ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/19 от 26.04.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-295/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,

с участием:

- старшего помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесова С.В.,

при секретаре Исаченковой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить действие по постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м., как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931,

УСТАНОВИЛ:

Процессуальный истец в лице Николаевского-на-Амуре городского прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края с вышеуказанными требованиями, обосновывая это тем, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что в настоящее время по ул. 3-я Батарейная, ул. Володарского, ул. Красноармейская, ул. Лиманская, ул. Александрова и ул. Луначарского в г. Николаевске-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м.

В соответствии с п.8 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно п.5 ст.2 ФЗ № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Как следует из п.14 ст.2 указанного ФЗ, система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Пунктом 6 ст.15 ФЗ № 190-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органа местного самоуправления, в том числе, относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой установлено, что вышеуказанные полномочия администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» переданы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. В настоящее время в связи с ликвидацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», ее правопреемником является администрация района.

На основании положений п.6 ст.14 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

В соответствии с п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

До настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйной в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией Николаевского муниципального района в отношении бесхозяйных сетей теплоснабжения, расположенных по ул. 3-я Батарейная, ул. Володарского, ул. Красноармейская, ул. Лиманская, ул. Александрова и ул. Луначарского в г. Николаевске-на-Амуре не проведена.

Соответственно, уклонение администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от принятия мер к постановке вышеуказанных сетей на учет в регистрирующем органе как бесхозяйных объектов, свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами - администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного.

В связи с чем, процессуальный истец просит признать бездействие администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения и обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края устранить выявленные нарушения, а именно: осуществить постановку на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м., как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931.

В судебном заседании старший помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесов С.В. ранее заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнений не имеет, что касается срока исполнения решения суда, на применение которого указано в письменных возражениях ответчика, считает возможным его предоставить на срок не более 6-ти месяцев.

Ответчик в лице представителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в надлежащем порядке и заблаговременно, до начала рассмотрения дела по существу представили письменные возражения на иск прокурора, в рамках которого указал суду просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по имеющимся в деле материалам, на основании представленного возражения, при этом суд учитывает, что явка представителя указанного административного ответчика судом обязательной не признавалась.

В рамках письменных возражений ответчика судом установлено, что ранее в Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру был направлен перечень, состоящий из 200 бесхозяйных теплосетей. Осуществление содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных тепловых сетей было возложено на муниципальное унитарное предприятие «Николаевские тепловые сети» в соответствии с действующим законодательством. При поступлении коммерческих предложений от потенциальных поставщиков услуг о стоимости работ по изготовлению технических планов на бесхозяйные тепловые сети было выявлено, что фактически сетей 111, та как они были объединены исходя из конструктивных особенностей (на несколько домов проложена 1 сеть с отводом к каждому дому). При проведении указанных работ администрации необходимо провести мероприятия с соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В апреле 2019 г. аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по изготовлению технических планов на бесхозяйные тепловые сети для дальнейшей постановки на учет 111 сетей теплоснабжения вместо ранее заявленных 200 на кадастровый и бесхозяйный учет будет объявлен. На указанные цели в бюджете финансовые средства на 2019 год не предусмотрены. При постановке на учет бесхозяйных вещей необходимо установить срок по принятию мер к постановке на учет в течение 12 месяцев. Данный срок дает возможность провести администрации действия по выполнению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть разумный срок для принятия мер к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных объектов.

Просил суд принять решение о принятии мер к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных, установить срок для исполнения 12 месяцев.

Суд, выслушав процессуального истца, изучив письменные возражения ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установил суд, согласно уведомлениям № КУВИ-001/2019-5219156 от 12.03.2019 г., № КУВИ-001/2019-5218606 от 12.03.2019 г., № КУВИ-001/2019-5215135 от 11.03.2019 г., № КУВИ-001/2019-5214552 от 11.03.2019 г., № КУВИ-001/2019-5451995 от 13.03.2019 г., № КУВИ-011/2019-5216366, сети теплоснабжения, расположенные по адресам: 3-я Батарейная, ул. Володарского, ул. Красноармейская, ул. Лиманская, ул. Александрова и ул. Луначарского отсутствуют в Едином Государственном реестре недвижимости (л.д. 14-19).

Как установил суд, ранее постановлением исполняющего обязанности главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.07.2015 г., в связи с выявлением на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» бесхозяйных участков тепловых сетей, отделу муниципальной собственности постановлено в целях направления заявлений в Нижнеамурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о постановке на бесхозяйный учет выявленных участков бесхозяйных тепловых сетей, провести процедуру оформления технических планов и технических паспортов сетей, согласно приложению к данному постановлению, при этом в перечень выявленных бесхозяйных объектов (участки тепловых сетей), в том числе, вошли сети теплоснабжения, расположенные в г. Николаевске-на-Амуре по адресам: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м. (л.д. 10, 11-13).

На момент рассмотрения дела ответчиком суду не предоставлено доказательств как постановки данных сетей на учет как бесхозяйных объектов, так и доказательств наличия у сетей иных правообладателей.

В соответствии с ч.6 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу уполномоченных лиц в целях защиты прав неопределенного круга лиц в целях постановки бесхозяйных объектов теплоснабжения на учет.

Данные выводы суда согласуются с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, предусматривающими, что к вопросам местного значения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, включая постановку таких сетей на учет как бесхозяйные, в связи с чем ссылка в письменных возражениях ответчика о том, что такая обязанность может быть возложена только на эксплуатирующую организацию, не основана на законе и судом отвергается как обоснованная.

Таким образом как установил суд, действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления, по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Суд, оценив все юридически значимые обстоятельства, а также исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к выводу, что данные сети теплоснабжения фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными. Доказательств того, что указанные сети теплоснабжения находятся в чьей-либо собственности, ответчиком суду не представлено.

Бездействие ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, выражающееся в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, нарушает требование федерального законодательства.

При таких обстоятельствах исковые требования процессуального административного истца к административному ответчику в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей право суда установить срок для исполнения решений суда, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок с учетом объема заявленных процессуальным истцом исковых требований и времени для их выполнения, является разумным, достаточным и реальным для исполнения, а в случае невозможности их выполнить в установленный в решении суда срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд в соответствующем процессуальном порядке.

Руководствуясь ст.ст.218-227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить действие по постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м., путем направления заявления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных, незаконными.

Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. 3-я Батарейная, д. 29 протяженностью 55 м., ул. 3-я Батарейная, д. 31, протяженностью 35 м., ул. Володарского, д. 8 протяженностью 20 м., ул. Красноармейская, д. 71 и ул. Красноармейская, д. 88 общей протяженностью 105,9 м., ул. Лиманская, д. 34 «А» протяженностью 36 м., ул. Лиманская, д. 36 протяженностью 20 м., ул. Лиманская, д. 60 протяженностью 10 м., ул. Луначарского, д. 77 протяженностью 1,4 м., ул. Александрова, д. 40 протяженностью 15 м., как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. № 931.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Е.Н. Головина