ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2953/2022 от 26.05.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2022-003820-88 Дело № 2а-2953/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 26 мая 2022 года.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Моркеля А.С.,

при секретаре Арефьевой Е.В.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административных ответчиков ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что УФНС по РХ в отношении ФИО1 по результатам камеральной налоговой проверки за 2020 год (акт налоговой проверки №18365 от 18.11.2021) вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2022 г. №252, на основании указанного решения начислена недоимка по НДФЛ в сумме 164 066,00 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 41 016,50 руб., начислены пени в сумме 7052,09 руб. за несвоевременную уплату НДФЛ. Решением от 28.02.2022 года №252/1 УФНС по РХ внесены изменения в решение от 13.01.2022, доначисленные суммы взыскания уменьшены. Не согласившись с решением от 13.01.2022 года, истец подал апелляционную жалобу в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу 25.03.2022 г. вынесла решение №08-11/0487 по апелляционной жалобе, в котором решение ответчика в части доначисления НДФЛ в сумме 260,00 руб., отменила, в остальной части оставила без изменения. Считает, что налоговый орган пришел к ошибочным выводам о размере налоговой базы и как следствие ошибочно установил размер недоимки по НДФЛ. На основании изложенного просит признать незаконным полностью и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по РХ от 13.01.2022 г. №252 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по РХ в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержали в полном объеме.

Представитель административных ответчиков УФНС России по РХ, Заместителя руководителя УФНС по РХ ФИО4 - ФИО3 в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, указанным в возражениях.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель руководителя УФНС по РХ ФИО4, в качестве заинтересованного лица привлечено МИФНС России по Сибирскому Федеральному округу.

Административный ответчик ФИО4, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Заинтересованное лицо МИФНС России по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явилось, надлежащим образом было извещено о времени и месте судебного заседания.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1, 7 и 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 138 НК РФ, Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Административным истцом обжалуется решение УФНС России по Республике Хакасия от 13.01.2022 года №252 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, данное решение было обжаловано административным истцом в Межрегиональную Инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу, 25.03.2022 года Межрегиональной Инспекцией ФНС по Сибирскому Федеральному округу было вынесено решение №08-11/0487 по апелляционной жалобе. Административным истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Административный иск направлен в суд 20.04.2022 года. Таким образом, срок обжалования не пропущен.

Как установлено в судебном заседании административный истец 20.03.2019 года приобрел в собственность <данные изъяты>., стоимостью 313300,00 рублей.

12.12.2020 года, согласно договора купли-продажи недвижимого имущества, административный истец продал <данные изъяты>., цена объекта – 315 000,00 рублей.

01.09.2021 года в адрес административного истца УФНС России по РХ направлено требование №19154/1566 о предоставлении пояснений, согласно которому, по данным Росреестра, в 2020 году ФИО1 продан объект недвижимости, общей стоимостью 1575044 рублей (70% от кадастровой стоимости), кроме того указано что административный истец не предоставил декларацию за 2020 год.

03.10.2021 года ФИО1 предоставил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2020 год.

На основании указанной декларации УФНС по РХ проведена камеральная проверка, согласно акту налоговой проверки №18365 от 18.11.2021 года, при исследовании налоговой декларации ФИО1 за 2020 год установлено, что ни один из разделов налоговой декларации налогоплательщиком не заполнен, документов не представлено. Управлением установлено, что налогоплательщиком был реализован в 2020 году объект недвижимости: <данные изъяты> Цена сделки составила 315 000 рублей. Согласно сведениям Россреестра, кадастровая стоимость указанного имущества на 01.01.2020 год составляет 2 250 063, 27 рублей. Период владения имуществом менее установленного минимального срока. По результатам проведенной проверки налоговым органом, определена сумма налога на доходы физических лиц к уплате за 2020 год в размере 172256 рублей.

18.11.2021 года в адрес административного истца направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки №23349, дата рассмотрения назначена на 13.01.2022 года на 10-00 часов.

19.11.2021 года административным истцом была представлена уточненная налоговая декларация.

13.01.2022 года решением №252, на основании ст. 101 НК РФ, ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислена недоимка по НДФЛ в сумме 164 066,00 руб., штраф за непредставление налоговой декларации, неуплату налога в общей сумме 41016,5 руб., пеня за несвоевременную уплату НДФЛ в размере7052,09 руб.

Решением № 252/1 от 28.02.2022 года в описательной части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.01.2022 № 252 исправлена опечатка в части принимаемой суммы фактически произведенных расходов, которая составит 313 300 рублей. В связи с чем, сумма налога на доходы физических лиц составила 164027 руб., сумма штрафа 41006,5 руб., сумма пени 7050,44 руб.

Не согласившись с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, административный истец обратился с апелляционной жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу.

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу от 25.03.2022 года №08-11/0487 отменено решение УФНС по РХ от 13.01.2022 года №252 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 260,0 руб. и соответствующих сумм пени, в остальной части решение УФНС по РХ от 13.01.2022 года №252 оставлено без изменения.

Как следует из содержания п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В соответствии пп. 2 п.1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ, Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ, По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п.1.4 Приказа ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Следовательно, Управление обладает полномочиями по проведению налоговых проверок, а также обладает полномочиями по принятию решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Главой 23 НК РФ установлен налог на доходы физических лиц, который относится к федеральным налогам и сборам.

В силу ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Ст. 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Пунктом. 2 ст. 228 НК РФ, предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ст. 228 НК РФ, Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ, Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 1,2 п. 1 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Материалами дела установлено, что административной истец не исполнил обязанность по предоставлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации.

В соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ, В случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Согласно решению №252 от 13.01.2022 года, камеральная проверка проведена в сроки с 03.10.2021 по 10.11.2021.

Таким образом, сроки проведения камеральной проверки административным ответчиком не нарушены.

В соответствии с п. 3 ст. 214.10 НК РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Абз. 6 п. 3 ст. 214.10 НК РФ, установлено, что в случае, если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.03.2022 года, здание, с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2020 год имеет кадастровую стоимость 2 250 063,27 рублей.

Административный истец продал вышеуказанное имущество по договору купли-продажи за 315 000, 00 рублей.

Таким образом, судом установлено, что цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость имущества, а значит административным ответчиком верно рассчитана сумма дохода. (70% от кадастровой стоимости – 1 575 044,29 руб.).

Кроме того, объект находился в собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества (с 21.05.2019 по 16.12.2020).

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ, В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ, Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Поскольку административные истцом не представлена в установленный законом срок налоговая декларация, не уплачена сумма налога на доходы физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком правомерно применена санкция в отношении ФИО1

Согласно ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения УФНС России по Республике Хакасия о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение норм закона.

Учитывая отсутствие нарушений законодательства со стороны УФНС России по РХ, нарушения прав административного истца действиями УФНС России по РХ не допущено.

Следовательно, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 13.01.2022 г. №252 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскании с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в пользу ФИО1 расходов на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Моркель А.С.

Мотивированное решение составлено и подписано 08 июня 2022 года.