ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-293/2021 от 11.03.2021 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

судьи Шаталовой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Ханахмедове Т.П.,

с участием представителя административного ответчика государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Ефремовскому отделению государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» о признании бездействия незаконным и обязании провести первичную техническую инвентаризацию (изготовлении технического паспорта) в отношении гаража,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Ефремовскому отделению государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» о признании бездействия незаконным и обязании провести первичную техническую инвентаризацию (изготовлении технического паспорта) в отношении гаража.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» был заключен договор на проведение первичной технической инвентаризации объекта недвижимого имущества - гаража, расположенного по адресу: <адрес>, при этом необходимость изготовления указанного паспорта была вызвана тем, что она должна была представить его в качестве доказательства в рамках гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО3, <данные изъяты> о признании права собственности на гараж, и судом было вынесено определение о проведении первичной технической инвентаризации спорного гаража. Однако, несмотря на то, что услуги ответчиков были ею оплачены в полном объеме, в изготовлении технического паспорта на гараж, как на самостоятельный объект недвижимого имущества, ей было отказано, и вместо технического паспорта на гараж ей был предоставлен дубликат технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который у нее имеется. Свои действия ответчики мотивировали тем, что гараж обозначен на ситуационном плане на вышеуказанный жилой дом, в связи с чем данный гараж является частью жилого дома и отдельно на гараж технический паспорт не может быть изготовлен.

Указывает, что в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В силу ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В письме от 22.03.2017 № ОГ-Д23-3198 Министерство экономического развития Российской Федерации разъяснило, что включение, невключение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения (с учетом соблюдения требований законодательства к их организации и строительству): если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) - его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания; если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию - решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет). Если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома), такой «блок» является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания; если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием, сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета.

Также указывает, что гараж, в отношении которого просила провести первичную техническую инвентаризацию с изготовлением технического паспорта, расположен отдельно от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Гараж никак не связан конструктивно с указанным домом. Кроме того, он построен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Таким образом, гараж является объектом недвижимости, подлежащим государственному учету как индивидуально-определенная вещь. Своим отказом в проведении первичной технической инвентаризации и изготовлении технического паспорта в отношении гаража ответчики создали ей препятствие в реализации в отношении данного имущества прав собственника. Поскольку без технической инвентаризации невозможен кадастровый учет объекта недвижимости, а, соответственно, не могут быть зарегистрированы на него права. Ей необходим технический паспорт для подтверждения своих прав как собственника на гараж в судебном процессе по гражданскому делу . Бездействие ответчиков по проведению первичной технической инвентаризации в вышестоящую организацию либо в иные органы контроля (надзора) не обжаловалось.

Просит признать незаконным бездействие ответчиков по проведению первичной технической инвентаризации (изготовлению технического паспорта) в отношении объекта недвижимого имущества - гаража, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем проведения первичной технической инвентаризации (изготовления технического паспорта) в отношении гаража, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 4-5).

Административный истец ФИО2 и представитель административного ответчика Ефремовского отделения государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не сообщили суду об уважительной причине неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие и об отложении рассмотрения дела, в связи с чем суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что на хранении в Ефремовском отделении ГУ ТО «Областное БТИ» находится инвентарное дело на жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>. Согласно материалам инвентарного дела жилой дом был принят на технический учет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ на проведение первичной технической инвентаризации жилого дома с изготовлением копии технического паспорта и кадастрового паспорта объекта. По данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке расположены жилой дом, подвал, балкон, гараж, забор с воротами, канализация, газопровод. В соответствии с приказом министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. Согласно приложению 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации к вышеуказанному приказу, домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. В том числе, на земельном участке здания подразделяются на основные и служебные. Основным называется здание, которое среди других на земельном участке является главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. На одном земельном участке может быть одно или более зданий. Служебным называется строение, которое по отношению к основному зданию имеет второстепенное значение на земельном участке. К числу служебных строений относятся сараи, гаражи, в том числе индивидуального пользования, навесы, дворовые погреба и т.п. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.08.2006 № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества» утверждены форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок оформления технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В январе 2021 года в связи с поручением Ефремовского районного суда Ефремовским отделением было проведено обследование гаража и надлежащим образом изготовлен технический паспорт на жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>. Гараж не является самостоятельным объектом технического учета, так как литера «Г» - гараж и литера «А» - жилой дом, находятся на обособленном земельном участке, огороженном забором, и представляют собой одно домовладение, где гараж относится к числу служебных строений. Работы по договору с ФИО2 выполнены в полном объеме в соответствие с Инструкцией и действующим законодательством Российской Федерации. В действиях БТИ отсутствует бездействия, поскольку органы БТИ свою работу выполнили. Оснований для возложения обязанности на органы БТИ провести первичную техническую инвентаризацию не имеется, поскольку первичная техническая инвентаризация проведена в 2010 году, а допускается проведение текущей инвентаризации в целях выявления каких-то изменений, что отражается в техническом паспорте, то есть органы БТИ свою работу выполнили четко, грамотно и правильно, но технический паспорт на объект инвентаризации ФИО2 не забрала. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или
иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение
оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми
актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим
спорные отношения.

Часть 11 статьи 226 КАС РФ предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 37 от 04.08.1998, на которую ссылается сторона административного ответчика, она определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание (п. 1.1); на каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело (п. 1.2); учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (п. 1.3).

Как следует из Приложения № 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 37 от 04.08.1998, домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. Строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения. Различают жилые и нежилые здания. Жилое здание - жилой дом постоянного типа, рассчитанный на длительный срок службы. Нежилое здание - предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей.

Согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятым Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, в порядке, устанавливаемом данными Рекомендациями, технической инвентаризации подлежат здания административного, бытового, лечебного, оздоровительного, спортивного, культового и другого назначения, подпадающие под общепринятые понятия «гражданские здания» или «объекты соцкультбыта» (п. 1.1.). Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре (п. 1.2). Инвентарный объект определяется его границами и составом. Границы подразделяются на физические и условные. Граница физическая - искусственное сооружение (забор, стена, перекрытие), отделяющее друг от друга функциональные объемы или площади. Граница приравнивается физической, если в разрывах между ее конструктивными элементами направление граничной линии, задаваемое плоскостями, линиями или совокупностью физических точек, не вызывает сомнений. Так, при наличии межевых знаков в виде столбов в контурных (поворотных) точках границы земельного участка и в предположении прямизны линии границы между столбами граница приравнивается физической. В противном случае граница в разрывах становится условной. По степени совпадения условных и физических границ они подразделяются на нормативные и фактические. Нормативная граница определяется по совокупности признаков, указанных в законодательных или нормативных документах (проекте, землеотводных документах, решении местного Совета, суда и др.). Нормативные границы отражаются в инвентаризационно-технических документах в обязательном порядке, как физические, так и условные. При наличии споров между владельцами о границах физическая или условная граница становится спорной, что должно отражаться в инвентарных планах текстовой записью и условными знаками. Фактические границы изменчивы и фиксируются в инвентаризационно-технической документации (как физические, так и условные) на конкретную дату инвентаризации. Положение границ в период между инвентаризациями в документах БТИ не отражается (п. 2.3).

Постановлением правительства Тульской области № 384 от 24.08.2016 «О создании государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в целях реализации на территории Тульской области предусмотренных ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению постоянного хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации, использование и предоставление содержащихся в ней сведений 12.09.2016 создано государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации».

Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, постановлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 76-83), соответствующими свидетельствами (л.д. 74-75).

Как следует из Устава государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» предметом деятельности данного учреждения (учредителем которого является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области) является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тульской области в сферах постоянного хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации, использование и предоставление содержащихся в ней сведений, а также осуществление полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», наделение которыми осуществляется постановлением правительства Тульской области, при этом учреждение может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделения; для достижения целей деятельности данного учреждения оно осуществляет разные виды деятельности, в том числе деятельность по технической инвентаризации и техническому учету объектов капитального строительства (л.д. 66-73).

Из Положения о Ефремовском отделении государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», утвержденного приказом государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что оно является структурным подразделением, предметом деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тульской области в сферах постоянного хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации, использование и предоставление содержащихся в ней сведений, при этом данное отделение может осуществлять ряд видов деятельности, в том числе деятельность по технической инвентаризации и техническому учету объектов капитального строительства; подготовка документов, необходимых для государственного учета объектов капитального строительства (л.д. 84-88).

Как следует из материалов административного дела, в 2010 году была проведена инвентаризация объекта недвижимости по адресу: <адрес>, и был составлен технический паспорт на объект недвижимости по адресу: <адрес>, при этом объектом инвентаризации являлся не только жилой дом по данному адресу, но и гараж (лит. Г) площадью застройки 55,4 кв.м., что подтверждается техническим паспортом, составленным Ефремовским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-99). Сведений об обжаловании ФИО2 действий (бездействия), решения Ефремовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в рамках проведения первичной технической инвентаризации суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» был заключен договор на выполнение инвентаризационно-технических работ, при этом согласно данному договору ФИО2 просила выполнить работы по проведению первичной технической инвентаризации гаража в ГСК и изготовлению технического паспорта, и от заказчика были приняты документы: паспорт гражданина и запрос суда (л.д. 22-25).

Из содержания данного договора следует, что ГУ ТО «Областное БТИ» обязалось выполнить инвентаризационно-технические работы и изготовить техническую документацию в установленный срок в соответствии с условиями настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (п. 1). Подрядчик обеспечивает явку специалиста в указанный в договоре срок, а заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения работ: обеспечить доступ ко всем строениям и сооружениям, во все помещения и комнаты; обеспечить возможность доступа к обследованию всего земельного участка; оказать помощь при проведении замеров в необходимых случаях (п. 2). Дата выхода специалиста: ДД.ММ.ГГГГ (п. 3). Дата выхода специалиста подрядчика на объект может быть перенесена по просьбе заказчика на более поздний срок, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в бланке договора (п. 4). При технической инвентаризации жилого дома, садового дома, гаража, объекта незавершенного строительства, нежилого здания, иного здания, сооружения в состав работ включаются полевые и камеральные работы по инвентаризации строений и сооружений вспомогательного назначения, расположенных на земельном участке, а также инвентаризационные работы на земельном участке (приказ Минземстроя РФ 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», «Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения» (приняты Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991)) (п. 5). Дата получения документов: ДД.ММ.ГГГГ (п. 11).

Как следует их акта техника по инвентаризации строений и сооружений ДД.ММ.ГГГГ доступ к объекту инвентаризации не был обеспечен (л.д. 118).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» был заключен договор на выполнение инвентаризационно-технических работ, при этом согласно данному договору ФИО2 просила выполнить работы по проведению первичной технической инвентаризации гаража в ГСК и изготовлению технического паспорта; от заказчика были приняты документы: паспорт гражданина и запрос суда (л.д. 25-27).

Из содержания данного договора следует, что ГУ ТО «Областное БТИ» обязалось выполнить инвентаризационно-технические работы и изготовить техническую документацию в установленный срок в соответствии с условиями настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (п. 1). Подрядчик обеспечивает явку специалиста в указанный в договоре срок, а заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения работ: обеспечить доступ ко всем строениям и сооружениям, во все помещения и комнаты; обеспечить возможность доступа к обследованию всего земельного участка; оказать помощь при проведении замеров в необходимых случаях (п. 2). Дата выхода специалиста: ДД.ММ.ГГГГ (п. 3). При технической инвентаризации жилого дома, садового дома, гаража, объекта незавершенного строительства, нежилого здания, иного здания, сооружения в состав работ включаются полевые и камеральные работы по инвентаризации строений и сооружений вспомогательного назначения, расположенных на земельном участке, а также инвентаризационные работы на земельном участке (приказ Минземстроя РФ 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», «Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения» (приняты Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991)) (п. 5). Дата получения документов: ДД.ММ.ГГГГ (п. 11).

Также судом установлено, что одним из документов, на основании которого ФИО2 были заключены данные договоры, явились поручения суда о проведении технической инвентаризации с последующим изготовлением технического паспорта по гражданскому делу по иску ФИО2 о признании права собственности на гараж.

В 2021 году Ефремовским отделением ГУ ТО «Областное БТИ» были проведены инвентаризационно-технические работы и изготовлен технический паспорт на объект недвижимости по адресу: <адрес>, при этом в техническом паспорте указано, что гараж (лит. Г) имеет площадь застройки 55,4 кв.м. и его шлакоблоковые стены обложены кирпичом, что подтверждается техническим паспортом, составленным Ефремовским отделением ГУ ТО «Областное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-111).

Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 обратилась в государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» с заявлением о проведении первичной технической инвентаризации гаража в районе дома по <адрес> и выдаче технического паспорта на объект недвижимости, однако поскольку ранее в 2010 году уже проводилась первичная инвентаризация объекта недвижимости по адресу: <адрес>, то в 2021 году была проведена текущая инвентаризация и изготовлен технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражен гараж.

В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО2 ссылается на то, что своим отказом в проведении первичной технической инвентаризации гаража и изготовлении технического паспорта ей были созданы препятствии в реализации права собственности в отношении гаража, технический паспорт ей необходим для подтверждения своих прав как собственника на гараж в рамках гражданского дела , а также без технического паспорта невозможен кадастровый учет объекта недвижимости и регистрация прав на гараж.

Вместе с тем доказательств того, что за административным истцом зарегистрировано право собственности на вышеуказанный гараж, суду не представлено, в связи с чем оснований полагать, что отсутствие отдельного технического паспорта гараж создает препятствия в реализации права собственности, у суда не имеется.

Доводы административного истца ФИО2 о том, что технический паспорт на гараж ей необходим для подтверждения права собственника в рамках гражданского дела , не имеют правового значения в рамках рассмотрения настоящего административного дела, поскольку оценка доказательств по гражданскому делу осуществляется с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, при том, что никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы. Кроме того, в представленном техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о каком-либо собственнике данного гаража.

Также суд находит несостоятельными доводы административного истца ФИО2 о том, что без технического паспорта невозможен кадастровый учет объекта недвижимости и регистрация права собственности по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что в впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Ссылка стороны административного истца на письмо Министерства экономического развития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д23-3198 несостоятельна, так как оно касается включения площади автостоянки (гаража) в площадь жилого здания для целей кадастрового учета, при том, что из материалов дела не следует, что гараж включен в площадь жилого дома.

Из положений главы 22 КАС РФ следует, что признание незаконными решения, действия (бездействия) уполномоченного органа возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов гражданина.

Таким образом, суд в рамках рассмотрения настоящего административного дела не усматривает бездействия со стороны административных ответчиков, которое можно было бы признать не соответствующим нормам действующего законодательства, с учетом того, что ГУ ТО «Областное БТИ» были выполнены инвентаризационно-технические работы и изготовлен технический паспорт, при том, что с 01.01.2013 для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов не предусмотрено действующим законодательством, то есть отсутствует факт нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков. Вместе с тем, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, совокупности условий для удовлетворения административного иска - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту бездействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 к государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Ефремовскому отделению государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» о признании бездействия незаконным и обязании провести первичную техническую инвентаризацию (изготовлении технического паспорта) в отношении гаража.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к государственному учреждению Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», Ефремовскому отделению государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» о признании бездействия незаконным и обязании провести первичную техническую инвентаризацию (изготовлении технического паспорта) в отношении гаража - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Ефремовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 марта 2021 г.

Судья Л.В. Шаталова