ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-294-2018 от 01.03.2018 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело №2а-294-2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г г.Губаха 01.03.2018 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,

при секретаре О.В. Лештаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Губахинский кокс» к прокуратуре г.Губаха о признании незаконными протеста и представления прокурора г.Губаха,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Губахинский кокс» (ОАО «Губахинский кокс») обратилось в суд с административным иском о признании незаконными протеста прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на приказ генерального директора ОАО «Губахинский кокс» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие «Положения об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» и представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего охранную деятельность». В обоснование иска указало, что в названных протесте и представлении прокурор сделал вывод о допущенных истцом нарушениях ч.4 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», что выражается в осуществлении службой контролеров ОАО «Губахинский кокс» одной из услуг охранной деятельности, в связи с чем потребовал исключить пункт 3.19 Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» и решить вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. При этом в представлении указано, что выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц (работников ОАО «Губахинский кокс») на свободу передвижения и личную неприкосновенность. Между тем, ни ОАО «Губахинский кокс», ни контролеры не являются физическими и юридическими лицами, имеющими правовой статус частного охранника или частной охранной организации, не оказывают охранные услуги третьим лицам, в связи с чем доводы о нарушении Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» являются необоснованными. Пункт 3.19 Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» предусматривает обязанность работников службы контролеров осматривать все проносимые через пропускные пункты предприятия вещи (свертки, пакеты, чемоданы, портфели, большие сумки и другие предметы) и обязанность лиц, которые их проносят, самостоятельно предъявлять эти вещи к осмотру работниками службы контроля. При отказе от осмотра пронос этих вещей на территорию предприятия, а также вынос с территории предприятия, не допускается. ОАО «Губахинский кокс» как хозяйствующий субъект создает необходимые условия для осуществления собственной деятельности, поэтому вправе само определять нужную им степень надежности охраны своего имущества исходя из своих интересов и финансовых возможностей, вправе самостоятельно определять порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения. Принятие ОАО «Губахинский кокс» мер к обеспечению сохранности своего имущества, контроля за своей территорией, путем вменения в трудовые обязанности сотрудников службы контроллеров соответствующих функций никак не связано с оказанием охранных услуг в понимании Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и не нарушает положений данного закона.

Служба контролеров является внутренним структурным подразделением ОАО «Губахинский кокс», все работники этой службы работают на основании трудовых договоров с предприятием. Из этого следует, что вывод прокурора <адрес> о том, что служба контроллеров ОАО «Губахинский кокс» фактически осуществляет одну из услуг охранной деятельности, не имея при этом необходимого правового статуса частного охранника или частной охранной организации, является необоснованным. Необоснованными являются и доводы о нарушении права неопределенного круга лиц на свободу передвижения и личную неприкосновенность, поскольку в действительности Конституция РФ предусматривает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако свобода передвижения, гарантированная Конституцией - это возможность свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место своего пребывания и жительства на территории РФ, а не беспрепятственно проникать на любые объекты, находящиеся в собственности юридических или физических лиц. Территория ОАО «Губахинский кокс» принадлежит обществу на праве собственности. Кроме того, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1999 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ОАО «Губахинский кокс», являясь организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, обязано предотвращать проникновение посторонних лиц. Также необоснованным является требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных, поскольку никаких нарушений закона допущено не было, а применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому содержащееся в представлении императивное требование о привлечении работника к ответственности противоречит действующему законодательству РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Кальсин А.М. заявленные требования поддержал по указанным в иске обстоятельствам.

Прокурор г.Губаха Кулаков М.Н. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что административным истцом нарушены нормы Конституции РФ, имеющую высшую юридическую силу, а Законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить. Проведение осмотра либо досмотра личных вещей работников ОАО «Губахинский кокс» непосредственно затрагивает конституционные права на личную неприкосновенность и неприкосновенность частной собственности. Права работников ОАО «Губахинский кокс» ограничены приказом генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия». Доводы административного истца о том, что данное Положение соответствует тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 года №11 (ред. от 24.11.2008 года), не могут приниматься во внимание, поскольку данный нормативный правовой акт (в части установления обязанностей (полномочий) контроллера контрольно-пропускного пункта проводить в установленном порядке досмотр вещей, задержание нарушителей пропускного режима) прямо противоречит Конституции РФ. Ни одним федеральным законом не предусмотрено право контроллера контрольно-пропускного пункта проводить досмотр либо осмотр личных вещей работников предприятия, соответственно, реализация данных полномочий не является законной. Таким образом, служба контролеров ОАО «Губахинский кокс» фактически осуществляет одну из услуг охранной деятельности. В представлении об устранении нарушений закона предлагается решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона, что вытекает из положений ч.4 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Данная формулировка в акте прокурорского реагирования указана в диспозитивной, а не императивной форме.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом генерального директора ОАО «Губахинский кокс» от ДД.ММ.ГГГГ введено в действие «Положение об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия», пунктом 3.19 которого предусмотрены обязанность работников службы контролеров осматривать все проносимые через пропускные пункты предприятия вещи (свертки, пакеты, чемоданы, портфели, большие сумки и другие предметы) и обязанность лиц, которые их проносят, самостоятельно предъявлять эти вещи к осмотру работниками службы контроля, а также запрет на пронос этих вещей на территорию предприятия и вынос с территории предприятия при отказе от осмотра. Служба контролеров является структурным подразделением ОАО «Губахинский кокс», контролеры включены в штат предприятия и работают на основании трудовых договоров.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор г.Губаха внес протест на приказ генерального директора ОАО «Губахинский кокс» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» и представление «Об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего охранную деятельность», в которых сделал вывод о допущенных ОАО «Губахинский кокс» нарушениях ч.4 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», что выражается в осуществлении службой контролеров предприятия одной из услуг охранной деятельности, в связи с чем потребовал исключить пункт 3.19 Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» и решить вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. При этом в представлении указано, что выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц (работников ОАО «Губахинский кокс») на свободу передвижения и личную неприкосновенность.

Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.02.2018 года следует, что ОАО «Губахинский кокс» является юридическим лицом, основным видом деятельности является производство кокса.

В свидетельстве о регистрации , выданном Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, указано, что ОАО «Губахинский кокс» эксплуатирует опасные производственные объекты, относящиеся к III и IV классу опасности.

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ОАО «Губахинский кокс» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 368400,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Из выписки из штатного расписания ОАО «Губахинский кокс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что служба контролеров является структурным подразделением ОАО «Губахинский кокс», контролеры включены в штат предприятия.

Приказом генерального директора ОАО «Губахинский кокс» от ДД.ММ.ГГГГ введено в действие «Положение об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия», пунктом 3.19 которого предусмотрены обязанность работников службы контролеров осматривать все проносимые через пропускные пункты предприятия вещи (свертки, пакеты, чемоданы, портфели, большие сумки и другие предметы) и обязанность лиц, которые их проносят, самостоятельно предъявлять эти вещи к осмотру работниками службы контроля. При отказе от осмотра пронос этих вещей на территорию предприятия, а также вынос с территории предприятия, не допускается.

Решением заместителя прокурора г.Губаха от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка в ОАО «Губахинский кокс» по обращению работников на предмет соблюдения законности при организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов. Срок поведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В своем протесте от ДД.ММ.ГГГГ прокурор г.Губаха указал на нарушение ч.4 ст.3 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» службой контролеров ОАО «Губахинский кокс», в связи с чем потребовал исключить пункт 3.19 «Положения об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия», как противоречащий законодательству.

В своем представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор г.Губаха указал на нарушение ч.4 ст.3 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» службой контролеров ОАО «Губахинский кокс», в связи с чем потребовал принять конкретные меры по устранению и дальнейшему недопущению отмеченных нарушений законодательства об охранной деятельности, а также решить вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона.

В своих возражениях ОАО «Губахинский кокс» выразило свое несогласие с протестом и представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ по доводам, изложенным затем в административном исковом заявлении.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон №256-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона №256-ФЗ ОАО «Губахинский кокс» является субъектом топливно-энергетического комплекса, на территории которого находятся охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса (объекты угольной промышленности, осуществляющие обогащение и переработку угля).

В части 1 статьи 7 Федерального закона №256-ФЗ указано, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона №256-ФЗ обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: 1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

В части 3 статьи 12 Федерального закона №256-ФЗ указано, что соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что ОАО «Губахинский кокс» как субъект топливно-энергетического комплекса, на территории которого находятся охраняемые опасные производственные объекты, в силу части 3 статьи 12 Федерального закона №256-ФЗ обязано соблюдать требования обеспечения безопасности названных объектов и требования их антитеррористической защищенности путем предотвращения несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса, своевременного обнаружения и пресечения любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов, в том числе актов незаконного вмешательства (ч. 2 ст. 9 Федерального закона №256-ФЗ).

Следовательно, пункт 3.19 «Положения об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия», предусматривающий обязанность работников службы контролеров осматривать все проносимые через пропускные пункты предприятия вещи (свертки, пакеты, чемоданы, портфели, большие сумки и другие предметы) и обязанность лиц, которые их проносят, самостоятельно предъявлять эти вещи к осмотру работниками службы контроля, а также запрет на пронос этих вещей на территорию предприятия и вынос с территории предприятия при отказе от осмотра, соответствует требованиям обеспечения безопасности опасных производственных объектов и их антитеррористической защищенности, предусмотренным Федеральным законом №256-ФЗ. При таких обстоятельствах нарушений прав неопределенного круга лиц (работников ОАО «Губахинский кокс») на свободу передвижения и личную неприкосновенность не усматривается.

Выводы прокурора о допущенных истцом нарушениях требований ч.4 ст.3 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (далее - Закон об охранной деятельности) нельзя признать обоснованными, так как частная охранная деятельность предусматривает оказание организацией на возмездной договорной основе соответствующих услуг иным организациям и физическим лицам (ч.1 ст.1 Закона об охранной деятельности). Между тем, служба контролеров является структурным подразделением ОАО «Губахинский кокс», контролеры включены в штат предприятия и работают на основании трудовых договоров, поэтому выполнение контролерами охранных функций по трудовому договору не связано с оказанием охранных услуг третьим лицам в понимании Закона об охранной деятельности. Следовательно, нарушений требований Закона об охранной деятельности истцом не допущено.

При таких обстоятельствах требования прокурора об исключении пункта 3.19 «Положения об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия», устранении нарушений законодательства об охранной деятельности и решении вопроса о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона, нельзя признать обоснованными.

Таким образом, оспариваемые акты прокурорского реагирования не соответствуют нормативным правовым актам, при этом нарушают права и законные интересы ОАО «Губахинский кокс», поскольку создали препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов истца, незаконно возложив на него обязанности, что является основанием для удовлетворения иска в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, так как срок обращения в суд, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить полностью административный иск открытого акционерного общества «Губахинский кокс» к прокуратуре г.Губаха.

Признать незаконными протест прокурора г.Губаха от ДД.ММ.ГГГГ на приказ генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения «Об организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объектах предприятия» и представление прокурора г.Губаха от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего охранную деятельность.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: