ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-293/2023 от 10.08.2023 Топчихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-293/2023

22RS0053-01-2023-000362-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Топчиха 10 августа 2023 года

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Сухочевой С.В.,

с участием административного истца: заместителя прокурора Топчихинского района Алтайского края Баранова И.Д., административного ответчика: представителя Трусова Е.Д., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Топчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с административным исковым заявлением после проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, выявив в деятельности Администрации Топчихинского района Алтайского края существенные нарушения требований закона, при этом отметил следующее.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях -это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

На территории Топчихинского района Алтайского края расположено 38 населенных пунктов, в которых проживают граждане, осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые могут пострадать от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий.

Технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала, либо в помещениях с постоянным нахождением дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала организации; технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии; их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей; установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.

Административным ответчиком не создана муниципальная система оповещения населения в пределах границ муниципального образования, отвечающая требованиям законодательства. Местная система оповещения организована на базе аппаратуры РVR-4, установленной в зале оперативного дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы Топчихинского района, шести электросирен, расположенных в населенных пунктах с населением более 1000 человек. Система оповещения работает в ручном режиме, управление осуществляется из зала оперативного дежурного Единой диспетчерской службы района.

Проведенная в марте 2023 года проверка показала, что используемая на территории района система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС не сопряжена с региональной централизованной системой Алтайского края; она не является автоматизированной; существующая система не охватывает всю территорию Топчихинского района Алтайского края. Следовательно, имеющаяся на территории района система оповещения не соответствует предъявляемым требованиям законодательства, в том числе требованиям пунктов 3, 10, 13, 19, 27 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России , Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020.

С целью устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес Администрации Топчихинского района Алтайского края вносилось представление от 24.03.2023, по результатам рассмотрения которого данные нарушения не были устранены.

В настоящее время на центральной площади с.Топчиха установлено информационное табло, оборудование с функцией подачи звукового сигнала, заключены договоры по обеспечению передачи сигналов оповещения и экстренной информации о возникающих опасностях по сетям подвижной радиотелефонной связи с четырьмя операторами сотовой связи, имеется автоматизированная система оповещения РVR-4, СВ, УКВ радиостанции, достигнуто соглашение о возможности оповещения населения с привлечением автомобилей специальных служб (ПЧ, полиция, Росгвардия), реализована возможность отправки сообщений на электронную почту через Единую дежурно-диспетчерскую службу, имеется 5 мегафонов. В связи с дополнительными мероприятиями охват оповещения населения составляет 66,1%.

Вместе с тем, система оповещения признается готовой к выполнению задач, если не менее 75% населения проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системах) региональной системы оповещения.

Приоритетный режим функционирования системы оповещения автоматизированный, вместе с тем в системе оповещения используется лишь 6 в ручном режиме функционирования, а также с использованием мегафонов, сирен, ПВР, электронной почты, стационарных телефонов. Непосредственные работы по задействованию средств оповещения проводятся Единой дежурно-диспетчерской службой, находящейся в районном центре с.Топчиха. В ручном режиме функционирования включение (запуск) оконечных средств оповещения осуществляется непосредственно с мест их установки, что не позволяет Единой дежурно-диспетчерской службе оперативно обеспечить доведение сигналов оповещения до населения, находящегося на территории муниципального района. Документы о взаимодействии Администрации с экстренными службами района по использованию их транспортных средств, оснащенных громкоговорящими устройствами отсутствуют.

Таким образом, на территории Топчихинского района Алтайского края имеются отдельные элементы системы оповещения, которые не обеспечивают доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Используемая система оповещения не сопряжена с региональной централизованной системой Алтайского края; не является автоматизированной; не охватывает всю территорию Топчихинского района Алтайского края, то есть не соответствует предъявляемым законодательством требованиям.

Также, в рамках прокурорской проверки выявлены нарушения при формировании материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории МО Топчихинский район Алтайского края. Резервы финансовых и материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления уполномочены определить порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Административным ответчиком не принято надлежащих мер по созданию запаса (резерва) материальных ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.

Постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края № 424 от 16.11.2021 (в редакции от 22.07.2022 № 375) утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Топчихинского района Алтайского края, в которую включены, в том числе разделы №№ 1-4, а именно: «продовольствие», «вещевое имущество и предметы первой необходимости», «медицинское имущество», «строительные материалы». При этом, до настоящего времени конкретный перечень и объемы резерва материальных ресурсов по вышеназванным разделам номенклатуры не определены и фактически не созданы. Согласно данным номенклатуры объем и количество материальных ресурсов по данным разделам будет определено в зависимости от чрезвычайной ситуации, что противоречит законодательству, предусматривающему заблаговременное создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Более того, перечень материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включенный в разделы №№ 5-8 вышеуказанной номенклатуры, значительно сужен, что создает препятствия для оперативной и эффективной деятельности по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории района и их последствий. В частности, в номенклатуру не был включен ряд необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий материальных ресурсов: спасательные средства (предусмотрена лишь 1 лодка и 2 спасательных жилета), аварийно-спасательный инвентарь (лопаты, топоры, ведра складные, мотопилы, сварочное оборудование и т.д.), топливо (бензин, дизельное топливо, мазут топочный, керосин и т.д.), средства индивидуальной защиты (органов дыхания и кожи).

Тем самым, административным ответчиком не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что препятствует своевременному предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может повлечь за собой человеческие жертвы среди неопределенного круга лиц, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери, при том, что в Алтайском крае введен особый противопожарный режим.

Представление прокурора ДД.ММ.ГГ было направлено в адрес главы района, однако кардинальных мер по исправлению ситуации и созданию надлежащего резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не принято.

На прокурора возложена обязанность требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Способы досудебного понуждения органа местного самоуправления к надлежащему исполнению возложенных полномочий были исчерпаны.

Согласно уточненному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГ прокурор просит:

1.Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с требованиями Приложения № 1 к Положению о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020.

2.Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу определить конкретный перечень и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по разделам №№ 1-4 «продовольствие», «вещевое имущество и предметы первой необходимости», «медицинское имущество», «строительные материалы» номенклатуры, утвержденной постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края № 424 от 16.11.2021 (в редакции от 22.07.2022 № 375), в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 № 1119 «Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19.03.2021 № 2-4-71-5-11.

3.Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течении 4 месяцев со дня внесения изменений в номенклатуру создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Топчихинского района Алтайского края в соответствии с указанной номенклатурой.

В судебном заседании прокурор поддержал требования уточненного административного искового заявления от 25.07.2023, указав на ненадлежащее исполнение требований действующего законодательства административным ответчиком относительно создания на территории муниципального образования системы оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также определении конкретного перечня и объема резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в существующей номенклатуре, создании резерва материальных ресурсов. Прокурор отметил приоритет интересов населения, предотвращение последствий чрезвычайных ситуаций и причинении ущерба при разрешении спорного вопроса.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. При этом пояснил, что при существующей системе оповещения охват оповещения населения составляет 66,1%, что является достаточным и создано на высоком уровне. На территории района возможно оповещение населения о чрезвычайной ситуации по телефонам, рассылкой информации через мобильные средства связи, электросиренами, посредством диспетчерской службы. Это в основном ручной режим функционирования системы оповещения, автоматизированный режим не создан, система оповещения населения не сопряжена с региональной централизованной системой. Заявленный срок создания на территории района системы оповещения в течении 1 года является не достаточным и не исполнимым, на краевом уровне только в 2023 году решается вопрос о финансировании проектных работ по созданию региональной централизованной системы оповещения, необходимо как минимум 3 года для соединения районного центра с сельскими поселениями. Также необходимо финансовое обеспечение таких работ, о чем заявлялось административным ответчиком региональному руководству. Относительно резерва материальных ресурсов полагает, что он является достаточным и создан с учетом возможного и прогнозируемого чрезвычайного происшествия в виде подтопления с.Чистюнька Топчихинского района Алтайского края. Нецелесообразно расходовать денежные средства в большем объеме, так как при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации необходимые материальные ресурсы будут обеспечены. Считает допустимыми установленные прокурором сроки определения конкретного перечня и объемов материальных ресурсов в имеющейся номенклатуре и сроки фактического создания резерва материальных ресурсов.

В суде отсутствовал представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Алтайскому краю, извещенный о слушании административного дела в надлежащем порядке, который просил о рассмотрении дела без его участия.

В отзыве на уточненное административное исковое заявление представитель ГУ МЧС России по Алтайскому краю поддержал исковые требования прокурора в полном объеме. При этом отметил, что по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения района от 22.07.2022 муниципальная система оповещения оценена как «ограниченно готова к выполнению задач», процент оповещения населения составляет 66,1%. Данный показатель охвата населения достигнут благодаря ручному режиму функционирования, тогда как основной режим функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный, а готовность муниципальной системы оповещения оценивается как «готова к выполнению задач», если не менее 75% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных систем и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения. Имеющиеся средства оповещения в Топчихинском районе Алтайского края в случае возникновения чрезвычайных ситуаций не позволяют гарантировать своевременное и надлежащее доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения района об опасностях, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите. Определение материальных ресурсов на основании имеющейся в Администрации Топчихинского района Алтайского края номенклатуре, при проведении анализа и выявлении несоответствия, противоречит требованиям федерального законодательства и другим нормативным правовым актам Российской Федерации.

Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит положениям ст.ст.150, 226 ч.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обязательной явку неявившегося представителя заинтересованного лица суд не признавал.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

При производстве по административному делу суд установил обстоятельства, подтвержденные представленными материалами.

Прокуратурой района в марте 2023 года была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ГО и ЧС, в результате которой определено, что используемая на территории района система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не сопряжена с региональной централизованной системой Алтайского края, она не является автоматизированной, существующая система не охватывает всю территорию Топчихинского района Алтайского края, а имеющаяся система оповещения не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. Не соблюдены требования пунктов 3, 10, 13, 19, 27 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020. В связи с дополнительными мероприятиями и принятием Администрацией района мер по созданию рабочей системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации (информационное табло на центральной площади с.Топчиха, оборудование с функцией подачи звукового сигнала, заключение договоров по передаче сигналов оповещения и экстренной информации по сетям подвижной радиотелефонной связи с операторами связи и другие) охват оповещения составил 66,1%, тогда как готовность системы оповещения к выполнению задач определяется не менее чем при 75%. Также, проверкой были выявлены нарушения при формировании материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, а именно: не принято надлежащих мер по созданию запаса (резерва) материальных ресурсов, конкретный перечень и объемы резерва материальных ресурсов по утвержденным разделам номенклатуры не определены и фактически не созданы, а их определение в зависимости от чрезвычайной ситуации противоречит действующему законодательству, предусматривающему заблаговременное создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, перечень материальных ресурсов значительно сужен, что создает препятствия для оперативной и эффективной деятельности по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории района и их последствий.

Выявленные прокурором при проведении проверки нарушения отражены в Справке по результатам проверки.

В направленном Главе Топчихинского района Алтайского края Тренькаеву Д.С. представлении от ДД.ММ.ГГ прокурор требовал принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущение их впредь.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГ исх./п/1003 глава района указал, что утвержденная номенклатура содержит наименования всех резервов, необходимых для ликвидации возможных на территории рисков, часть наименований не имеет количественных значений, так как планируется обеспечить размер резерва в зависимости от потребностей чрезвычайной ситуации, а после приобретения дополнительных материальных ресурсов, они будут внесены в номенклатуру.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленные требования прокурора, надлежит учесть следующие правовые положения.

В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В п.1 ст.47 Устава муниципального образования Топчихинский район Алтайского края к полномочиям Администрации района также отнесено: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите

В силу пп.«а», «в», «г», «м» п.2 ст.11 указанного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; информирование населения о чрезвычайных ситуациях; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 утверждено Положение о системах оповещения населения (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

На основании п.4 данного Положения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Согласно п.п.7, 10, 13 Положения органы местного самоуправления на муниципальном уровне создают муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения, которая должна соответствовать требованиям, изложенным в Приложении № 1 к приказу № 578/365 от 31.07.2020.

Границей зоны действия муниципальной системы оповещения является административная граница муниципального образования.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.

Согласно п.11 Положения системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.

В соответствии с п.13 Положения основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 19 Положения передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.

Требования к системам оповещения населения закреплены в Приложении № 1 к настоящему Положению и должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно (пункты 29-30).

Требования к системам оповещения населения и оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению установлены в Приложении № 1 и Приложении № 3 к Положению.

Приложением 1 к Положению предусмотрены требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, в том числе требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения (п.1), требования к показателям назначения (п.2).

Пунктом 5 Приложения № 1 установлены требования к сопряжению, в частности все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться; при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).

В Приложении № 3 к названному Положению приведены оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению.

Постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края от 24.02.2021 № 48 было утверждено Положение о муниципальной системе оповещения населения Топчихинского района Алтайского края, которое определило назначение, состав, задачи и требования к системе оповещения населения Топчихинского района, порядок её задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности, порядок реализации мероприятий по её совершенствованию. Согласно п.1.7 данного Положения на муниципальном уровне создается –муниципальная система оповещения, составной частью которой является муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения. Муниципальная система оповещения создается Администрацией Топчихинского района (п.1.8). Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Топчихинского района (п.1.9). Муниципальная система оповещения населения Топчихинского района должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 приказа МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (п.1.11).

Административным ответчиком также представлен Паспорт муниципальной системы оповещения населения, утвержденный Главой района 22.07.2022. Исходя из раздела 1.1. данного Паспорта, охват населения, проживающего в зоне действия технических средств оповещения (электрические, электронные сирены и мощные акустические системы), работающие в автоматическом режиме, составляет 66,1%.

Выявленные прокурорской проверкой нарушения нашли свое подтверждение иными исследованными в суде материалами.

В результате плановой, выездной проверки Администрации Топчихинского района Алтайского края в период с 24.03.2022 по 30.03.2022 специалистами отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края были выявлены нарушения обязательных требований, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а именно: не создана муниципальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, о чем имеется Акт проверки, органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления № 5/04-13 от 30.03.2022, предписание по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций № 5/04-13 от 30.03.2022, указывающее на вид нарушения –«Не создана муниципальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуаций», нарушенных при этом нормативных правовых актах, срок устранения 01.09.2023, а также протокол № 5 об административном правонарушении от 14.04.2022, согласно которому должностное лицо государственного надзора установило в действиях Администрации Топчихинского района Алтайского края невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отметив, что фактически на территории Топчихинского района имеются отдельные элементы системы оповещения, однако они не обеспечивают доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Представитель административного ответчика в суде пояснил, что протокол об административном правонарушении подлежал рассмотрению, было вынесено административное наказание.

Согласно Акту по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения Топчихинского района Алтайского края, утвержденного 22.07.2022 Председателем КЧС и ОПБ Топчихинского района Алтайского края Тренькаевым Д.С., в выводах указано, что местная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Топчихинского района Алтайского края технически исправна не полностью, задачи по оповещению руководящего состава гражданской обороны и оповещению населения выполняет не в полном объеме и оценивается как «ограниченно готова»; местные системы централизованного оповещения сельских поселений не способны выполнять задачи по оповещению населения, так как не имеют автоматизированных систем оповещения (имеются электросирены и электромегафоны), их готовность оценивается как «ограниченно готовы».

Согласно Акту по результатам оценки технического состояния технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения Топчихинского района Алтайского края, утвержденного 22.07.2022 Главой Топчихинского района Алтайского края Тренькаевым Д.С., в выводе указано, что техническое состояние технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения Топчихинского района Алтайского края оценено как: «неудовлетворительно».

При этом суд принимает во внимание и учитывает то обстоятельство, что Правительством Алтайского края рассматривается вопрос о выделении финансовых средств на проведение мероприятий по подготовке проекта реконструкции РАСЦО Алтайского края, о чем в материалы административного дело предоставлены соответствующие документы о выполнении поручений протокола, данных в ходе посещения Топчихинского района Алтайского края Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края Томенко В.П. от 14.04.2022.

Административным ответчиком не представлено доказательств тому, что муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях надлежаще создана и функционирует, соответствует требованиям законодательства. Выявленное прокурором нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Тем самым, обязание Администрации Топчихинского района Алтайского края создать на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с требованиями Приложения № 1 к Положению о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, будет обеспечивать восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор.

В части срока устранения указанного нарушения и исполнения решения суда, исходя из позиции прокурора, доводов представителя административного ответчика, исследованных материалов административного дела, обеспечивая принцип исполнимости постановленного судебного акта, суд полагает целесообразным его установить в течении 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу, находя такой срок разумным и достаточным.

Относительно искового требования прокурора об определении конкретного перечня и объема резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внесением соответствующих изменений в утвержденную номенклатуру, а также создании резерва материальных ресурсов, суд считает необходимым его удовлетворить.

Согласно п.«д» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу ст.25 указанного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются, в том числе, органами местного самоуправления.

Законом Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления уполномочены определять Порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.31). В соответствии со ст.25 данного регионального Закона граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 № 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно п.7 которых Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов.

Во исполнение указанных нормативно-правовых актов МЧС России утверждены Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 19.03.2021 № 2-4-71-5-11.

При производстве по делу установлено, что административным ответчиком не принято надлежащих мер по созданию запаса (резерва) материальных ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.

Постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края № 424 от 16.11.2021 (в редакции постановления от 22.07.2022 № 375) утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Топчихинского района Алтайского края, в которую включены, в том числе разделы №№ 1-4, а именно: «продовольствие», «вещевое имущество и предметы первой необходимости», «медицинское имущество», «строительные материалы». Однако конкретный перечень и объемы резерва материальных ресурсов по данным разделам номенклатуры не определены и фактически не созданы.

По утвержденной номенклатуре объем и количество материальных ресурсов по данным разделам будут определены в зависимости от чрезвычайной ситуации, что противоречит вышеуказанным нормативным актам, предусматривающим заблаговременное создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этой связи довод представителя административного ответчика в судебном заседании оказался несостоятельным.

Позиция прокурора о том, что перечень материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включенный в разделы №№ 5-8 утвержденной номенклатуры, сужен, является обоснованной. Такое положение действительно создает препятствие для оперативной и эффективной деятельности по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории района и их последствий. В номенклатуру не включен ряд необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий материальных ресурсов: спасательные средства (предусмотрена лишь 1 лодка и 2 спасательных жилета), аварийно-спасательный инвентарь (лопаты, топоры, ведра складные, мотопилы, сварочное оборудование и т.д.), топливо (бензин, дизельное топливо, мазут топочный, керосин и т.д.), средства индивидуальной защиты (органов дыхания и кожи).

Представление прокурора от ДД.ММ.ГГ в данной части спорного вопроса в ответе Главы района от 25.04.2023 исх. не было удовлетворено. Сообщено, что часть наименований резервов не имеет количественных значений, так как планируется обеспечить размер резерва в зависимости от потребностей чрезвычайной ситуации, после приобретения дополнительных материальных ресурсов они будут внесены в номенклатуру, номенклатура запасов расширена в соответствии с возможными рисками.

ГУ МЧС России по Алтайскому краю направило 15.03.2023 в прокуратуру Алтайского края информацию, в том числе о том, что в Топчихинском районе Алтайского края в номенклатуре, утвержденной муниципальным правовым актом, отсутствуют такие наименования, как: продукты питания, вещевое имущество и предметы первой необходимости, инертные материалы. Анализ донесений о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях (форма 2РЕЗ/ЧС) показал, что, в том числе, в Топчихинском районе Алтайского края фактически не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О не создании на уровне муниципального образования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций сообщила в прокуратуру Алтайского края 07.03.2023 инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (Госинспекция Алтайского края).

В отзыве на уточненное административное исковое заявление представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Алтайскому краю, исходя из табеля срочных донесений, отметил, что при проведении анализа было выявлено несоответствие представленной информации с принятым постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края от 16.11.2021 № 424, а именно в разделе «Другие материальные ресурсы» противоречит количеству электромегафонов, мотопомп и электрогенераторов. По позициям «Продовольствие», «Вещевое имущество», «Строительные материалы», «Медицинское имущество» и «Нефтепродукты» написана фраза – «Номенклатура и количество будет определено в зависимости от чрезвычайной ситуации, предварительные поставщики определены», что противоречит требованиям федерального законодательства и другим нормативным правовым актам Российской Федерации.

Такая процессуальная позиция заслуживает внимание суда, отвечает вышеуказанным требованиям законодательства.

Довод возражений представителя административного ответчика в судебном процессе о достаточности создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из вынесенного постановления Администрации Топчихинского района Алтайского края № 424 от 16.11.2021 (в редакции постановления от 22.07.2022 № 375), а также с учетом прогнозируемых чрезвычайных ситуаций (подтопление с.Чистюнька Топчихинского района Алтайского края), не обоснован. Его позиция о нецелесообразности затрат для создания резерва материальных ресурсов в большем объеме и расходовании при этом бюджетных средств не была подтверждена допустимыми доказательствами, противоречит указанным выше положениям законодательства о создании муниципальными органами таких резервов заблаговременно и с учетом рекомендаций МЧС России. В части заявленных прокурором сроков выполнения обязательных требований представитель административного ответчика возражений не сообщил, указал на их достаточность при устранении нарушений.

При таких обстоятельствах в Топчихинском районе Алтайского края фактически не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что препятствует своевременному предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также может повлечь за собой человеческие жертвы среди неопределенного круга лиц, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Суд находит возможным для определения конкретного перечня и объемов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по разделам №№ 1-4 «продовольствие», «вещевое имущество и предметы первой необходимости», «медицинское имущество», «строительные материалы» номенклатуры установить административному ответчику срок в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а для создания резерва материальных ресурсов -в течение 4 месяцев со дня внесения изменений в номенклатуру, находя такие сроки разумными и достаточными.

Обратить внимание сторон, что возложенные судом обязанные требования относятся к полномочиям административного ответчика, являются расходным обязательством муниципального образования. Отсутствие финансовой возможности исполнения таких требований в результате недостаточности финансирования не является причиной их не выполнения. Действующее законодательство не связывает выполнение органом местного самоуправления требований в области гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с его финансовыми возможностями.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска в резолютивной части решения суд указывает на срок устранения нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

О сроках устранения административным ответчиком выявленных нарушений указано выше.

Также, обязательным для административного ответчика является сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору района.

Установление 15-дневного срока по завершении каждого из сроков выполнения указанных требований об исполнении решения суда в соответствующей части будет являться допустимым.

Следует разъяснить, что в случае несообщения в указанный срок об исполнении подлежащего исполнению судебного решения, которым на административного ответчика возложена обязанность совершить определенные действия, принудительное исполнение судебного решения производится на основании исполнительного листа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При непоступлении сведений об исполнении решения суда (поступлении сведений о неисполнении решения суда) суд вправе вынести частное определение. Несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных ст.ст.122, 123 КАС РФ. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных мер (ст.200 КАС РФ).

Суд учитывает, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течении 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Топчихинский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с требованиями Приложения № 1 к Положению о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 года.

Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу определить конкретный перечень и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по разделам №№ 1-4 «продовольствие», «вещевое имущество и предметы первой необходимости», «медицинское имущество», «строительные материалы» номенклатуры, утвержденной постановлением Администрации Топчихинского района № 424 от 16 ноября 2021 года (в редакции от 22 июля 2022 года № 375), в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 года № 1119 «Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19 марта 2021 года № 2-4-71-5-11.

Обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края в течении 4 месяцев со дня внесения изменений в номенклатуру создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Топчихинского района Алтайского края в соответствии с указанной номенклатурой.

Администрация Топчихинского района Алтайского края в 15-дневный срок по завершении каждого из сроков выполнения указанных требований обязана сообщить в Топчихинский районный суд Алтайского края и прокурору Топчихинского района Алтайского края об исполнении решения суда в соответствующей части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Топчихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Четвертных

Мотивированное решение

изготовлено 14 августа 2023 года