ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-294/2023 от 24.08.2023 Белозерского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0004-01-2023-000642-11 Адм. дело №2а-294/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 г. г. Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Михеева Н.С.,

при секретаре Войновой А.И.,

с участием административного истца Тюлевой Л.К.,

представителя административных ответчиков прокуратуры Белозерского района Вологодской области, прокурора Берсенева В.В., прокуратуры Вологодской области Капитоновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюлевой Л.К. к прокуратуре Белозерского района Вологодской области, прокурору Белозерского района Берсеневу В.В., прокуратуре Вологодской области о признании ответа от 24 апреля 2023 г. на её обращение незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Законом Вологодской области от 6 мая 2022 г. №5120-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Белозерского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Белозерского муниципального округа Вологодской области» преобразованы путем объединения все входящие в состав Белозерского муниципального района Вологодской области поселения: городское поселение «Город Белозерск» Белозерского муниципального района Вологодской области, сельское поселение Антушевское Белозерского муниципального района Вологодской области, сельское поселение Артюшинское Белозерского муниципального района Вологодской области, Глушковское сельское поселение Белозерского муниципального района Вологодской области, Куностьское сельское поселение Белозерского муниципального района Вологодской области, Шольское сельское поселение Белозерского муниципального района Вологодской области в Белозерский муниципальный округ Вологодской области с административным центром в городе Белозерске (часть 1 статьи 1 Закона).

Белозерский муниципальный район Вологодской области и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания Белозерского муниципального округа Вологодской области. Днем создания Белозерского муниципального округа Вологодской области является день вступления в силу настоящего закона области (часть 3 статьей 1 Закона).

Закон Вологодской области вступил в законную силу 1 июня 2022 г.

Решениями Представительного собрания Белозерского муниципального округа Вологодской области от 31 октября 2022 г. №44, №45, №46 созданы территориальные органы администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области – территориальные управления «Западное», «Восточное», «Белозерское».

Тюлева Л.К. в период 2022 г.- начало 2023 г. неоднократно обращалась в прокуратуру Белозерского района Вологодской области с заявлениями, в которых, в том числе, указывала на незаконность указанных выше преобразований органов местного самоуправления на территории района, на незаконное создание казенных учреждений, на незаконное начисление заработной платы работникам казенных учреждений. В ответе от 9 марта 2023 г. заместитель прокурора Белозерского района Вологодской области Жерихин Н.П. сообщил Тюлевой Л.К., что в ходе прокурорской проверки не выявлено нарушений закона при проведении реформы органов местного самоуправления, при создании казенных учреждений и порядка начисления заработной платы.

19 марта 2023 г. Тюлева Л.К. направила в прокуратуру Вологодской области заявление по указанному выше ответу прокуратуры Белозерского района, в котором указала, что прикладывает копию районной газеты, из которой они узнали о создании учреждения «Куностьское» как казенного. При этом были допущены нарушения законов, исходя из которых цель преобразования – экономия бюджетных средств, в то время как по результатам проведенных преобразования затраты многократно увеличились на начальников и заместителей, на незаконное содержание и зарплаты казенному учреждению. Исходя из численности населения зарплаты превышают дозволенное бюджетным кодексом. Сельские депутаты работали бесплатно. Закон не допускает переход поселений в казенные учреждения. Созданные на территории Белозерского района казенные учреждения не соответствуют перечню, установленному законом. Допущено экономическое преступление. Создание муниципального округа является подделкой, так как не имеется шаговой доступности к органам власти. Имел место обман в целях получения федерального финансирования.

Заявление Тюлевой Л.К. поступило в прокуратуру Вологодской области 24 марта 2023 г. и перенаправлено для разрешения в прокуратуру Белозерского района, куда поступило 28 марта 2023 г.

24 апреля 2023 г. прокурором Белозерского района Вологодской области Берсеневым В.В. направлен ответ на обращение, в котором указано, что преобразование органов местной власти произведено на основании Закона Вологодской области. Казенное учреждение «Западное» создано на основании решения Представительного Собрания Белозерского муниципального округа. Администрация округа создана и зарегистрирована в уполномоченном федеральном округе исполнительной власти. Структура администрации учреждена решениями Представительного Собрания округа. Специалисты казенного учреждения приняты на работу в администрацию округа согласно штатному расписанию, заработная плата установления решением Представительного Собрания. Нарушений бюджетного законодательства в ходе проверки не выявлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

Тюлева Л.К. обратилась в Белозерский районный суд Вологодской области с административным исковым заявлением к прокурору Белозерского района Вологодской области (с учетом заявления об уточнении требований от 10 августа 2023 г.) об обжаловании ответа от 24 апреля 2023 г. на её обращение незаконным. В обоснование указала, что ответ прокуратуры маскирует нарушения, действия по преобразованию происходили в нарушение прав и свобод граждан. Областной закон 2022 г. не соответствует законодательству, основан на ложных данных. Данный обман позволяет признать все действия незаконными, преждевременными и не имеющими юридической силы. Переход части бюджетных учреждений в казённые также является нарушением. Просила признать незаконным ответ прокурора.

Определением суда от 24 июля 2023 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены прокурор Белозерского района Берсенев В.В., прокуратура Вологодской области.

В судебном заседании административный истец Тюлева Л.К. административный иск поддержала по указанным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснила, что прокурором не принимается мер по соблюдению законности. Представители созданного казенного учреждения не реагируют на обращения граждан ссылаясь на отсутствие полномочий. Органы местной власти располагаются далеко от поселения и граждане лишены возможности на обращение туда. Прокурор обязан реагировать на допущенные нарушения закона. Просила обязать административных ответчиков принять меры прокурорского реагирования.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Белозерского района Вологодской области, прокурора Берсенева В.В., прокуратуры Вологодской области, Капитонова А.Г. административные исковые требования Тюлевой Л.К. не признала. Суду пояснила, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Тюлевой Л.К., по результатам которой нарушений закона не выявлено, о чем последняя уведомлена в письменном виде 24 апреля 2023 г. Преобразование района в округ осуществлялось в соответствии с законом Вологодской области, муниципальное образование Куностьское сельское поселение ликвидировано. Администрация округа создана и зарегистрирована на основании решения Представительного Собрания округа, приступила к исполнению полномочий с 1 января 2023 г. Обращение Тюлевой Л.К. рассмотрено в установленный срок, ответ дан полномочным лицом. Нарушения прав свобод и законных интересов заявителя не допущено.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, материалы надзорного производства прокуратуры Белозерского района Вологодской области, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований Тюлевой Л.К. по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тюлева Л.К. обжалует ответ должностного лица прокуратуры Белозерского района Вологодской области, не усмотревшего оснований для принятия мер прокурорского реагирования по её обращению от 28 марта 2023 г., в котором она указывала на незаконность преобразования Белозерского муниципального района в Белозерский муниципальный округ, образования казённых учреждений.

При рассмотрении данного требования, судом установлено, что заявление Тюлевой Л.К. зарегистрировано, принято прокуратурой Белозерского района Вологодской области к производству, рассмотрено полномочным должностным лицом прокуратуры, по нему дан письменный мотивированный ответ, который направлен заявителю.

Из надзорного производства прокуратуры следует, что по предыдущим обращениям Тюлевой Л.К. по тому же вопросу, прокуратурой проводились проверки, в ходе которой были истребованы газета «Белозерье», сведения из администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области по вопросам преобразования поселений, входящих в состав района, организации выборов. По результатам проведённой проверки Тюлевой Л.К. прокурором направлялся ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

При подготовке ответа на обращение Тюлевой Л.К. от 24 апреля 2023 г. прокурор его рассматривавший, руководствовался положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», а также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органы прокуратуры РФ, утверждённой приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. №45.

Указанные положения закона были соблюдены, на заявление в установленном законом порядке и сроки был дан мотивированный ответ по существу обращения. В частности, прокурор со ссылкой на нормы областного законодательства подробно разъяснил заявителю о соблюдении законодательства при проведении преобразования органов местного самоуправления в Белозерском районе, указал, что администрация Белозерского муниципального округа создана на основании Закона Вологодской области от 6 мая 2022 г. №5120-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Белозерского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Белозерского муниципального округа Вологодской области». Создание казенных учреждений «Западное» «Восточное» и «Белозерское» произведено на основании решений Представительного Собрания района. Данные решения незаконными не признаны и не отменены. В ответе разъяснен порядок установления заработной платы работникам указанных казенных учреждений и содержится ссылка на отсутствие нарушений бюджетного законодательства.

Таким образом, прокурором даны ответы по всем поставленным в обращении вопросам.

Все доводы Тюлевой Л.К., обозначенные в административном иске и в выступлении в суде сводятся к незаконности Закона Вологодской области и решений Представительного Собрания района о создании казенных учреждений. Вместе с тем, в полномочия Белозерского районного суда не входит проверка законности указанных нормативных актов, в связи с чем при разрешении административного иска Тюлевой Л.К. суд не вправе давать им оценку.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено соблюдение должностными лицами прокуратуры требований законодательства при подготовке ответа на обращение Тюлевой Л.К. Несогласие административного истца с содержанием данного ей ответа само по себе не может служить основанием для признания незаконными действий должностных лиц прокуратуры.

Кроме того, по смыслу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», оценка характера нарушения, степени его влияния на общество, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ от применения этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры. Учитывая независимость органов прокуратуры, суд не полномочен давать указания её должностным лицам на принятие тех или иных мер прокурорского реагирования.

Таким образом, каких-либо нарушений прав заявителя со стороны должностных лиц прокуратуры Белозерского района Вологодской области, а также незаконного бездействия с их стороны, судом не выявлено. Оснований для удовлетворения административного искового заявления Тюлевой Л.К. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179,180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Тюлевой Л.К. к прокуратуре Белозерского района Вологодской области, прокурору Белозерского района Берсеневу В.В., прокуратуре Вологодской области о признании ответа от 24 апреля 2023 г. на её обращение незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 28 августа 2023 г.

Судья Н.С. Михеев

Копия верна. Судья Михеев Н.С.