ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2951/20 от 27.01.2021 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-350/2021

УИД 42 RS 0002-01-2020-005023-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю.

при ведении протокола судебного заседания

помощником ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове

27 января 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области об исключении из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области об исключении из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений.

Требования мотивирует тем, что является учредителем и директором ООО "<данные изъяты>" (ИНН ). В ходе проведения мероприятий по продлению лицензии выданной ООО «<данные изъяты>» с целевым назначением и видами работ: добыча строительного камня на <данные изъяты>, ему стало известно о том, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) - ГРН .

Заявитель считает спорную запись ГРН о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверной и подлежащей исключению по следующим причинам.

Он как учредитель и директор ООО «<данные изъяты>» никаких уведомлений и запросов, связанных с предстоящим исключением от ФНС России не получал. Заинтересованное лицо соответствующую информацию не представило.

Кроме того при подготовке пакета документов и регистрации ООО «<данные изъяты>» ошибочно был указан адрес местонахождения общества: <адрес>, по этому адресу расположен многоквартирный жилой дом, однако в адресе не указаны номер квартиры или офиса, а должен быть <адрес>, поэтому он не мог получать какие либо письма и запросы, и соответственно давать на них ответы. В вышестоящий орган в порядке подчиненности было подано интернет сообщение от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответа УФНС по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Восстановление данных ООО «<данные изъяты>» в ЕГРЮЛ связано с необходимостью ведения производственной деятельности связанной с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ

Просит суд признать незаконной запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>» - ГРН , а также восстановить срок на обжалование незаконной записи об исключение из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>» - ГРН .

В судебном заседании административный истец ФИО2, административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая по устному ходатайству, административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО4, действующая на основании доверенностей, против административных исковых требований возражала, доводы, изложенные в отзыве, поддержала.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ИНН исключено из ЕГРЮЛ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом был проведен осмотр объекта недвижимости по адресу: <адрес>. По результатам осмотра данного объекта недвижимости был установлен факт отсутствия ООО «<данные изъяты>» по указанному адресу. В подтверждение данного факта представлена копия акта от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком направлялись уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и о необходимости представления достоверных сведений об адресе заказными письмами (почтовые идентификаторы , ) в адрес ООО «<данные изъяты>» и в адрес руководителя и учредителя ООО «<данные изъяты>» ФИО2. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направленное в адрес ООО «<данные изъяты>» было получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ. Копии указанных уведомлений также представлены в материалы дела.

ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России № 3 был представлен ответ ООО «<данные изъяты>» (вх. ) о том, что достоверным юридическим адресом указанной организации является – <адрес>. Данный факт подтверждается копией ответа, подписанным ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом повторно проведен осмотр объекта недвижимости по адресу: <адрес>. По результатам осмотра данного объекта недвижимости был установлен факт отсутствия ООО «<данные изъяты>» по указанному адресу. В подтверждении данного факта представлена копия акта от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, проведенной проверкой достоверности сведений об адресе ООО «<данные изъяты>», содержащегося в ЕГРЮЛ, установлена его недостоверность, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН от ДД.ММ.ГГГГ о недостоверности сведений об адресе местонахождения юридического лица.

Указанная запись внесена Инспекцией и в установленный законом срок не оспорена.

На основании записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ о недостоверности сведений об адресе ООО «<данные изъяты>» было принято решение ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ООО «<данные изъяты>» из ЕГРЮЛ.

Указанное решение было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 23.01.2019 часть 2 № 3 (719).

При этом во вводной части раздела журнала «Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» указан порядок и сроки направления заявлений юридическим лицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение о государственной регистрации и внесена запись ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ООО «<данные изъяты>» из ЕГРЮЛ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно сведениям о наименование организации, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом (местом нахождения) наименование организации является: адрес, помещение, комната.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 5 приведенного Закона, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается <данные изъяты>, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 11 приведенного Закона, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об адресе юридического лица, а также не поступление в регистрирующий орган в трехмесячный срок заявлений заинтересованных лиц в совокупности являются необходимым и достаточным условием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ) которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона N 129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д", п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 N 2616-О, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице выступает элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и, не затрагивая права контролирующих организацию лиц, способствующих своевременному представлению в регистрирующий орган достоверных сведений о ней, и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

При этом, как следует из положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, предусматривающей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, наличие таких сведений также может являться основанием для прекращения деятельности юридического лица в административном (упрощенном) порядке.

Так, по правилам пункта 1 названной статьи недействующее юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).

В силу пункта 3 этой же статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Как установлено подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, предусмотренная законом процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также и в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

На основании пункта 8 статьи 22 данного Закона исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, с учетом предусмотренной статьями 21, 22 Закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ исключение регистрирующим органом такого лица из государственного реестра является самостоятельным действием, которое совершается им после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении недействующей организации и истечения срока для направления кредиторами и иными заинтересованными лицами своих возражений.

Учитывая открытость информации об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленную статьей 10 Гражданского кодекса РФ, заявитель, являясь руководителем и учредителем Общества, достоверно зная о недостоверности адреса ООО «<данные изъяты>», имел возможность отслеживать такую информацию о своей организации, как на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и журнала «Вестник государственной регистрации», так и путем обращения к соответствующим сведениям в ЕГРЮЛ. Заявитель мог и должен был знать о последствиях недостоверности сведений содержащихся в ЕГРЮЛ.

Таким образом, заявитель, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ, однако предоставленными гарантиями защиты своих интересов в установленные законом порядке и сроки не воспользовался.

Поскольку в установленные пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ сроки заявлений и возражений об исключении ООО «<данные изъяты>» от руководителя и единственного учредителя ООО «<данные изъяты>» - ФИО2 в адрес регистрирующего органа не поступало, административным ответчиком было принято решение об исключении ООО «<данные изъяты>» из ЕГРЮЛ.

Суд принял во внимание, что административным ответчиком был проведен комплекс мероприятий по проверке достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении адреса организации, по результатам которых Инспекцией была внесена запись за ГРН в отношении недостоверности сведений об адресе.

При указанных обстоятельствах, решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и решение от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации, запись ГРН от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности ООО «<данные изъяты>» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ суд считает законным и обоснованным.

Рассматривая требование административного истца относительно восстановления срока на обжалование незаконной записи об исключение из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>» - ГРН , суд полагает необходимым отказать в заявленном требовании, поскольку он узнал об указанной записи ДД.ММ.ГГГГ из выписки из ЕГРЮЛ, срок для обращения истек – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

При этом административным истцом не представлено документов подтверждающих уважительность причину пропуска.

Доводы истца о том, что ФИО2 являясь руководителем и учредителем Общества не получал уведомления о предстоящем исключении юридического лица по адресу: <адрес>, являются несостоятельными, поскольку решение Инспекции об исключении ООО «<данные изъяты>» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ, который является общедоступным печатным изданием. Равно как и довод о том, что административный истец не получал уведомления и запросы с предстоящим исключением от административного ответчика, поскольку данный довод опровергается ответом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), подписанным ФИО2. Кроме того в ходе судебного разбирательства подпись административным истцом не оспаривалась.

Таким образом, установленная законом процедура исключения ООО «<данные изъяты>» из ЕГРЮЛ регистрирующим органом соблюдена.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО2.

Руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 о признании незаконной записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>» ГРН и восстановлении срока на её обжалование, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2021.

Судья

/подпись/

М.Ю. Хряпочкин