ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-294/19 от 24.06.2019 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-294/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 24 июня 2019 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,

с участием административного истца Шороховой Г.Ф.,

представителя административного ответчика Юрчика Р.В., действующего на основании доверенности от 04.06.2019 № 4124,

при секретаре Орешенковой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шороховой <данные изъяты> к старшему инспектору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Верхнебуреинскому району Соболевой Е.А., Главному управлению надзорной и профилактической работы МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району от 01.03.2019 N 60/2-10,

УСТАНОВИЛ:

Шорохова Г.Ф. обратилась в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району (далее - Отдел) от 01.03.2019 N 60/2-10, мотивировав свои требования следующим. В предписании не указаны конкретные мероприятия по устранению выявленных нарушений, проверка административного жилого дома проведена в ее отсутствие, и акт проверки ей не предоставлялся, данное предписание является повторным после отмены предписания по тем же нарушениям, в пункте 1 предписания нежилое помещение под номером 7, находящееся в индивидуальной собственности Шороховой Г.Ф., неверно названо коридором общего пользования, деревянная перегородка имелась с момента ввода здания в эксплуатацию как разделение жилой зоны от административных помещений, и со стороны Шороховой Г.Ф. никакие изменения не производились, удаление деревянной перегородки недопустимо и ведет к нарушению требований закона, предусмотренных п.п. 5.4.17, 5.5.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пункт 2 предписания является неисполнимым, поскольку поставлено в зависимость от воли третьих лиц. Просила предписание Отдела от 01.03.2019 N 60/2-10 признать незаконным и отменить.

В судебном заседании административный истец Шорохова Г.Ф. свои требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В судебное заседание представитель административного истца Хорунжая Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебное заседание административный ответчик старший инспектор Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому району Соболева Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, причина ее неявки признана судом уважительной.

В судебном заседании представитель административного ответчика Главного управления надзорной и профилактической работы МЧС России по Хабаровскому краю Юрчик Р.В. с исковыми требований не согласился и в удовлетворении иска просил отказать, пояснил, что внеплановая проверка проведена в отношении Шороховой Г.Ф. как физического лица по жалобе гражданина ФИО6 от 06.09.2018 о фактах нарушения требований пожарной безопасности, а не в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в связи с чем акт проверки не составлялся. За допущенные нарушения Шороховой Г.Ф. были вынесены два предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности со сроками исполнения до 20.12.2018 и до 01.06.2019, которые до настоящего времени не исполнены.

На основании ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца Хорунжей Е.А., административного ответчика старшего инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Верхнебуреинскому району Соболевой Е.А.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В абзаце четвертом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, органами государственного пожарного надзора являются территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

При таких обстоятельствах данный иск подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административное жилое 5-этажное здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, доля Шороховой Г.Ф. в праве составляет 13/50 (л.д. 12-13), на третьем этаже данного здания Шороховой Г.Ф. принадлежат нежилые помещения под номерами с 1 по 21 (л.д. 77-78).

На основании жалобы ФИО6 от 06.09.2018 на блокирование Шороховой Г.Ф. выхода деревянной дверью на третьем этаже <адрес>, Отделом гражданке Шороховой Г.Ф. вынесено предписание от 15.10.2018 N 274/2-10, которым ей предписано в срок до 20.12.2018 освободить от деревянной перегородки коридор общего пользования третьего этажа (путь эвакуации к лестничной клетке) и не блокировать на ночь входные металлические двери, ведущие наружу (эвакуационный выход) (л.д. 8, 94-96).

За выявленные нарушения постановлением Отдела об административном наказании от 16.10.2018 № 110 Шорохова Г.Ф. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 97).

Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 03.12.2018 указанное постановление от 16.10.2018 № 110 отменено, и производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Шороховой Г.Ф. состава административного правонарушения. Данным решением суда установлена недоказанность вины Шороховой Г.Ф. в совершении вмененного правонарушения, тем самым дана оценка вынесенному в отношении нее Отделом предписания от 15.10.2018 N 274/2-10 как незаконному (л.д. 18-24, 100-110).

14.02.2019 Шорохова Г.Ф. была извещена Отделом о проведения проверки исполнения предписания № 274/2-10 от 15.10.2018, без указания даты проведения проверки (л.д. 111).

18 февраля 2019 г. старший инспектор Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Верхнебуреинскому району Соболева Е.А. провела проверку в отношении гражданки Шороховой Г.Ф. как правообладателя 13/50 доли административного жилого здания (коридорного типа), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8, 118-119).

В ходе проведения проверки Отдел выявил нарушения требований пожарной безопасности, а именно: коридор общего пользования третьего этажа (путь эвакуации к лестничной клетке) перекрыт деревянной перегородкой, входные металлические двери, ведущие наружу (эвакуационный выход), на ночь закрываются (блокируются) на ключ, что не соответствует п. 5.4.3. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010), подп. «о» п. 23, подп. «б» п. 36 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме".

По результатам проверки Шороховой Г.Ф. выдано новое предписание от 01.03.2019 N 60/2-10, обязывающее до 01.06.2019 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 8, 118-119).

Шорохова Г.Ф. не согласилась с указанным предписанием от 01.03.2019 N 60/2-10 и обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Постановлением мирового судьи судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» на судебном участке № 51 от 04.04.2019 производство по делу о привлечении Шороховой Г.Ф. к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (за невыполнение предписания № 274/2-10 от 15.10.2018) прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 126).

Отношения в области пожарной безопасности регулируют Федеральный закон N 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Руководствуясь статьями 2, 6, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 1, 4 и 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, Административным регламентом, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, суд приходит к выводу, что предписание не соответствует законодательству и нарушает права административного истца Шороховой Г.Ф.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статьи 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ).

Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч. 1); собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.ч. 3, 4).

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 указанных Правил содержания общего имущества многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. «е»).

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д (1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" собственники жилого помещения и члены его семьи обязаны осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.

Судом установлено, что собственники спорного жилого здания <адрес> на общем собрании не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, следовательно, собственники являются лицами, ответственными за содержание общего имущества многоквартирного дома, и в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Названный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям, строениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Положения данного закона обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ).

В силу ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей (ч. 1); в проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей (ч. 7).

Согласно п. 5.4.3. "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010) наибольшие расстояния от дверей квартир до лестничной клетки или выхода наружу следует принимать по таблице 7. В секции жилого здания при выходе из квартир в коридор (холл), не имеющий оконного проема, площадью не менее 1,2 кв. м в торце расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки, не должно превышать 12 м, при наличии оконного проема или дымоудаления в коридоре (холле) это расстояние допускается принимать по таблице 7 как для тупикового коридора.

В силу подп. «о» п. 23, подп. «б» п. 36 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" на объектах защиты запрещается изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой); при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что коридор общего пользования третьего этажа (путь эвакуации к лестничной клетке) Шороховой Г.Ф. перекрыт деревянной перегородкой после ее взлома администрацией Новоургальского городского поселения, тем самым был изменен предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания <адрес>, и расстояние от двери наиболее удаленной квартиры № 37 на третьем этаже здания (непосредственно у деревянной перегородки) до выхода на лестничную клетку превышает 12 м., входные металлические двери, ведущие наружу (эвакуационный выход), закрываются на ночь (блокируются) на ключ.

Довод представителя административного ответчика Юрчика Р.В. об отсутствии у Отдела обязанности составлять акт проверки ввиду неурегулированного порядка проведения проверки в отношении физических лиц, признаются судом необоснованным.

Так, Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 был утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Согласно данному Административному регламенту органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; руководителей органов местного самоуправления; собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц; граждан (пункт 6).

Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (пункт 8).

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны: соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан; проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке; знакомить уполномоченное лицо органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки; доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами; перед началом проведения проверки по просьбе уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента (пункт 9).

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе: осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных настоящим Административным регламентом (пункт 10).

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки, акте проверки объекта защиты, собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться которым (далее - правообладатель) является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо - правообладатель) (далее - акт проверки физического лица - правообладателя) информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН (пункт 11).

Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя; выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пункт 13).

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: проведение плановых проверок; проведение внеплановых проверок; оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам (пункт 27).

Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки, издаваемого в соответствии с пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента (пункт 66).

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является в том числе истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия, поступление в орган ГПН обращений и заявлений граждан о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков) (пункт 67).

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах (пункт 80).

К акту проверки, акту проверки физического лица - правообладателя прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, предписания об устранении нарушений, документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки и др. (пункт 83).

Учет актов проверок, актов проверки физических лиц - правообладателей ведется в журнале органа ГПН по учету проверок. Акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя оформляется на проверявшийся объект защиты непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которых проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, актом проверки физического лица - правообладателя, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя, хранящемуся в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта защиты, органа власти (далее - КНД), оформляемом в соответствии с приложением N 13 к настоящему Административному регламенту (пункт 84).

При выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности: каждому из лиц выдается новое предписание об устранений нарушений, в котором устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности; переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки; принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 93).

Таким образом, организация и порядок проведения проверок, порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении физических лиц-правообладателей в рамках государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности установлены Федеральным законом N 69-ФЗ, Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, что также закреплено в "Методических рекомендациях по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты" (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28).

Исходя из сложившейся судебной практики, к предписаниям предъявляются определенные требования.

Предписание административного органа должно отвечать условиям законности и исполнимости, кроме того, предписание должно быть выдано именно тому лицу, кто вправе и в состоянии принять меры, указанные в нем и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено, а также содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены.

Однако, как следует из материалов дела, проверка в порядке, установленном законом, не проводилась. Так, Шорохова Г.Ф. о времени проведения внеплановой проверки на 18.02.2019 не предупреждалась и была лишена возможности непосредственно присутствовать при ее проведении, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; распоряжение руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки не выносилось; результаты проверки в установленном законом порядке по исполнению государственной функции органом ГПН не оформлялись, и акт проверки физического лица-правообладателя не составлялся, в связи с чем Шорохова Г.Ф. лишена возможности знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки физического лица информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним; неисполненное Шороховой Г.Ф. предписание от 15.10.2018 № 274/2-10, послужившее основанием для проведения повторной внеплановой проверки и вынесения нового предписания от 01.03.2019 № 60/2-10, также было выдано с нарушением закона вне процедуры Административного регламента, следовательно, не могло служить законным основанием проведения проверки от 18.02.2019; в оспариваемом предписании должностным лицом не указаны: основания проведения проверки и вынесения предписания, время окончания проверки, точное место проведения проверки и место зафиксированных нарушений (какие этажи 5-этажного жилого здания проверялись, и на каком этаже допущено блокирование эвакуационного выхода), что не позволяет суду проверить обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Шороховой Г.Ф. не могло быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона N 69-ФЗ и Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.

По общему правилу, исходя из требований закона, подобные нарушения со стороны административного органа являются грубыми, без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца Шороховой Г.Ф.

Таким образом, ввиду существенных нарушений процедуры выдачи оспариваемого предписания оно подлежит признанию незаконным на основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в связи с чем заявленные требования Шороховой Г.Ф. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований Шороховой Г.Ф. к старшему инспектору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Верхнебуреинскому району Соболевой Е.А., Главному управлению надзорной и профилактической работы МЧС России по Хабаровского краю о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району от 01.03.2019 N 60/2-10 удовлетворить.

Признать незаконным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнебуреинскому муниципальному району от 01.03.2019 N 60/2-10 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019.

Судья С.Н. Рамзина