ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-293/2022 от 21.02.2022 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-293/2022

УИД13RS0019-01-2022-000159-35

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рузаевка 21 февраля 2022 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Абаевой Д.Р.,

при секретаре Илькаевой И.А.,

с участием в деле:

административного истца – Алямкина В.Н.,

административного ответчика – следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия в лице его руководителя Волкова О.И.,

административного ответчика – Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, его представителя Волкова О.И., на основании доверенности от 15.02.2022 года,

заинтересованного лица – старшего инспектора по приему граждан и документационному обеспечению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Суховой И.Ю.,

заинтересованного лица – старшего инспектора контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Рузайкина А.Г.,

заинтересованного лица – следователя по особо важным делам следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Арисова И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алямкина В.Н. о признании незаконными действий (бездействия) следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия по нерассмотрению заявления в установленный законом срок,

установил:

Алямкин В.Н. обратился в суд с поименованным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что 11 октября 2021 года он, через интернет-приемную Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия обратился с заявлением о преступлении. Исходя из информации, предоставленной ему по телефону сотрудником Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия электронный файл с его заявлением о преступлении от 11.10.2021 года по техническим причинам не прикрепился к электронному обращению, в связи с чем ему было предложено повторно направить обращение и прикрепить к нему файл с заявлением от 11.10.2021 года. Им повторно, 13 октября 2021 года было направлено обращение через интернет-приемную СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия, прикрепив к нему файл с заявлением от 11.10.2021 года, которому был присвоен номер и которое, согласно ответа СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия от 19.10.2021 года было перенаправлено в порядке компетенции для рассмотрения в следственный отдел по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия.

Административный истец указывает, что в соответствии с положениями частей 2,3 статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» крайней датой для рассмотрения его обращения от 11.10.2021 года является 25 ноября 2021 года (общее число 43 дня 3+7+3+30).

В соответствии с положениями части 2 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, 29 ноября 2021 года он обратился с жалобой к и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия на действия (бездействия) сотрудников следственного отдела по г. Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия в связи с несвоевременным рассмотрением его заявления от 11.10.2021 года.

2 декабря 2021 года им было получено уведомление от руководителя следственного отдела по г. Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия от 1 декабря 2021 года в котором сообщалось, что его обращение, поступившее 1 ноября 2021 года в следственный отдел по г. Рузаевка было зарегистрировано 30 ноября 2021 года за номером

Несмотря на установленные частью 1 статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации сроки для рассмотрения его жалобы, только 29 декабря 2021 года он получил ответ от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия на жалобу от 29 ноября 2021 года, в котором сообщалось, что его заявление от 11 октября 2021 года принятое в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия 13 октября 2021 года поступило 1 ноября 2021 года в следственный отдел г. Рузаевка и зарегистрировано 30 ноября 2021 года в соответствии с положениями Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

13 января 2022 года при помощи почтовой связи ему было вручено почтальоном постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесенное по факту его обращения от 11.10.2021 года следователем по особо важным делам следственного отдела по г. Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия Арисовым И.С. 30 декабря 2021 года.

Административный истец указывает, что его электронное обращение от 11 октября 2021 года, зарегистрированное Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия 13 октября 2021 года с присвоением номера, было рассмотрено с нарушением сроков, при этом о продлении срока рассмотрения обращения в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» его никто не уведомлял, никаких уведомлений об этом от административного ответчика, он не получал. В связи с чем полагает, что нарушение следственным отделом по г. Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия, предусмотренного 30-дневного срока на рассмотрение обращения граждан привело к нарушению его права на рассмотрение обращения в установленный законом срок.

В связи с этим просит суд признать незаконными действия (бездействие) следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия по нерассмотрению его заявления от 11 октября 2021 года в установленный законом срок.

В возражениях на административное исковое заявление руководитель следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Волков О.И. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что 13 октября 2021 года Алямкин В.Н. обратился со своим обращением через интернет-приемную в следственное управление СК Российской Федерации по Республике Мордовия, в указанный день обращение было зарегистрировано. 19 октября 2021 года в соответствии со статьями 8, 11 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанное обращение было передано для рассмотрения по компетенции в следственный отдел по городу Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия, куда поступило 1 ноября 2021 года и в этот же день, данное обращение было зарегистрировано в порядке Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По результатам рассмотрения обращения в срок предусмотренный статьей 12 указанного Федерального закона от 02.05.2006 года (30 дней), 30 ноября 2021 года, в виду того, что в обращении, содержались данные указывающие на признаки преступления, обращение было зарегистрировано в книге регистрации сообщений о преступлениях следственного отдела по г. Рузаевка следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия под номером 432 для проведения проверки в порядке статей 144-145 УПК Российской Федерации. По результатам проведения проверки, в 30 суточный срок рассмотрения сообщения о преступлении, 30.12.2021 года было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в действиях Марчкова В.П. состава преступлений. Каких-либо нарушений следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, либо следственным отделом по г. Рузаевка Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия не допущено.

Административный истец Алямкин В.Н. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков – следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, Волков О.И. в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Обращение Алямкина В.Н., было зарегистрировано в следственном отделе г. Рузаевка 1 ноября 2021 года и рассмотрено изначально в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при этом 30 дневные сроки рассмотрения не нарушались, затем 30 ноября 2021 года, в виду того, что в обращении, содержались сведения указывающие на признаки преступления, заявление административного истца было зарегистрировано в следственном отделе г. Рузаевка в книге регистрации сообщений о преступлениях, в связи с чем началась проверка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и исчисление сроков, происходило в соответствии со статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Сроки, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, также нарушены не были, до истечения 30 суток, по обращению было принято решение, которое незамедлительно направлено в адрес Алямкина В.Н. В связи с этим в удовлетворении административного иска просит суд отказать.

Заинтересованное лицо – следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Арисов И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Алямкина В.Н., суду пояснил, что 1 ноября 2021 года в следственном отделе по городу Рузаевка СУ СК РФ по Республике Мордовия было зарегистрировано переданное со Следственного управления по Республике Мордовия и поступившее в данный день, обращение Алямкина В.Н. Изначально, данное обращение было зарегистрировано в порядке Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». До истечения 30 дней, 30 ноября 2021 года в виду того, что в обращении, содержались сведения указывающие на признаки преступления, данное заявление Алямкина В.Н. было зарегистрировано в книге регистрации сообщений о преступлениях и началась проводится проверка в соответствии с положениями и сроками установленными статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При проведении проверки по обращению Алямкина В.Н., в соответствии со статьей 144 УПК Российской Федерации, по ходатайству следователя, руководитель следственного отдела по г. Рузаевка СУ СК РФ по РМ дважды продлевал сроки проведения проверки – до 10 суток, а затем до 30 суток. По результатам проведения проверки, в 30 суточный срок рассмотрения сообщения о преступлении, им было вынесено 30.12.2021 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя социальной защиты населения по г. Рузаевка Марчкова В.П., на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 140, ч.1 ст.286, ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. 30 декабря 2021 года копии указанных постановлений он направил Алямкину В.Н. по месту его регистрации и прокурору г. Рузаевка. Действительно, по ошибке (не проставлен штамп следственного комитета), на конверте не указан адрес отправителя, но Алямкину В.Н. конверт с копией указанного постановления вручен почтальоном. В связи с указанным, считает требования Алямкина В.Н. необоснованными.

Заинтересованные лица – старший инспектор по приему граждан и документационному обеспечению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Сухова И.Ю., старший инспектор контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Рузайкин А.Г., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Алямкиным В.Н. административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно частям 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материала об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия 13 октября 2021 года за номером зарегистрировано заявление о преступлении из интернет-приемной Алямкина В.Н. (л.д.44-45).

Согласно представленного заявления административный истец требует произвести проверку и решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности за противоправные действия директора ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (л.д.47).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Руководствуясь частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должностное лицо, в чью компетенцию не входит рассмотрение вопросов, содержащихся в письменном обращении, направляет его в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

19 октября 2021 года заявление о преступлении СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия было передано вместе с сопроводительным письмом и материалами дела в следственный отдел по городу Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия, и получено указанным отделом 1 ноября 2021 года, о чем свидетельствует штамп на сопроводительном письме (л.д.43).

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17 в целях установления в системе Следственного комитета Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Законом N 59-ФЗ, утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно пункта 26 Инструкции "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета), независимо от ранее произведенной регистрации.

При поступлении в следственный отдел по г. Рузаевка СУ СК РФ по Республике Мордовия, указанное заявление Алямкина В.Н. 1 ноября 2021 года изначально было зарегистрировано в книге обращений следственного отдела за и находилось на рассмотрении у руководителя следственного отдела по г. Рузаевка в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в сроки установленные статьей 12 указанного Федерального закона (30 дней) (л.д.46).

В соответствии с пунктом 43 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации сообщением о преступлении является, в том числе заявление о преступлении.

Исходя из части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

30 ноября 2021 года указанное заявление о преступлении Алямкина В.Н. было зарегистрировано в книге регистрации сообщений о преступлении за , при этом руководителем следственного органа поручено следователю проведение проверки в порядке стаей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.47, 43, 46).

В силу части 3 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации руководитель следственного органа, вправе по мотивированному ходатайству следователя, продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 128 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте, запрете определенных действий и нахождении в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

3 декабря 2021 года и 10 декабря 2021 года, в соответствии с мотивированным ходатайством следователя, руководителем следственного отдела по городу Рузаевка следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия срок проверки сообщения о преступлении по заявлению Алямкина В.Н., дважды продлевался в соответствии с частью 3 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации до 10 суток и до 30 суток соответственно, с целью истребования необходимых документов, получения объяснений от заинтересованных лиц, в том числе и от Алямкина В.Н. Следователем следственного отдела по г. Рузаевка поручалось сотрудникам полиции производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий (л.д.61, 92).

В соответствии с ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по результатам сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений, в том числе и об отказе в возбуждении уголовного дела.

По указанному факту по результатам проверки по заявлению Алямкина В.Н. о преступлении следователем СО по г. Рузаевка СУ СК РФ по РМ Арисовым И.С. 30 декабря 2021 года принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Марчкова В.П. по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.102-105).

Уведомление о принятом решении с разъяснением порядка его обжалования и сама копия постановления, направлены Алямкину В.Н. 30 декабря 2021 года (Исх.р-21), по месту жительства почтовым отправлением, получено административным истцом 13 января 2022 года, о чем им лично указано в административном иске и подтверждается приобщенным к иску почтовым конвертом (л.д. 107, 19).

Доводы административного истца о не рассмотрении в установленный срок его заявления о преступлении, не могут быть признаны судом состоятельными, так как опровергаются исследованными доказательствами и установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Поступившее 13 октября 2021 года в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия через интернет – приемную обращение Алямкина В.Н. было зарегистрировано в установленном законом порядке и в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в семидневный срок – 19 октября 2021 года перенаправлено для рассмотрения в следственный отдел по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия (л.д. 43,44-45).

О принятии к рассмотрению и перенаправлении обращения в иной отдел Следственного комитета административный истец был извещен, что подтверждается приобщенными к материалам дела вэб-формой интернет обращения и сопроводительным письмом старшего инспектора Следственного управления по Республике Мордовия Суховой И.Ю. (л.д.14,15).

Обращение Алямкина В.Н. поступило в следственный отдел по городу Рузаевка следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия 1 ноября 2021 года, зарегистрировано в книге обращений следственного отдела за ж. и находилось на рассмотрении у руководителя отдела в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и именно с даты поступления обращения в следственный отдел по г. Рузаевка (1 ноября 2021 года) вновь началось исчисление срока предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При этом суд полагает необходимым отметить, что согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" порядок рассмотрения обращений граждан, установленный названным законом, распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения административного истца, руководитель следственного отдела по г. Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия усмотрев в нем данные, указывающие на признаки преступления, счел необходимым зарегистрировать его 30 ноября 2021 года в Книге регистрации сообщений о преступлениях следственного отдела по городу Рузаевка и провести проверку в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих не только порядок проведения проверки, но и ее сроки. 3 декабря 2021 года срок проверки сообщения о преступлении продлевался руководителем следственного отдела до 10 суток, а 10 декабря 2021 года продлен до 30 суток (л.д.46,47, 61, 92).

О всех процессуальных действиях, проводимых Следственным комитетом по заявлению Алямкина В.Н., последний уведомлялся письмами от 01.12.2021 года Следственного отдела по г. Рузаевка СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия, 29.12.2021 года СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия (л.д.17,18, 20). Кроме того, 21 декабря 2021 года в рамках проведения проверки по заявлению Алямкина В.Н., последний был опрошен следователем следственного отдела по г. Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия по фактам, изложенным им в заявлении о преступлении от 11.10.2021 года (л.д.97-98).

Вместе с тем, судом установлено, что следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Рузаевка следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Арисов И.С. в соответствии с процессуальными сроками, предусмотренными статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел заявление Алямкина В.Н. и 30 декабря 2021 года вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д.102-105). О чем заявителю дан ответ, направлена копия постановления, которая была получена им посредством почтовой связи (л.д.19, 20).

Данный факт был подтвержден самим административным истцом Алямкиным В.Н.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В данном случае, по мнению суда, действия (бездействия) следственного отдела по городу Рузаевка следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия не привели к нарушению прав и законных интересов административного истца и каких-либо негативных последствий для него не повлекло.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что административным истцом не приведено надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями его прав и законных интересов, а поэтому совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.

Право административного истца на рассмотрение его заявления и получение ответа по обращению реализовано, восстановления его прав не требуется, сроки и процедура рассмотрения обращения Алямкина В.Н. административными ответчиками не нарушены, в связи с чем отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о незаконности действий (бездействий) следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия.

Довод административного истца об отсутствии на полученном им конверте от следственного комитета по г. Рузаевка, адресата отправителя, в котором направлялась ему копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не свидетельствует о нарушении административными ответчиками прав и законных интересов административного истца и не влечет для него негативных последствий.

Довод Алямкина В.Н. о том, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела была направлена ему следователем после новогодних праздников в январе 2022 года, а не 30 декабря 2021 года, не является основанием для удовлетворения его требований, фактически ничем не подтвержден, напротив, из сопроводительного письма следователя Арисова И.С. усматривается, что копия постановления была направлена заявителю 30 декабря 2021 года о чем произведена регистрация почтовой корреспонденции под номером (л.д.107).

Доводы Алямкина В.Н. о необъективности проведенной следователем проверки по его заявлению о преступлении в порядке Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствие оснований для истребования следователем при проведении проверки дополнительных материалов, и как следствие незаконности вынесенного по его обращению постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не свидетельствуют о незаконных действиях (бездействии) следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, связанных с несвоевременным рассмотрением заявления административного истца, нарушении прав истца, поскольку истец не лишен права оспорить действия лиц, проводивших проверку в порядке главы 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает и в его удовлетворении считает необходимым отказать.

Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Алямкина В.Н. к следственному отделу по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконными действий (бездействия) следственного отдела по городу Рузаевка Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия по нерассмотрению заявления в установленный законом срок, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 21 февраля 2022 года.