ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2957/18 от 12.12.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 12 декабря 2018 года

Дело № 2а-2957/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 11 декабря 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием представителя истца – Гнатенко А.А., представителя ответчика ЯГС – Чайка Д.И., представителя ответчика Администрации – Драгомирецкого Г.В., представителя заинтересованного лица Массандра – Новожиловой Т.Н., представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры – Никора В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зарченко Тамары Владимировны к Ялтинскому городскому Совету, Администрации города Ялта, Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Главе Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц - Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, Федерального Государственного Унитарного Предприятия «ПАО «Массандра», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании результатов общественных обсуждений незаконными, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Зарченко Т.В. обратилась в суд с иском к Ялтинскому городскому Совету о признании незаконным отказа во внесении изменений в проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в части определения территориальной зоны расположения испрашиваемого истцом земельного участка площадью 0,04 га, расположенного по адресу: <адрес>, кад. №<номер>; возложении обязанности на Ялтинский городской Совет внести изменения в проект генерального плана в части определения территориальной зоны расположения испрашиваемого истцом земельного участка, указав вместо зоны транспортной инфраструктуры – жилую зону.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Алупкинского городского Совета от 30.07.2010 года истцу было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,04 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). В соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31.07.2014 года, истец имеет право завершить оформление вышеуказанного земельного участка в свою собственность. 19 июля 2018 года постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта были назначены общественные обсуждения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, утверждено Положение о временной комиссии, определен срок для приема замечаний от участников общественных обсуждений. Согласно опубликованному проекту Генерального плана муниципального образования, земельный участок, на приобретение которого в собственность претендует истец, обозначен как существующая, планируемая и потенциальная функциональная зона транспортной инфраструктуры. Истец обратилась во Временную комиссию с замечаниями к проекту генерального плана, в которых просила определить функциональную зону земельного участка как «жилая застройка». Вместе с тем, поданные истцом замечания были отклонены Временной комиссией. Считает решение ответчика незаконным, поскольку земельный участок, на приобретение в собственность которого она претендует, был в установленном порядке отнесен к землям жилой и общественной застройки. Вместе с тем, отнесение испрашиваемого земельного участка к зоне транспортной инфраструктуры существенно нарушает права истца на проведение процедуры завершения оформления права на земельный участок, с целью осуществления жилой застройки.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков – Администрации города Ялта, Ялтинского городского Совета против исковых требований возражали.

Возражения Ялтинского городского Совета мотивированы тем, что каких-либо решений об отклонении замечаний истца к проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в части определения территориальной зоны расположения испрашиваемого истцом земельного участка ни Ялтинским городским Советом, ни Временной комиссией по организации и проведению общественных обсуждений не принималось. В соответствии с действующим законодательством, результаты общественных обсуждений хотя и учитываются при принятии градостроительных документов, однако не являются обязательными и не влекут юридических последствий для истца. Кроме того, Ялтинский городской Совет не наделен полномочиями по внесению изменений в проект генерального плана, а лишь полномочиями по его утверждению.

Возражения Администрации города Ялта мотивированы тем, что земельный участок, на получение в собственность которого претендует истец, является автомобильной парковкой дегустационного зала ФГУП «ПАО «Массандра», в связи с чем относится к земельным участкам, ограниченным в обороте. Таким образом, отнесение земельного участка в зоне инженерной инфраструктуры является оправданным, соответствует действующему законодательству, в связи с чем считает, что замечания истца были правомерно отклонены комиссией по проведению общественных обсуждений.

Представители заинтересованных лиц – Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, ФГУП «ПАО «Массандра» против исковых требований также возражали, ссылаясь на то, что спорный земельный участок является площадкой для стоянки автотранспорта, а назначением территории является обслуживание производственно – дегустационного комплекса ФГУП «ПАО «Массандра». Кроме того, целью проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана является информирование местных жителей и выяснение их мнения относительно планируемых строительных работ; решение, принятое на публичных обсуждениях, не имеет властно – обязывающего характера, не порождает каких-либо правовых последствий и не может нарушать прав и законных интересов административного истца. Более того, на сегодняшний день генеральный план муниципального образования городской округ Ялта уже утвержден и может быть оспорен истцом в судебном порядке, в случае нарушения его прав отнесением земельного участка к той или иной территориальной зоне.

Представители ответчиков – Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Главы Администрации города Ялта Республики Крым, представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 5.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, в том числе в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются в том числе все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе:

содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 ст. 28 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Судом установлено, что решением Ялтинского городского Совета № 9 от 21 июня 2018 года было утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с п. 3.2 Положения, общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателем Ялтинского городского Совета путем издания соответствующего постановления.

Согласно п. 4.1 Положения органом, уполномоченным на организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, является временная комиссия.

Пунктом 8.1 Положения установлено, что участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направлять предложения и замечания в адрес Организатора по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний в сроки, указанные в оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно п. 8.4 Положения, организатор информирует участников публичных слушаний или общественных обсуждений, внесших соответствующие замечания и предложения к рассматриваемому проекту, о результатах их рассмотрения посредством обнародования заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов.

Согласно п. 11.1 Положения, итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждения или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, оформленные Организатором.

Судом установлено, что постановлением Главы муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым – председателем Ялтинского городского Совета № 16 от 19 июля 2018 года были назначены общественные обсуждения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе, определенном в приложении № 2 к настоящему постановлению.

16 августа 2018 года Зарченко Т.В. обратилась к Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с предложением внести корректировку к проекту Генерального плана в части изменения целевого назначения земельного участка по <адрес>, площадью 400 кв. метров на участок под индивидуальное жилищное строительство.

Как установлено в судебном заседании, об изменении территориальной зоны земельного участка в проекте генерального плана истец просила в связи с тем, что решением Алупкинского городского Совета № 25/39 от 30 июля 2010 года ей было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), и отнесение в генеральном плане указанного земельного участка к территориальной зоне транспортной инфраструктуры будет ей препятствовать в оформлении земельного участка в собственность.

Согласно представленного в материалы дела протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана от 22.08.2018 года, замечания Зарченко Т.В. об изменении функциональной зоны земельного участка из категории транспортной инфраструктуры в индивидуальное жилищное строительство были отклонены временной комиссией, в связи с их несоответствием законодательству.

Временной комиссией по проведению публичных обсуждений по проекту генерального плана 22.08.2018 года подготовлено заключение о результатах публичных обсуждений, проведенных с 20 июля 2018 года по 24 августа 2018 год, которое в установленном порядке опубликовано в газете "Ялтинские вести".

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое заключение о результатах публичных обсуждений подготовлено в установленном законом порядке, содержит всю необходимую информацию в соответствии с требованиями ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ и Положения об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского Совета № 9 от 21 июня 2018 года.

В оспариваемом заключении содержится информация о времени и месте обсуждения рассматриваемого проекта, отражены замечания истца и результаты их рассмотрения Временной комиссией.

Исходя из смысла правового регулирования вопросов, связанных с проведением общественных обсуждений проектов генерального плана муниципального образования, их целью является обеспечение каждому заинтересованному лицу возможности выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных обсуждений, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения, выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получения общественной оценки правового акта.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, публичные обсуждения являются формой прямого волеизъявления граждан, реализацией их прав на участие в градостроительной деятельности, носят рекомендательный характер, обеспечивают выработку рекомендаций по общественно значимым вопросам, принятые на них комиссией решения не имеют властно – обязывающего характера, не порождают для участников публичных обсуждений непосредственно правовых последствий, а следовательно не могут нарушать прав и законных интересов административного истца.

Более того, судом установлено, что решением Ялтинского городского Совета № 3 от 03 декабря 2018 года был утвержден генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в связи с чем внесение в него каких-либо изменений на сегодняшний день возможно только лишь с соблюдением требований и процедуры, установленных статьями 9 и 25 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, требования истца о признании отказа незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в проект генерального плана являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Зарченко Тамары Владимировны к Ялтинскому городскому Совету, Администрации города Ялта, Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Главе Администрации города Ялта о признании результатов общественных обсуждений незаконными, обязании совершить определенные действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова