произвел проверку полноты и достоверности представленных документов, в частности в представленном решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, выданном администрацией Нытвенского городского поселения нет указания на земельный участок административного истца, он указан лишь в плане границ объекта; в заявлении ОАО «МРСК Урала» о согласовании границ охранной зоны, а именно в приложении к заявлению отсутствует информация в пунктах 7-9; копии документов не заверены. С учетом неполноты и недостоверности представленных сведений, административный ответчик должен был отказать в согласовании границ охранной зоны (л.д.118-121).

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещена судом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал, также поддержал доводы дополнения к административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении (л.д. 51).

Определением суда от 09.08.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «МРСК Урала» (л.д. 87-88).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении (л.д. 98-99).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, площадью 754 кв.м. (л.д. 14-16,17).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в границах земельного участка с кадастровым номером на 233 кв.м. установлена охранная зона - Охранная зона особыми условиями использования территорий ВЛ-10кВ ф. Усть-Нытва от ПС Заречье, ВЛ-0,4КВ Ф.1 от ТП-50753, КЛ-10 кВ ф. Усть-Нытьва от ПС Заречье (л.д. 18-36).

Из материалов дела следует, что строительство линии ВЛ-10кВ ф. Усть-Нытва от ПС Заречье осуществлялось в рамках технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-62,63-64).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нытвенского городского поселения выдано ОАО «МРСК Урала» решение о размещении объектов на размещение СТП, ВЛ-10 кВ, ПРВТ-10 для электроснабжения объекта для ведения ЛПХ по адресу:на землях государственной собственности в кадастровых кварталах , , , на срок – период строительства и эксплуатации (л.д. 71).

ДД.ММ.ГГГГ Филиал ОАО «МРСК Урала» обратилось а Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства и выдаче решения о согласовании указанных границ охранной зоны ВЛ-10кВ ф. Усть-Нытва от ПС Заречье, ВЛ-0,4КВ Ф.1 от ТП-50753, КЛ-10 кВ ф. Усть-Нытьва от ПС Заречье, принадлежащего ОАО «МРСК Урала» на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95).

К заявлению были приложены текстовое и графическое описание местоположения границ и сведений ЗОУИТ; договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ; техническое условие для присоединения к электрическим сетям -зп-1181 от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приеме-передаче объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приеме-передаче здания от ДД.ММ.ГГГГ; решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ; поопорная схеме ВЛ 10 кВ Усть-Нытва; описание местоположения границ охранной зоны ВЛ-10кВ ф. Усть-Нытва от ПС Заречье, ВЛ-0,4КВ Ф.1 от ТП-50753, КЛ-10 кВ ф. Усть-Нытьва от ПС Заречье (л.д. 96).

ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрев заявление ОАО «МРСК Урала» приняло решение о согласовании границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10кВ ф. Усть-Нытва от ПС Заречье, ВЛ-0,4КВ Ф.1 от ТП-50753, КЛ-10 кВ ф. Усть-Нытьва от ПС Заречье (л.д. 55).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 пояснил, что его мать является собственником земельного участка с 2016 года, обременений на участке не было. Было принято решение о строительстве дома на земельном участке, и обнаружили, что возникла охранная зона 10 метров. Согласно п. 6 Постановления Правительства № 160 охранная зона считается установленной после того, как будет занесена на кадастровый учет, то есть это дата ДД.ММ.ГГГГ, а участок был куплен в 2016 году. Участок составляет 754 кв. м., то есть при возникновении данной охранной зоны участок уменьшается на 34 %, также в глубине участка находится лог, что с учетом охранной зоны делает невозможным строительство на земельном участке. На улице есть два жилых дома и один дом нежилой, при строительстве ЛЭП эти дома уже стояли и работники, которые занимались строительством ЛЭП, должны были задаться вопросом что под ЛЭП попадают жилые дома. Данная ЛЭП идет под землей, на участке истца воздушной линией, потом снова под землей. За решением о согласовании строительства на земельном участке в сетевую организацию не обращались, так как считает, что ЛЭП построена не законно, поскольку не спросили согласия административного истца.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор межрегионального отдела Государственного экологического и технологического Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО11 пояснил, что пакет документов о согласовании границ охранной зоны рассматривается в соответствии с Приказом Ростехнадора от 17.01.2013 года № 9 по заявлению сетевой организации, перечень необходимых документов прописан в данном приказе. Согласование заявления ОАО «МРСК Урала» в отсутствие заполнения пунктов 7, 8, 9 в заявлении было возможно, поскольку эти графы заполнять необязательно, их незаполнение не влияет на принятие решения. Все документы, которые сейчас исследуются, были приложены к заявлению, основным является описание местоположения границ, которые установляются кадастровым инженером. Решение Администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урала» предоставляли в качестве подтверждающего документа о праве собственности, которое не исследуется на предмет того, что там расположено, объекты, расположенные в охранной зоне, исследуются на основании основного документа – описания местоположения границ. К заявлению были приложены оригиналы документов, соответственно, копии остаются в Ростехнадзоре и не заверяются, а оригиналы возвращаются заявителю.

Проанализировав указанные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) является одним из видов зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N 160 (далее Правила установления охранных зон).

Согласно пунктам 5, 6 Правил установления охранных зон охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Согласование границ охранной зоны проводится в соответствии с Порядком согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденного приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9 (далее – Порядок)

Согласно п. 9 Порядка для согласования границ охранной зоны сетевая организация представляет в территориальный орган по каждому объекту электросетевого хозяйства заявление, оформленное в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, и прилагаемые к нему документы:

опись документов по прилагаемой форме согласно приложение N 2 к настоящему Порядку;

информацию о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;

сведения, подтверждающие наличие записи о государственной регистрации прав на объект недвижимости (в случае если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства);

подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ таких зон (в виде электронного документа в формате XML, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица) (далее - XML-документ, содержащий описание местоположения границ охранной зоны);

документ на бумажном носителе, который визуально воспроизводит вышеуказанные сведения о границе охранной зоны и на графической части которого красными сплошными линиями нанесены такие границы (далее - карта (план) охранной зоны).

В силу п. 11 Порядка при согласовании границ охранной зоны не допускается требовать предоставления иных сведений и документов, помимо указанных в пункте 9 настоящего Порядка.

На основании п. 12 Порядка копии документов, представляемые сетевыми организациями в территориальные органы в соответствии с настоящим Порядком, заверяются сетевой организацией. Копии документов не заверяются сетевой организацией в случае представления вместе с ними подлинников документов.

В силу п. 18 Порядка решение об отказе принимается территориальным органом в следующих случаях:

а) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям пункта 9 настоящего Порядка в части соответствия требованиям Правил, комплектности и правильности оформления;

б) заявление и прилагаемые к нему документы представлены с нарушением Правил и (или) содержат недостоверные сведения.

Таким образом, вышеуказанный Порядок и Правила установления охранных зон не предусматривают обязанности сетевой организации по согласованию границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства с собственниками земельных участков, на территорию которых охранная зона будет распространяться.

В данном случае, права собственников земельных участков, подлежат восстановлению путем возмещения убытков, в соответствии со ст.56 Земельного кодекса РФ, согласно которой возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

При таких обстоятельствах доводы административного иска об отсутствии согласия Лабутиной Л.Т. на установление охранной зоны, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку в соответствии с действующим правовым регулированием для установления охранной зоны не требуется наличие такого согласия, как и последующего уведомления собственника о границах охранной зоны.

Доводы административного истца о наличии оснований для отказа в согласовании границы охранной зоны, в связи с неполнотой и недостоверностью сведений, представленных сетевой организацией в Западно-Уральское управление Ростехнадзора, подлежат отклонению, поскольку материалами дела объективно подтверждается представление ОАО «МРСК Урала» необходимых документов, предусмотренных Порядком.

Неуказание в схеме предполагаемых к использованию частей земельного участка, являющейся приложением к решение о размещении объектов № 16 от 19.08.2016, выданному администрацией Нытвенского городского поселения, графического изображения земельного участка административного истца (л.д.125), не свидетельствует о недостоверности данного документа, поскольку он разработан с целью определения границ проектируемого к размещению объекта. Данное решение является документом, подтверждающим права сетевой организации на объект сетевого хозяйства, в то время как оценка законности правоустанавливающих документов, не входит в полномочия органов Ростехнадзора при решении вопроса о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства.

Доводы о предоставлении ОАО «МРСК Урала» незаверенных копий подлежат отклонению, поскольку в судебном заседании установлено, что сетевой организацией вместе с копиями были представлены подлинники документов, в связи с чем в силу п. 12 Порядка копии документов не заверяются сетевой организацией.

Незаполнение в информации о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства строк 7-9 - количество цепей (одно-, двухцепная); применение провода (самонесущий, изолированный, неизолированный); переходы линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) с указанием номеров опор (л.д.96 – оборот) также не свидетельствует о какой-либо недостоверности или неполноте представленных сведений.

В соответствии с п.14 Порядка при рассмотрении заявления сетевой организации и прилагаемых к нему документов территориальный орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений на соответствие требованиям Правил.

Оценив представленные документы, государственный инспектор пришел к выводу, что представленной информации о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства достаточно для согласования границ охранной зоны, отсутствие указанных административным истцом сведений не могло являться законным основанием для принятии решения об отказе в согласовании границ охранной зоны.

При этом суд учитывает пояснения представителя заинтересованного лица, что в объекте линии разного напряжения 10 кВ и 0,4 кВ, соответственно, цепи и провода используются разные, их невозможно указать в данном заявлении. Относительно графы 9, то в заявлении в данной графе указан прочерк, следовательно, если отсутствуют переходы через водоемы, данная графа не может быть заполонена.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных Лабутиной Л.Т. требований о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства незаконным, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Лабутиной Л.Т. к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным решения о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева