ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2952/2021 от 21.04.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

21.04.2021.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования города-курорта Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города-курорта Сочи о признании незаконным действия органа местного самоуправления,

установил:

Административные истцы просят суд признать незаконным действие администрации г.Сочи в лице структурного подразделения администрации г.Сочи департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, выразившееся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ.01-21/8610 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении земельного участка с кадастровым номером , площадью 6110 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>. Площадь земельного участка образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах составляет 300 кв.м, считать утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием земельного участка , площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования – общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, выполненную в 2020 г. ООО "КАДАСТР 23". Доступ к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования для образуемого земельного участка осуществляется через измененный земельный участок , указать, что данное решение суда, является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю г.Сочи для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации Муниципальной собственности земельного участка , площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования –общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, без согласования с заинтересованными лицами, и без истребования дополнительных документов, в соответствии со схемой расположения земельного участка, выполненной в 2020 г. ООО "КАДАСТР 23", доступ к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования для образуемого земельного участка осуществляется через измененный земельный участок , обязанности по представлению интересов в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю г.Сочи, связанных с образованием земельных участков путем раздела с сохранением исходного в измененных границах и других действий, указанными в судебном решении, возложить на административных истцов, обязать администрацию г.Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования – общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, заключить с административными истцами договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) со множественностью лиц.

В обоснование требований указывают, что в 2020 г. административным истцам стало известно, что земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный под зданием кафе "Бриз", лит А, А1, А2 общей площадью 178,5 кв.м с кадастровым номером ошибочно вошел в состав земельного участка с кадастровым номером При межевании и постановке на кадастровый учет указанного земельного участка кадастровым инженером ошибочно не было учтено того, что земельный участок площадью 300 кв.м не может входить в состав иного образуемого земельного участка, а собственники здания кафе "Бриз" своего согласия на включение принадлежащего им земельного участка в состав земельного участка с кадастровым номером , не давали.

Для соблюдения действующего законодательства РФ, для элементарной, необходимой и не нарушающей нормы и правила эксплуатации правомерного объекта недвижимого имущества здания кафе "Бриз", для исправления ошибочного внесения кадастровым инженером данного земельного участка в состав земельного участка с кадастровым номером при межевании и постановке его на кадастровый учет, а также для сохранения и постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 300 кв. метров, расположенный именно под зданием кафе "Бриз" в соответствии с действующим законодательством РФ возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка.

Истцы обратились в ООО "КАДАСТР 23" с просьбой о подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Кадастровым инженером ФИО5 ООО "КАДАСТР 23" (квалификационный аттестат 23-11-866) предложен вариант схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении".

17.03.2021 административные истцы в установленном порядке представили административному ответчику для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении.

Однако административный ответчик в лице структурного подразделения администрации г.Сочи департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи 23.03.2021 направил административным истцам отказ №21.01-21/8610 с указанием: в связи с тем, что с заявлением о разделе земельного участка обратилось неуполномоченное лицо, так как земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ г.Сочи "Дирекция по реализации программ" и только оно могло обратиться с заявлением.

Считая данный отказ незаконным, административные истцы обратились в суд.

Сторона административных истцов просила рассмотреть дело в их отсутствие, требования удовлетворить.

Административный ответчик администрация г.Сочи просил рассмотреть дело в его отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в назначенное судебное заседание не явился, извещен.

Суд, с учетом положений ст.150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

Суд, изучив материалы дела, считает требования административного иска подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административные истцы указывают, что в 2020 г. им стало известно, что земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный под зданием кафе "Бриз", лит А, А1, А2 общей площадью 178,5 кв.м с кадастровым номером ошибочно вошел в состав земельного участка с кадастровым номером . При межевании и постановке на кадастровый учет указанного земельного участка кадастровым инженером ошибочно не было учтено того, что земельный участок площадью 300 кв.м не может входить в состав иного образуемого земельного участка, а собственники здания кафе "Бриз" своего согласия на включение принадлежащего им земельного участка в состав земельного участка с кадастровым номером , не давали.

Для соблюдения действующего законодательства РФ, для необходимой и не нарушающей нормы и правила эксплуатации правомерного объекта недвижимого имущества здания кафе "Бриз", для исправления ошибочного внесения кадастровым инженером данного земельного участка в состав земельного участка с кадастровым номером при межевании и постановке его на кадастровый учет, а также для сохранения и постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 300 кв. метров, расположенный именно под зданием кафе "Бриз" в соответствии с действующим законодательством РФ возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка.

Истцы обратились в ООО "КАДАСТР 23" с просьбой о подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Кадастровым инженером ФИО5 ООО "КАДАСТР 23" (квалификационный аттестат 23-11-866) предложен вариант схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении".

17.03.2021 административные истцы в установленном порядке представили административному ответчику для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении.

Однако административный ответчик в лице структурного подразделения администрации г.Сочи департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи 23.03.2021 направил административным истцам отказ №21.01-21/8610 с указанием: в связи с тем, что с заявлением о разделе земельного участка обратилось неуполномоченное лицо, так как земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ г.Сочи "Дирекция по реализации программ" и только оно могло обратиться с заявлением.

Считая данный отказ незаконным, административные истцы обратились в суд.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" МБУ г.Сочи "Дирекция по реализации программ" является структурным подразделением муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

Согласно выписки из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером является муниципальное образование город-курорт Сочи, в связи с чем административные истцы обращались к собственнику по вопросу оказания муниципальной услуги 02.40 "Утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении", поскольку собственник (правообладатель) вправе принимать такое решение. Даже в случае обращения административных истцов в МБУ г.Сочи "Дирекция по реализации программ", учреждение обращалось бы в администрацию, как к собственнику данного земельного участка. Поэтому данная причина отказа не имеет за собой законных оснований.

В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Согласно ст.11.10. Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст.35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с ч.1 ст.271 Гражданского кодекса РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Предложенная административными истцами схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении земельного участка с кадастровым номером выполнена в соответствии и не нарушает указанные требования Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Административные истцы имеют в собственности нежилое здание кафе "Бриз", но элементарно эксплуатировать своё имущество не имеют никакой возможности.

Кроме того, здание и земельный участок под ним является теоретически единым целым, так как здание без земельного участка существовать не может, также как и земля без существующего на нем здания.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным действие администрации г.Сочи в лице структурного подразделения администрации г.Сочи департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, выразившееся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ.01-21/8610 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности при разделе, объединении земельного участка с кадастровым номером , площадью 6110 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>. Площадь земельного участка образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах составляет 300 кв.м.

Считать утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием земельного участка , площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования – общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, выполненную в 2020 г. ООО "КАДАСТР 23". Доступ к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования для образуемого земельного участка осуществляется через измененный земельный участок .

Указать, что данное решение суда, является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю г.Сочи для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации Муниципальной собственности земельного участка , площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования –общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, без согласования с заинтересованными лицами, и без истребования дополнительных документов, в соответствии со схемой расположения земельного участка, выполненной в 2020 г. ООО "КАДАСТР 23", доступ к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования для образуемого земельного участка осуществляется через измененный земельный участок .

Обязанности по представлению интересов в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю г.Сочи, связанных с образованием земельных участков путем раздела с сохранением исходного в измененных границах и других действий, указанными в судебном решении, возложить на административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4

Обязать администрацию г.Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, вид разрешенного использования – общественное питание, категория земель – земли населенных пунктов, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, заключить с административными истцами ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) со множественностью лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28.04.2021.

Председательствующий