ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2941/2021 от 19.07.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2941/2021

64RS0045-01-2021-005738-29

Решение

Именем Российской Федерации

19 июля 2021 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратов в составе

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при секретаре Григорян В.Г.,

с участием представителей административных ответчиков ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чертовского ФФ к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, мотивируя свои требования тем, что является безработным с 13.07.2020, пособие по безработице последний раз получал в марте 2021 года. 29.04.2021 он обратился в ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с заявлением о получении государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы. Получил отказ сотрудника на том основании, что у него отсутствует подлинник паспорта. Он предъявил вместо паспорта военный билет и даже заверенную нотариусом копию паспорта. Однако сотрудник отказала, указав, что не может взять на себя ответственность оформления социального контракта не по подлиннику паспорта, а по его нотариальной копии. Отказ сотрудника он обжаловал 30.04.2021 директору комитета социальной поддержки населения г. Саратова. 27.05.2021 административный истец получил на свою электронную почту письмо из министерства труда и социальной защиты Саратовской области с отказом на том основании, что в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 16.12.2019 №880-П он должен предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. С данным отказом не согласен, просит признать незаконным отказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области в предоставлении ФИО3 государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании подержал административные исковые требования, просил их удовлетворить, ссылаясь на то, что ничто не препятствовало административному ответчику оформить социальный контракт на основании заверенной нотариусом копии паспорта, не отрицал, что паспорт им утерян, в связи с чем в ноябре 2020 года он обращался в отдел по вопросам миграции ОП № 7 в составе МВД России по г. Саратову, однако новый паспорт им не получен. Кроме того, он представлял сотруднику ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» оригинал военного билета.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2019 № 880-П «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» гражданин, обратившийся за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта, помимо заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, должен предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Предоставление копии паспорта Положением не предусмотрено. Поскольку не представлен паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, принять заявление на назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта не предоставляется возможным.

Представитель административного ответчика ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» ФИО2 считала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Ссылалась на Положение о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2019 № 880-П «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан», которым не предусмотрено предоставление копии паспорта. Кроме того, в жалобе административный истец не указывал на то, что при обращении он представлял военный билет, представление военного билета ничем не подтверждено. Кроме того, на основании военного билета также невозможно было предоставить услугу, поскольку ФИО3 не является действующим военнослужащим.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое административным истцом решение, изложено в письме от 27.05.2021, в суд с настоящим иском ФИО3 обратился 03.06.2021, то есть в установленный ст. 219 КАС РФ срок.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является безработным с 13.07.2020 (л.д. 6).

Из текста административного иска следует, что 29.04.2021 ФИО3 обратился в ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с заявлением о получении государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы и получил отказ сотрудника на том основании, что у него отсутствовал подлинника паспорта. ФИО3 указывает, что предъявил вместо паспорта - военный билет и даже заверенную нотариусом копию паспорта. Однако сотрудник отказала, указала, что не может взять на себя ответственность оформления социального контракта не по подлиннику паспорта, а по его нотариальной копии.

Отказ сотрудника ФИО3 обжаловал 30.04.2021 директору ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова». В жалобе ФИО3 указывает, что предъявил нотариально заверенную копию паспорта, однако ему было отказано в заключении социального контракта в связи с непредставлением паспорта (л.д. 7).

В письме из министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 27.05.2021 № 15-03-2183/21, адресованному ФИО3, указано, что принять заявление на назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта не предоставляется возможным, поскольку в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 16.12.2019 №880-П ФИО3 при обращении с вышеуказанным заявлением должен предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Предоставление копии паспорта положением не предусмотрено (л.д. 27).

Постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2019 № 880-П «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» установлены особенности назначения и выплаты, в том числе определения размера и продолжительности выплаты, в 2020 - 2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан, предусмотренным настоящим Положением, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

В соответствии с п. 11 указанного Положения установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по представленному в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания на территории Саратовской области непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлению гражданина о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи. Гражданин, обратившийся с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указываются заявителем в заявлении по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению. Заявитель по своей инициативе может представить иные документы, содержащие сведения, подтверждающие факты, наличие которых влияет на право назначения, размер государственной социальной помощи на основании социального контракта, условия социального контракта. Представленные для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта документы не должны содержать подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание. Заявление с документами, указанными в частях первой и третьей настоящего пункта, и с заявлением, указанным в части второй настоящего пункта, регистрируется органом социальной защиты населения или многофункциональным центром в установленном порядке в течение одного рабочего дня. Днем обращения за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта считается день регистрации заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта с приложением документов, обязательных к представлению заявителем.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).

Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 17).

Вместе с тем, при обращении в ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» административный ответчик не предоставил временное удостоверение личности, выданное в установленном законом порядке.

В силу чт. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу. Свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ. Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи.

В силу п. 1.4 Методических рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утв. решением Правления ФНП от 25.04.2016, протокол № 04/16 нотариус, свидетельствуя верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ. Обязанности нотариуса по проверке документа, представленного для свидетельствования верности его копии, ограничиваются проверкой наличия в нем информации и реквизитов, позволяющих идентифицировать его автора. В случае невозможности идентифицировать автора документа нотариус отказывает в свидетельствовании верности копии документа.

Вопреки доводам административного ответчика, представленная им копия выписки из паспорта не является надлежащим документом, удостоверяющим его личность, поскольку в силу вышеназванных норм именно паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Также судом учитывается, что административным ответчиком утерян паспорт, с которого снята копия, заверенная нотариусом.

Согласно ст. Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» основными задачами воинского учета являются: б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

В силу п. 18 документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов: а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников; б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.

Таким образом, военный билет является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности, и не может быть учтен при заключении государственного контракта, как документ, удостоверяющий личность заявителя ФИО3

Кроме того, доказательств того, что ФИО3 предъявлялся военный билет при обращении в ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», суду не представлено. В жалобе от 30.04.2021 ФИО3 ссылался только на предъявление заверенной нотариусом копии паспорта, в связи с утратой паспорта.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным отказа административных ответчиков в предоставлении административному истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта не имеется, поскольку ввиду непредставления административным истцом необходимых документов, вопрос о назначении ему государственной социальной помощи на основании социального контракта по существу не рассматривался.

Доказательств обращения к административному ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме согласно приложению № 1 к Положению о порядке назначения и выплаты в 2020 - 2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, с приложением необходимых документов не представлено, а потому административными ответчиками не нарушены, не оспорены права, свободы и законные интересы ФИО3, не созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него не возложены какие-либо незаконные обязанности.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Чертовского ФФ к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 02.08.2021.

Судья Е.К. Лазарева