ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2940/20 от 02.10.2020 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-2940/2020

УИД 23RS0037-01-2020-005714-79

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 02 октября 2020 г.

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бойковой А.И.,

при секретаре Персиной О.Т.,

с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3,

представителя административного ответчика по доверенности <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес> (далее – Управление, административный ответчик), выразившегося в уклоненииот предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом указано, что она обратилась в Управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 66002 кв. м., из земель населенных пунктов, сроком на 49 лет.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением было разъяснено, что в обращении ФИО1 не указано основание предоставления земельного участка, а также, что формулировка цели использования земельного участка не позволяет однозначно трактовать намерения к приобретению земельного участка, что влечет возможность наличия разночтений между волеизъявлением заявителя и последующим использованием земельного участка после его предоставления. Административному истцу предложено повторно обратиться в Управление с заявлением и пакетом документов, подготовленным с учетом указанных разъяснений. Административный истец считает, что действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, как неоднозначность трактовки намерения к приобретению земельного участка. Заявление административного истца, направленное административному ответчику о предоставлении земельного участка для целей использования согласно градостроительного регламента <адрес> в соответствии с основным видом использования по ПЗЗ <адрес> (Р3-Зона размещения объектов отдыха и туризма) не противоречит действующему градостроительному регламенту <адрес> и нормам действующего законодательства, испрашиваемая площадь земельного участка также соответствует минимально допустимой регламентом.

Поданное в Управление заявление о предоставлении в аренду земельного участка содержало все необходимые сведения для рассмотрения заявления по существу и принятия по нему решения. Административный ответчик не принял решение о предоставлении земельного участка в аренду или об отказе в предоставлении участка, предусмотренное действующим административным регламентом, чем нарушил требования указанного административного регламента. Управление не подготовило и не осуществило организацию аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. При обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ФИО1 было разъяснено, что в настоящее время необходимый регламент о проведении торгов в форме аукциона в Управлении отсутствует, следовательно по результатам торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в настоящее время не предоставляются. Административный истец был лишен прав, предоставленных земельным законодательством на приобретение в аренду земельного участка, в результате чего обратился с настоящим заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Просит признать действия (бездействия) Управления, выразившиеся в не принятии действий по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером незаконными и обязать устранить допущенные нарушения прав ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 уточнил требования и просил суд признать не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы А.Б.СБ. бездействие Управления, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 66002 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Обязать Управление устранить допущенные нарушения прав ФИО1, заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 66002 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, расположенного по адресу <адрес>, без проведения торгов, сроком на 49 (сорок девять) лет, для целей использования - в соответствии с основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Р3 «Зона размещения объектов отдыха и туризма», предусмотренным правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование административных исковых требований также пояснил суду, что административный ответчик является территориальным органом государственной власти, уполномоченным от имени Российской Федерации на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Испрашиваемый административным истцом в аренду земельный участок находится в собственности Российской Федерации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденных решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ входит в зону Р-3 «Зона размещения объектов отдыха и туризма», расположен в черте населенных пунктов, что подтверждается схемой градостроительного зонирования. Земельный участок был образован из единого землепользования с кадастровым номером . Установленный вид разрешенного использования земельного участка «для нужд лесного хозяйства» - не соответствует классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ и, поскольку он отнесен к категории земель - «земли населенных пунктов», на указанный земельный участок распространяется действующий вмуниципальном образовании <адрес> градостроительный регламент, в частности об отнесении земельного участка к зоне Р3 - «Зона размещения объектов отдыха и туризма». Земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, его предоставление допускается на праве (аренды), указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. На указанном земельном участке отсутствуют какие либо строения, объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок - до сорока девяти лет.Испрашиваемый земельный участок не используется по его целевому назначению, фактически является заброшенным и не приносит доход государству. Заявитель имеет намерение использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, предусмотренным действующими Правилами землепользования и застройки, вовлечь его в хозяйственный оборот, оплачивая при этом ежегодно в доход государства арендную плату, установленную в соответствии с действующим земельным законодательством. Испрашиваемая площадь земельного участка также соответствует минимально/максимально разрешенной градостроительным регламентом. Бездействие административного ответчика, выразившееся в уклонении от заключения договоры аренды земельного участка нарушает права административного истца, в том числе на получение соответствующей государственной услуги - заключение договора аренды земельного участка.

Кроме того, представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО3 заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в соответствие с которыми Управление считает, что предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов нарушает нормы земельного законодательства, регламентирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. Отсутствует само материальное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без торгов, в силу чего решением Управления данное право не может быть нарушено. Административным истцом не был подготовлен перечень документов, подлежащих представлению вместе с заявлением о предоставлении земельного участка. Нарушение административным истцом порядка предоставления документов для передачи земельного участка в собственность при обращении в Управление является самостоятельным основанием для отказа принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю. Считает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у Управления отсутствовали законные основания для предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка. Управлением поступившее заявление рассмотрено, принято соответствующее решение, а именно вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об исполнении органом государственной власти возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, а также свидетельствует об отсутствии бездействия административного ответчика, что исключает возможность удовлетворения требований.

Представитель административного ответчика также заявила о пропуске срока для обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ. Пояснив, что доводы административного искового заявления сводятся к обжалованию решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ Административное исковое заявление подано в Октябрьский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для обращения в суд. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Повторное обращение административного истца в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка, после обращения в суд с настоящим исковым требованием то есть ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что в рамках рассматриваемого спора решение , вынесенное Управлением ДД.ММ.ГГГГ не может быть предметом рассмотрения иска, поданного в суд до совершения, либо не совершения действий государственным органом, которые могли бы нарушить права административного истца.

Просила суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 2 статьи 95 КАС РФ, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, поэтому для его рассмотрения не требуется проведение судебного заседания.

Вместе с тем с учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока суд вправе рассмотреть данный вопрос в судебном заседании по общим правилам его проведения, предусмотренным, в частности, нормами глав 9 и 20 КАС РФ (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Как следует из имеющегося в материалах дела заявления представителя административного истца ФИО4 о восстановлении пропущенного срока, а также пояснений, данных им в судебном заседании, относительно причины пропуска срока, заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов было направлено в Управление ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп Управления в получении заявления. Обязанность административного ответчика заключить договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности или принять решение об отказе в заключении такого договора должна была быть исполнена территориальным органом - не позднее шестидесяти дней с даты подачи ФИО1 заявления о предоставлении в аренду земельного участка – то есть не позднее «03» апреля 2020 года. Из ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не следует о принятом территориальным органом решении по результату рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду, не сформулирован отказ в предоставлении участка. О нарушении своих прав ФИО7 узнала после указанной даты, так как не получила предложения о заключении договора аренды от Управления. ФИО1 был пропущен трехмесячный срок для оспаривания бездействия территориального органа Росимущества по уважительным причинам, ввиду действия на территории <адрес> особого санитарно-эпидемиологического режима и нахождении ФИО1 на самоизоляции. В указанный срок она не могла обратиться за надлежащей юридической помощью, подготовить настоящее административное исковое заявление и сдать его в суд. Ввиду ограничения доступа в здание <адрес> и приостановлением приема граждан и исковых заявлений в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, административное исковое заявление было подано ФИО1 лишь в августе 2020 года через почтовый ящик приема корреспонденции, расположенный на здании Октябрьского районного суда <адрес>.

Суд считает подлежащим удовлетворению заявление о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском, поскольку пропуск данного срока был обусловлен уважительными причинами, а именно нахождением административного истца ФИО1 на самоизоляции в период действия соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, в соответствии с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции на территории <адрес> (Постановление губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), что объективно препятствовало административному истцу реализовать свое право на обращение за юридической помощью для составления административного иска и судебной защитой.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1.1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Доводы представителя административного ответчика о том, что административное исковое заявление сводится к обжалованию решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем административным истцом и пропущен трехмесячный срок для подачи административного иска на указанное решение Управления, поскольку он был предъявлен в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, отклоняются судом ввиду следующего.

Требование о признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом по настоящему делу в суд не заявлялось. Административным истцом оспаривается бездействие Управления, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды земельного участка, что следует из предмета заявленного административного искового заявления.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями.

В соответствии с пунктом 2.7. Административного регламента, действовавшего в период спорных правоотношений (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ)при предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора аренды земельного участка, срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

Поскольку обязанность территориального органа принять решение по заявлению ФИО1 в силу пункта 2.7. Административного регламента должна была быть исполнена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, до указанной даты у Управления сохранялась обязанность совершить соответствующее действие. В решении административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не сформулирован отказ в предоставлении участка, а указано на необходимость уточнения в заявлении цели использования и рекомендовано повторно обратиться к административному ответчику.

В соответствии с разделом 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

Ввиду изложенного, заявление представителя административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления об оспаривании бездействия Управления является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если суд признает бездействие органа государственной власти не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении соответствующих административных исковых требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца иным способом (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом, Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 66002 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для нужд лесного хозяйства, под иными объектами специального назначения, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее земельный участок), что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Административный ответчик является территориальным органом государственной власти, уполномоченным от имени Российской Федерации на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 2 статьи 9, статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пункт ДД.ММ.ГГГГ Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО7ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 66002, расположенный по адресу <адрес>, в аренду без проведения торгов, сроком на 49 лет для целей использования согласно градостроительного регламента <адрес> в соответствии с основным видом использования по ПЗЗ <адрес> (Р3-Зона размещения объектов отдыха и туризма), к которому приложена копия паспорта, ситуационный план участка на схеме ПЗЗ <адрес>.

Согласно письма Управления от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения, ФИО1 рекомендовано повторно обратиться в Управление с заявлением и пакетом документов, подготовленными с учетом указанных в данном письме разъяснений.

Решение административного ответчика мотивировано тем, что в обращении ФИО1 не указано основание предоставления земельного участка, а также, что указанная в заявлении формулировка цели использования земельного участка не позволяет однозначно трактовать намерения к приобретению земельного участка, что в свою очередь влечет возможность наличия разночтений между волеизъявлением заявителя и последующим использованием земельного участка после его предоставления.

При этом вопрос о предоставлении земельного участка по существу административным ответчиком разрешен не был.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерациив срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пункта 2.6. административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 2017 года № 166), результатом предоставления государственной услуги является: заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, либо отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Между тем, административный ответчик не принял ни одного из перечисленных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 2.6. административного регламента решений по результатам направленного административным истцом заявлению о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем допустил нарушение указанных требований закона.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

При этом вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, не соответствует указанному классификатору, утвержденному федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим использования земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются градостроительным регламентом территориальной зоны, который устанавливается правилами землепользования и застройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденных решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) испрашиваемый земельный участок входит в зону Р-3 «Зона размещения объектов отдыха и туризма», расположен в черте населенных пунктов, что подтверждается имеющейся в материалах дела схемой градостроительного зонирования , выданной Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно направленного административным истцом в Управление заявления о предоставлении земельного участка в аренду, административным истцом указано для каких целей использования заявитель просит предоставить земельный участок в аренду, а именно – для целей использования согласно градостроительного регламента <адрес> в соответствии с основным видом использования по ПЗЗ <адрес> (Р3-Зона размещения объектов отдыха и туризма).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о виде разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости путем указания:

- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок - до сорока девяти лет.

Земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, его предоставление допускается на праве (аренды), указанном административным истцом в заявлении о предоставлении земельного участка.

Испрашиваемый в аренду земельный участок подлежит предоставлению в аренду без проведения торгов в соответствии с положениями административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 2017 года № 166, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.

В ответе на обращение административного истца о предоставлении земельного участка в аренду, административный ответчик не разрешил вопрос о его предоставлении, то есть по существу создал препятствия для осуществления административным истцом предусмотренного законом права на приобретение земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов.

При таких обстоятельствах бездействие административного ответчика, выражающееся в уклонении от предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, подлежит признанию не соответствующим закону и нарушающим право административного истца на предоставление земельного участка без проведения торгов.

Административным ответчиком ошибочно указано в возражениях на административное исковое заявление о нарушении административным истцом порядка предоставления документов для передачи земельного участка в собственность при обращении в Управление, как на самостоятельное основание для отказа принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю.

Административный истец обращался в Управление с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка не в собственность, а в аренду.

Доводы административного ответчика о том, что повторное обращение административного истца в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка, после обращения в суд с настоящим исковым требованием, свидетельствует о том, что в рамках рассматриваемого спора решение , вынесенное Управлением ДД.ММ.ГГГГ не может быть предметом рассмотрения настоящего иска - не имеет правового значения при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку указанное решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в рамках данного административного судопроизводства не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, удовлетворяя административные исковые требования об оспаривании бездействия органа публичной власти, вправе установить способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу указанных правовых норм конкретный способ устранения допущенных нарушений прав определяется судом исходя из характера спорного административного правоотношения.

В целях восстановления права административного истца на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов суд полагает необходимым установить в качестве основного способа устранения допущенных нарушений прав административного истца возложение на административного ответчика обязанности заключить с административным истцом договор аренды указанного земельного участка без проведения торгов сроком на 49 (сорок девять) лет.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО2 процессуальный срок для подачи административного искового заявления в суд к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея об оспаривании бездействия, выразившегося в уклонении от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

Административные исковые требования ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея – удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ФИО1 бездействие Межрегионального Территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 66002 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Межрегиональное Территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> устранить допущенные нарушения прав ФИО1, заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 66002 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу <адрес>, без проведения торгов, сроком на 49 (сорок девять) лет, для целей использования - в соответствии с основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Р3 «Зона размещения объектов отдыха и туризма», предусмотренным Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд города Новороссийск Краснодарского края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Октябрьского

районного суда г. Новороссийска /подпись/ А.И. Бойкова

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2020 г.