Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 21 января 2022 года
дело № 2а-294/2022
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой,
при секретаре Сыропятовой Э.Э.
с участием представителя административного истца Токарева В.В.,
представителя административного ответчика Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Садовникова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токарева В.И. к заместителю Главы города, директору Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Звереву Г.Н., Департаменту городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Токарев В.И. обратился в суд с административным иском к должностному лицу-заместителю Главы города, директору Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что 26 сентября 2021 года он обратился с просьбой о предоставлении ему и членам его семьи место для захоронения на «Алемасовском» кладбище для трёх человек. 27 октября 2021 года в удовлетворении заявления было отказано. Не соглашаясь с оспариваемым отказом, административный истец, ссылаясь на ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее также Закона о погребении), п.2.1.11,3.3.3., п.3.1.9 «Положения об организации ритуальных услуг и содержание мест погребения на территории города Тобольска» от 27 мая 2019 года №39, указывает что заявление не содержало просьбы об определении размера земельного участка, предоставляемого для захоронения рядом с умершим родственником, а предоставлении на кладбище места для заявителя и членов его семьи для будущего захоронения. Указывает, что отказ в удовлетворении заявления, бездействие административного ответчика нарушает право истца быть похороненным на семейном захоронении в силу ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Полагает, что административный ответчик, в силу ст.16 Федерального закона от 02.05.2006 г.№59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», своим бездействием причинил моральный вред. Административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, заместителя Главы города, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Зверева Г.Н., обязать административного ответчика устранить в полном объёме допущенное препятствие к осуществлению прав и свобод административного истца путём предоставления (резервирования) на «Алемасовском» кладбище места для создания семейного захоронения для трёх человек, членов его семьи и оформления их прав на будущее погребение в этом месте, взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
14 января 2022 года в соответствии с частью 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечён Департамент городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска (л.д.23).
Административный истец Токарев В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, что подтверждается телеграммой и распиской в получении судебной повестки (л.д.48,50).
Представитель административного истца Токарев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.14-15) административный иск поддержал в полном объёме. Ссылаясь на положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», просит взыскать компенсацию морального вреда.
Представитель административного ответчика Садовников М.В., действующий на основании доверенности №ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.26) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск (л.д.32-36).
Представитель заинтересованного лица МКУ «Центр городских услуг» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска извещён надлежащим образом, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (л.д.54-55).
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца Токарева В.В., представителя административного ответчика Садовникова М.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. Необходимая совокупность по данному спору отсутствует.
Так, требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 8 названного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В судебном заседании установлено, что 26 сентября 2021 года Токарев В.И. обратился в администрацию города Тобольска с заявлением …об отводе места для захоронения на новом кладбище для трёх человек, т.е. добавлении к установленному участку 2-3 кв.м. площади бесплатно либо с оплатой дополнительной площади (так указано в заявлении) (л.д.24-25).
Отношения, связанные с погребением умерших, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в котором закреплено, что похоронное дело является самостоятельным видом деятельности, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; устанавливает гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников, предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронений.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о погребении и похоронном деле законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно данному Федеральному закону на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 7).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения (статья 16).
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21).
Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.
Вместе с тем, предоставление земельных участков для погребения на территории города Тобольска регулируется Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска, утверждённое Постановлением администрации города Тобольска от 27.05.2019 №39.
Согласно п.п.2.1.1., 2.1.9.,2.1.10 Постановления Администрации города Тобольска от 27.05.2019 № 39 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска» погребение умерших на территории города Тобольска осуществляется на муниципальных общественных или вероисповедальных кладбищах.
Перечень кладбищ, расположенных на территории города Тобольска, приведен в приложении 1 к настоящему Положению.
При планировании зоны захоронений необходимо предусматривать следующие параметры: участки для семейных (родовых) захоронений (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области); свободные участки земли для захоронения предоставляются Учреждением бесплатно в соответствии со схемой кладбища в последовательном порядке в зависимости от волеизъявления супруга, близкого родственника, иного родственника либо законного представителя, а при отсутствии таковых иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего). Размеры одного свободного участка земли для захоронения, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством, составляют: для погребения одного умершего (погибшего) - 5 для погребения умершего (погибшего) и его супруга или близкого родственника, иного родственника - 10 квадратных метров: 2,5 метра x 4,0 метра (длина, ширина) (вид захоронения - двойное);для погребения одного умершего (погибшего), указанного в пунктах 1, 2 статьи 12 Федерального закона, - 2 квадратных метра: 2,0 метра x 1,0 метр (длина, ширина).
Таким образом, административным ответчиком 27 октября 2021 года в силу требований, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в пределах своей компетенции направлен письменный ответ с разъяснением положения п.2.1.10 Постановления администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года №39 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска», поэтому оснований для признания незаконным бездействие административного ответчика и возложении обязанности по устранению нарушений, у суда не имеется.
Кроме того, к заявлению Токарева В.И. об отводе земельного участка для семейного захоронения (так указано в административном иске) не было приложено каких-либо документов, подтверждающих обоснованность его требования, поэтому оспариваемые действия административного ответчика не противоречат действующему законодательству и не могут быть расценены как нарушающие права, свободы и законные интересы истца, несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности его действий или бездействии.
Поскольку оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконными бездействия административного ответчика не установлено, производное требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.62, 218, 226, 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Токарева В.И. к заместителю Главы города, директору Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Звереву Г.Н., Департаменту городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации г. Тобольска о признании незаконным бездействия директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Зверева Г.Н. и возложении обязанности устранить в полном объёме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путём предоставления (резервирования) на «Алемасовском» кладбище места для создания семейного захоронения для трёх человек, членов его семьи и оформления прав на будущее погребение в этом месте, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.-отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области.
Судья С.Б. Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.