ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2946/2021 от 12.10.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2946/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2021 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Убушаевой С.Б.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Элистинскому городскому Собранию Республики Калмыкия о признании решения незаконным в части, устранении допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она на основании договора от 25.07.2016г. об уступке прав по договору аренды земельного участка является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Согласно Генеральному плану г.Элисты вышеуказанный земельный участок распложен в зоне индивидуальной жилой застройки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки данный земельный участок расположен в зоне общественных парков (Р-1/03). Решением Элистинского городского Собрания №8 от 24.07.2021г. вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18) с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03) земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> был отклонен. Считает, что решение Элистинского городского Собрания №8 от 24.07.2021г. в части отклонения вопроса о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18) с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03) земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является незаконным. 03 апреля 2019 года она обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты, утвержденные решением Элистинского городского Собрания от 27.12.2010 года № 1, в отношении спорного земельного участка, включив его в зону индивидуальной застройки и исключив из зоны зеленых насаждений. Протоколом заседания Комиссии о подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты было рекомендовано рассмотреть вопрос об изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты в отношении указанного земельного участка в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18) с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03). В данном случае размещение спорного земельного участка в зоне общественных парков (Р-1/03) не соответствует положению Генеральному плану г. Элисты, имеющему высшую юридическую силу, и соответственно противоречит требованиям Градостроительного кодекса. Оспариваемое решение Элистинского городского Собрания в указанной части нарушает её права на владение и пользование земельным участком для индивидуального жилищного строительства.

Просит признать решение Элистинского городского Собрания №8 от 24.07.2021г. в части отклонения вопроса о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18) с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03) земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать Главу города Элиста - председателя Элистинского городского Собрания ФИО4 принять решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки, предусматривающего включение в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03), земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании уточнил административные исковые требования, просил признать решение Элистинского городского Собрания №8 от 24.06.2021г. в части отклонения вопроса о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18) с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03) земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать Элистинское городское Собрание рассмотреть вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03), земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала, указав, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в пределах полномочий Элистинского городского Собрания и с соблюдением установленного порядка его принятия. В настоящее время в отношении спорного земельного участка решается вопрос о внесении изменений в Генеральный план г.Элисты.

Представитель заинтересованного лица Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями бездействием прав и законных интересов заявителя.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санки Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно п. 9 ст. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен принцип соответствия правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.

Как указано в пункте 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в ПЗЗ является несоответствие ПЗЗ генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

Город Элиста является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 3 Закона Республики Калмыкия от 23.11.2011 г. №308-IV-3 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия», статья 2 Устава города Элисты Республики Калмыкия, принятого решением Элистинского городского Собрания от 16.06.2004 г. №1).

Судом установлено, что 12 мая 2016 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям республики Калмыкия и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории г. Элисты Республики Калмыкия № 357/2016-д/а. Предметом договора является аренда земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории г. Элисты с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., по адресу: <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства, сроком по 11 мая 2036 года.

25 июля 2016 года между ФИО6 - опекуном ФИО5 и ФИО3 заключен договор об уступке прав по договору аренды земельного участка, которым право аренды указанного земельного участка передано ФИО3, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации 08-08/001-08/051/004/2016-7402 от 23.08.2016 г.

Решением №16 Элистинского городского собрания пятого созыва от 24 декабря 2015 года, заседание №12, внесены изменения в Генеральный план города Элисты включены в зону индивидуальной жилой застройки (до 3 этажей), исключив из зоны зеленых насаждений, земельные участки площадью 1200 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> согласно схеме №4 Приложения к настоящему решению. Решение вступило в силу со дня официального опубликования в газете «Элистинская панорама».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 мая 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие изменения: земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

03 апреля 2019 года ФИО3 обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты, утвержденные решением Элистинского городского Собрания от 27.12.2010 года № 1, в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, включив его в зону индивидуальной застройки и исключив из зоны зеленых насаждений.

Решением №4 Комиссии по городскому самоуправлению, законности и собственности от 23 июня 2021 года Элистинского городского Собрания шестого созыва рассмотрен и обсужден проект решения Элистинского городского Собрания «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Элисты» по вопросу: включить в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03), земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отметила, что прокуратура г. Элисты не рекомендует к принятию в связи с действующим расположением общественного парка и наличием зеленых насаждений.

Решением Элистинского городского собрания №8 от 24.06.2021г. вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж 1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03) земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> был отклонен без указания причин такого отклонения.

Учитывая изложенное, поскольку внесение изменений в ПЗЗ ввиду не соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования урегулировано законом (п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ), оснований для отклонения рассмотрения вопроса о включении спорного земельного участка в зону жилой застройки и исключению из зоны общественных парков не было.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а также требования действующего законодательства, приведенные выше, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на подачу административному ответчику заявления о внесении изменений в ПЗЗ г. Элисты, предусматривающему включение спорного земельного участка в зону жилой застройки первого типа (Ж1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03) и рассмотрения данного вопроса с принятием решения Элистинским городским Собранием Республики Калмыкия.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО3 в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 к Элистинскому городскому Собранию Республики Калмыкия о признании решения незаконным в части, устранении допущенных нарушений удовлетворить.

Признать незаконным решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия №8 от 24 июня 2021 года в части отклонения вопроса о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), исключения из зоны общественных парков (Р-1/03), земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Элистинское городское Собрание Республики Калмыкия рассмотреть вопрос о включении в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), исключив из зоны общественных парков (Р-1/03), земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Е.В. Савельева

Решение изготовлено в окончательной форме 27 октября 2021 года.