Дело № 2а-2956/2021
76RS0013-02-2021-002596-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
Председательствующего судьи Альштадт С.Н.
При секретаре Поткиной А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске административное исковое заявление ФИО1 к Главе Администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2, Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главе Администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2, Администрации Рыбинского муниципального района о признании незаконным бездействия Главы Администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2 по отказу от исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, возложении обязанности на Главу Администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2 незамедлительно исполнить требования Устава Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и, в первую очередь: очистить водоем, используемый в целях пожаротушения, расположенный в деревне Большие Займищи Глебовского сельского поселения, обеспечить качественный подъезд к водоему и оснастить соответствующими указателями.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 требования поддержал и пояснил, что ФИО1 является собственником земельных участков и жилого дома в <адрес> В непосредственной близости от её жилого дома расположен пожарный водоем, который в настоящее время приведен в ненадлежащее состояние, подъезд к пожарному водоему отсутствует, водоем зарос растительностью. Обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возложена на главу поселения п.6 ч.1 ст.9 Устава Глебовского сельского поселения, п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым в каждом населенном пункте поселения должен быть организован пожарный водоем. В настоящее время пожарные водоемы на территории Глебовского сельского поселения имеются только в трех населенных пунктах, остальные населенные пункты не имеют пожарных водоемов, что нарушает права административного истца на безопасные условия проживания и пожарную безопасность.
Административный ответчик Глава Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2 извещенная о дне рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении административного искового заявления в свое отсутствие, требования не признала, в письменном отзыве указала, что к вопросам местного значения Уставом Глебовского сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, понятие первичных мер раскрыто в ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к ним в том числе отнесено создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях. Такими источниками являются противопожарные водоемы. В д.Большое Займище обязанность создания противопожарного водоема не предусмотрена, поскольку отсутствует необходимость и в населенном пункте зарегистрировано менее 50 человек.
Административный ответчик Администрация Рыбинского муниципального района извещенная о дне рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве указала, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в силу действующего законодательства не наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Заинтересованное лицо руководитель Пожарной части № 65 ГБУ ЯО ППС ЯО в ФИО4 пояснил, что в деревне Большое Займище Глебовского сельского поселения противопожарный водоем, организованный в соответствии с требованиями пожарной безопасности, не организован и не зарегистрирован. В деревне действительно имеются три пруда, из которых при необходимости производится забор воды для пожаротушения. Подъезд к водоемам имеется. В соответствии с требованиями ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не предусматривает обязанность организации противопожарных водоемов в населенных пунктах с численностью населения менее 50 человек.
Заинтересованное лицо представитель по доверенности ФИО5 2 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Ярославской области, дал пояснения, аналогичные представителю заинтересованного лица Пожарной части № 65 ГБУ ЯО ППС ЯО.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка №, земельного участка и жилого дома <адрес>.
В непосредственной близости от объектов недвижимости административного истца располагается водоем (пруд).
18.06.2021 года ФИО1 обратилась с письменным заявлением к Главе Администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а именно: очистить водоем, используемый в целях пожаротушения, расположенный в деревне Большие Займищи Глебовского сельского поселения, обеспечить качественный подъезд и оснастить соответствующими указателями.
25.06.2021 года Администрацией Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района отказано ФИО1 в организации противопожарного водоема в д.Больше Займище в связи с отсутствием необходимости и возможности организовать противопожарный водоем, отсутствием обязательных требований для организации противопожарного водоема в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек.
В административном исковом заявлении ФИО1 заявлены требования о признании незаконным бездействия Главы Администрации Глебовского сельского поселения ФИО2, выразившееся в отказе от исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и, в первую очередь: очистить водоем, используемый в целях пожаротушения, расположенный в деревне Большие Займищи Глебовского сельского поселения, обеспечить качественный подъезд и оснастить соответствующими указателями.
В соответствии с частью 3, пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные требования закреплены в пункте 6 части 1 статьи 9 Устава Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, принятого решением Муниципального Совета Глебовского сельского поселения от 26.04.2006 года № 7.
Понятие первичных мер пожарной безопасности определено в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения, согласно статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отнесены: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Учитывая требования законодательства, вопрос возможности и необходимости организации наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах поселения отнесен к компетенции органом местного самоуправления.
Из объяснений сторон, представленных документов установлено, что в деревне Большое Займище зарегистрировано 3 человека (менее 50 человек), источник наружного пожаротушения на территории населенного пункта – деревня Большое Займище не организован.
Имеющийся на территории деревни Большое Займище естественный водоем (пруд) не является источником наружного пожаротушения населенного пункта в смысле Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", решение об организации в деревне Большое Займище источника наружного пожаротушения (противопожарного водоема) органом местного самоуправления не принималось.
На территории Глебовского сельского поселения организованы источники наружного пожаротушения (противопожарные водоемы) в с.Глебово – 4 шт., в д.ФИО6 – 1 шт., в с.Погорелка – 3 шт., данные источники наружного пожаротушения включены в реестр, содержаться органом местного самоуправления – Администрацией Глебовского сельского поселения.
Населенные пункты, расположенные в границах Глебовского сельского поселения, в том числе и деревня Большое Займище, не внесены в перечень населенных пунктов, территорий организации отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2021 года, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2021 года № 155-п.
Учитывая требования действующего законодательства в области пожарной безопасности и организации местного самоуправления, указанными выше нормативными актами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления сельского поселения организовать источники наружного пожаротушения в каждом населенном пункте, поскольку имеются исключения, в части населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. Организация в таких населенных пунктах, с числом жителем менее 50 человек, источников наружного пожаротушения является правом органа местного самоуправления сельского поселения, которое реализуется исходя из пожароопасной обстановки, наличия финансовых ресурсов, необходимости и обоснованности организации источников наружного пожаротушения в населенном пункте.
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконным бездействия Главы администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района ФИО2 в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе в невыполнении работ по очистке водоема, обеспечению подъезда к водоему и оснащения соответствующими указателями, и возложения обязанности совершить указанные действия, отсутствуют.
Также административным истцом не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов административного истца ФИО1 бездействием административного ответчика в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах всех населенных пунктов Глебовского сельского поселения (организации противопожарных водоемов). Владение на праве собственности недвижимым имуществом в одном из населенных пунктов Глебовского сельского поселения не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца бездействием органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в других населенных пунктах поселения.
Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области по заявленным административным истцом требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к вопросам местного значения муниципального района не отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Альштадт С.Н.
В окончательной форме решение вынесено 06 августа 2021 года
Судья Альштадт С.Н.