ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2020230014-01-2019-004945-97 от 06.02.2020 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-295/2020 23RS0014-01-2019-004945-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Динская Краснодарского края 6 февраля 2020 года

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Майстер Л.В.,

при секретаре Прищеп Н.Э.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации МО <адрес> о признании незаконным отказ в изъятии для муниципальных нужд земельных участков и обязании произвести изъятие земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации МО <адрес> о признании незаконным отказ в изъятии для муниципальных нужд земельных участков и обязании произвести изъятие земельных участков, признать незаконным отказ администрации МО <адрес> в изъятии для муниципальных нужд земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером , принадлежащих на праве собственности ФИО4, выраженный в письме «О рассмотрении обращения» от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО <адрес> произвести изъятие для муниципальных нужд в целях строительства объекта социальной инфраструктуры – дошкольного, начального и среднего образования, земельных участков с кадастровыми номерами площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, и земельного участка с кадастровым , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>; обязать администрацию МО <адрес> в счет возмещения стоимости изымаемых земельных участков произвести обмен земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что ему на праве собственности принадлежат указанные земельные участки, право собственности на указанные выше земельные участки возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждается сведениями единого реестра недвижимости. Согласно сведениям ЕГРН, данные земельные участки предназначены для размещения объектов капитального строительства – для просвещения, дошкольного, начального и среднего образования и находятся в зоне ТОД-2 Зона объектов образования и научных комплексов (в соответствии с генеральным планом Южно-Кубанского сельского поселения <адрес>). Объекты недвижимого имущества на указанных выше земельных участках отсутствуют. Учитывая расположение указанных выше земельных участок в зоне ТОД-2, осуществление строительства иных объектов, кроме как объектов социальной инфраструктуры на данных земельных участках невозможно, в связи с чем, он не может использовать данные земельные участки. При обращении к административному ответчику с заявлением произвести изъятие для муниципальных нужд указанных земельных участков письмом «О рассмотрении обращения» от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в изъятии земельных участков, по основаниям отсутствия в бюджете денежных средств на возмещение стоимости земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд и отсутствием в муниципальной собственности возможных к обмену земельных участков. Считает отказ Администрации муниципального образование <адрес>, выраженный в письме «О рассмотрении обращения» .01- от 11.11.2019г. противоречащим закону. Документация по проекту планировки и проекту межевания территории утверждена постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Данной документаций предусмотрено строительство объекта социальной инфраструктуры – дошкольного, начального и среднего образования. Уклонение административного ответчика от процедуры изъятия земельных участков нарушает права административного истца.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно которого на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании уточнила административные исковые требования, и просит признать незаконным отказ администрации МО <адрес> в изъятии для муниципальных нужд земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером , принадлежащих на праве собственности ФИО4, выраженный в письме «О рассмотрении обращения» . от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО <адрес> произвести изъятие для муниципальных нужд в целях строительства объекта социальной инфраструктуры – дошкольного, начального и среднего образования, земельных участков с кадастровыми номерами , рыночной стоимостью 19 690 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером , рыночной стоимостью 19 690 000 руб.; обязать администрацию МО <адрес> в счет возмещения стоимости изымаемых земельных участков произвести обмен указанных земельных участков на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым номером , площадью .м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>, в границах Южно-Кубанского сельского поселения, рыночной стоимостью 39 100 000 руб. без компенсации административным ответчиком административному истцу разницы в размере стоимости возмещения рыночной стоимости обмениваемых земельных участков. В обоснование указала, что указанная стоимость земельных участков была установлена по результатам судебной экспертизы. Просила уточненные административные исковые требования удовлетворить ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного истца ФИО2 поддержал уточненные требования в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административного иска, просила в удовлетворении требований отказать, пояснив, что изъятие земельных участков осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, данное решение не принималось и считает, что административный истец не может обязать орган местного самоуправления принять такое решение. Также представила возражение на административный иск.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок участки с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты капитального строительства, предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты капитального строительства, предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>.

Основанием возникновения права собственности на указанные земельные участки возникло у ФИО4 на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО <адрес>, предоставленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и приложенных к ним фрагмента карты градостроительного зонирования территории <адрес> в составе проекта «Правила землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения» и фрагмента пояснительной записки проекта Правил землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения, указанные земельные участки предназначены для размещения объектов капитального строительства – для просвещения, дошкольного, начального и среднего образования и находятся в зоне ТОД-2 Зона объектов образования и научных комплексов (в соответствии с генеральным планом Южно-Кубанского сельского поселения <адрес>).

Объекты недвижимого имущества на принадлежащих административному истцу земельных участках отсутствуют.

Из указанного следует, что учитывая расположение спорных земельных участков в зоне ТОД-2, осуществление строительства иных объектов, кроме как объектов социальной инфраструктуры, на данных земельных участках невозможно, что делает невозможным использование собственником данных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением об изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес> письмом «О рассмотрении обращения» . отказала ФИО4 в изъятии указанных земельных участков, указав, что в бюджете МО <адрес> не предусмотрены денежные средства на возмещение стоимости земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд. Кроме того, земельные участки находящиеся в муниципальной собственности возможные к обмену на изымаемые земельные участки, у администрации МО <адрес> отсутствуют.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен ст. 49 ЗК РФ.

В соответствии с положениями статьи 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Согласно ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статьей 39.21 ЗК РФ предусмотрено, что обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене: 1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд; 2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

Согласно п. 3 ст. 39.22 ЗК РФ, различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи (п. 5 ст. 39.22 ЗК РФ).

Согласно сообщения Управления имущественных отношений администрации МО <адрес>, адресованного начальнику правового управления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальной собственности в границах Южно-Кубанского сельского поселения имеются 4 земельных участка, в числе которых земельный участок с кадастровым номером , площадью 35099 кв.м., вид разрешенного использования – производственная деятельность, который не обременен правами третьих лиц. Указанное также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства с целью определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Торгово-Промышленной <адрес>.

В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты капитального строительства, предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, составляет 19 690 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты капитального строительства, предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, составляет 19 690 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 35 099кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование-для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>, в границах Южно-Кубанского сельского поселения, составляет 39 100 000 руб.

Таким образом, учитывая нахождение земельных участков административного истца в зоне ТОД-2, администрация МО <адрес> обязана произвести изъятия указанных земельных участков и заключить с административным истцом договор мены земельных участков.

Согласно письма администрация МО <адрес> письмом «О рассмотрении обращения» . от ДД.ММ.ГГГГ, документация по проекту планировки и проекту межевания территории утверждена постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в изъятии для муниципальных нужд в целях строительства объекта социальной инфраструктуры указанных административным истцом земельных участков является незаконным.

На основании изложенного, административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 289-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО4 к администрации МО <адрес> о признании незаконным отказ в изъятии для муниципальных нужд земельных участков и обязании произвести изъятие земельных участков, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО <адрес> в изъятии для муниципальных нужд земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером , принадлежащих на праве собственности ФИО4, выраженный в письме «О рассмотрении обращения» . от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию МО <адрес> произвести изъятие для муниципальных нужд в целях строительства объекта социальной инфраструктуры – дошкольного, начального и среднего образования, земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, рыночной стоимостью 19 690 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером , площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, рыночной стоимостью 19 690 000 руб.

Обязать администрацию МО <адрес> в счет возмещения стоимости изымаемых земельных участков произвести обмен земельных участков с кадастровыми номерами площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, рыночной стоимостью 19 690 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером площадью 10000+-35 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), расположенный по адресу: <адрес>, с/п Южно-Кубанское, <адрес>, рыночной стоимостью 19 690 000 руб., на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым номером , площадью 35099 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: <адрес>, в границах Южно-Кубанского сельского поселения, рыночной стоимостью 39 100 000 руб. без компенсации административным ответчиком административному истцу разницы в размере стоимости возмещения рыночной стоимости обмениваемых земельных участков.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий