РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2018 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
с участием
представителя административного истца старшего помощника Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Склярова С.С.,
представителя административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Золотухиной У.С.,
представителя заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области, она же представитель ФСИН России по доверенности Давыдовой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-294/18 по административному исковому заявлению Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области о обязании провести специальную оценку условий труда,
установил:
Тульский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области о обязании провести специальную оценку условий труда, мотивируя свои требования тем, в ходе проведенной проверки выявлено нарушение административным ответчиком требований трудового законодательства, 8 рабочих мест в ФКУ ИК-1 не подвергалось специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством РФ, а именно: заведующий хозяйством, заведующий столовой, заведующий складом, заведующий канцелярией, инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения, инженер, бухгалтер, слесарь-ремонтник котельной.
С учетом уточнения иска просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области и обязать административного ответчика провести специальную оценку условий труда рабочих мест, в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скляров С.С. поддержал исковые требования в полном объеме, с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области по доверенности Золотухина У.С. в судебном заседании просила принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом доводов, изложенных в возражениях на исковое заявление.
Представителем заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области, она же представитель ФСИН России по доверенности Давыдова И.И. в судебном заседании просила принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом доводов, изложенных в возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзамена; тонной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Настоящее заявление подается прокурором в порядке ст.39 КАС РФ в защиту работников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области.
С учетом указанных норм закона, обращение Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд с указанным административным исковым заявлением является правомерным.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 указанного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По смыслу положений части 1 статьи 3, статей 8 - 14, статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Так, судом установлено, что в ходе проведенной Тульской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки выявлено нарушение административным ответчиком требований трудового законодательства, 8 рабочих мест в ФКУ ИК-1 не подвергалось специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством РФ, а именно: заведующий хозяйством, заведующий столовой, заведующий складом, заведующий канцелярией, инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения, инженер, бухгалтер, слесарь-ремонтник котельной.
После выявленных нарушений, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области были направлены все необходимые документы и запрос о планировании выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест части и мероприятий по проведению специальной оценки условий труда и об общей сумме затрат.
03.04.2018г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области и ООО «Региональный стандарт» заключен Государственный контракт на проведении специальной оценки условий труда.
Таким образом, доводы административного истца о наличии бездействия со стороны административного ответчика, вплоть до момента получениия результатов проверки, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 3, части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - абзац одиннадцатый части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, нарушает трудовые права работников, осуществляющих трудовую деятельность в должности заведующий хозяйством, заведующий столовой, заведующий складом, заведующий канцелярией, инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения, инженер, бухгалтер, слесарь-ремонтник котельной в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области, на безопасные условия труда.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области о обязании провести специальную оценку условий труда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: заведующий хозяйством, заведующий столовой, заведующий складом, заведующий канцелярией, инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения, инженер, бухгалтер, слесарь-ремонтник котельной.
Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: заведующий хозяйством, заведующий столовой, заведующий складом, заведующий канцелярией, инспектор отдела коммунально-бытового обеспечения, инженер, бухгалтер, слесарь-ремонтник котельной, в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.
Судья