ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2021 от 01.04.2021 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

№ 2а-295/2021

УИД 43RS0010-01-2021-000258-31

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2021 г. г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Мининой В.А.,

с участием прокурора Сенаторова Ф.С.,

при секретаре Староверовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора к МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области о возложении обязанностей по устранению нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области, в котором просил:

1) Признать незаконным бездействие МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

2) Обязать МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны.

В обоснование своих требований указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства администрацией г. Вятские Поляны, в ходе которой установлено, что на территории г. Вятские Поляны имеются городские леса площадью 242 га. Вместе с тем, в нарушение норм лесного законодательства право собственности на данные лесные участки, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден.

Вышеуказанные нарушения лесного законодательства нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Сенаторов Ф.С. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области на основании доверенности Белоглазова К.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования город Вятские Поляны городские леса отсутствуют. Правовых актов и документов, подтверждающих право муниципальной собственности на городские леса территории города Вятские Поляны, у органов местного самоуправления города не имеется. Органами же местного самоуправления в соответствие с Земельным кодексом РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Правилами землепользования и застройки города Вятские Поляны установлены рекреационные зоны, где также отсутствуют городские леса. Так как органом государственной власти РФ не принято решение о создании лесничества на территории города Вятские Поляны, то и обязанность органов местного самоуправления по утверждению лесохозяйственного регламента лесничества отсутствует. Принцип определения границ функциональных зон определен Градостроительным и Земельным Кодексами РФ. В правилах землепользования и застройки города Вятские Поляны установлено 4 вида территориальных зон рекреации исходя из границ функциональных зон, а именно: территории благоустройства (сквер Шпагина, сквер около РДК, площади Труда и Шпагина, прогулочная зона по ул.Ленина, зона отдыха около здания Росгосстраха), зона парков, садов, скверов (парк Победы, сквер около здания бывшего туберкулезного отделения по ул.Больничная), зона спортивных объектов (территория спорткомлекса Электрон и спортивная площадка по ул.Мира), зона озеленения общего пользования – все остальные земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность. Рекреационные зоны защищены законодательно от изменения границ в сторону уменьшения. Таким образом, градостроительная документация города Вятские Поляны не содержит земельных участков, на которых расположены городские леса. В связи с чем не позволяет определить нахождение земельных участков на территории города Вятские Поляны, покрытых городскими лесами. Древесная растительность, произрастающая на территории города Вятские Поляны, находится в территориальной зоне рекреационного назначения, используемой и предназначенной для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Считает, что требование о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на такие земельные участки не выполнимо. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области на основании доверенности Григорьева О.В. поддержала данные пояснила, также просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды на основании доверенности Трегубов В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Кировской области на основании доверенности Винокурова Е.М. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица Лесного отдела Министерства лесного хозяйства Кировской области Вятско-Полянского лесничества Паюров С.М. представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области на основании доверенности Кирилловых Т.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть без участия их представителя.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Согласно положениям ст. 4 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Согласно п.24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В п.п. 19 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1, 11 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.

По смыслу п. 20 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В силу частей 1, 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

Положениями ч.1, 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.Согласно ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ.В соответствии с п.2 ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки располагаются на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ.В судебном заседании установлено, что Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 № Пр-2563 по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесении в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.Во исполнение перечня Поручений Президента РФ разработан план мероприятий по обеспечению установления границ лесничеств (лесопарков) на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (далее - границы лесничеств (лесопарков), и внесению в ЕГРН (в реестр границ) сведений о границах лесничеств (лесопарков) в рамках поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 01.08.2018 № АГ-Г19-4844 Гордеева А.В., при министерстве создана рабочая группа по обеспечению установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесению сведений о таких лесах в ЕГРН, утвержденная приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 28.08.2017 № 181. В состав рабочей группы входят также представители органов местного самоуправления Кировской области.Пунктом 3 Порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр (далее ГЛР), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 20.07.2007 № 189, было установлено, что в ГЛР вносятся данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01 января 2007 г. Таким образом, основным источником данных о городских лесах являются внесенные в ГЛР данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01 января 2007 г. Требования к минимальной площади лесничества (лесопарка) в городских лесах лесным законодательством не установлены. Статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30-35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при разработке правил землепользования и застройки осуществляется градостроительное зонирование, при котором устанавливаются территориальные зоны. При этом в состав территориальной зоны рекреационного назначения могут входить зоны, занятые городским лесами.Вместе с тем, в соответствие с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.В соответствии с требованиями земельного законодательства, лесного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности изменение границ зоны, занятой городским лесами, возможно путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки в установленном порядке в связи с исключением земельного участка из городским лесов и отнесения его к иной территориальной зоне. Как следует из информационного письма Администрации города Вятские Поляны Кировской области от 24.04.2017, адресованного И.о. Министра лесного хозяйства Кировской области, на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области лесоустройство проведено в 2003 г. 2-ой Воронежской экспедицией ФГУП «ГСЛП Воронежлеспроект» по 1 разряду точности в соответствие с требованиями лесоустроительной инструкции 1995 г. Также указали, что в настоящее время финансирование на проведение кадастровых работ по определению границ лесопарковых зон, которые были включены в состав рекреационных зон, не предусмотрено бюджетом муниципального образования на 2017 г. Администрация города Вятские Поляны готова рассмотреть возможность включения в финансовое планирование работ по межеванию лесопарковых зон с целью постановки на кадастровый учет в период 2018-2020 гг. По запросу суда Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области представлены статистическая форма годового отчета № 22-5 «Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности», а также технические отчеты по инвентаризации земель в кадастровых кварталах г.Вятские Поляны, составленные ОАО «Кировводпроект», заказчик: администрация г. Вятские Поляны. Согласно указанным сведениям по состоянию на 01 января 2021 г. городские леса занимают 242 га общей площади. Согласно техническим отчетам на 2000 год городские леса расположены в следующих кадастровых кварталах г.Вятские Поляны Кировской области: - в кадастровом квартале № 1 лесная площадь составляет 293 022 кв.м (29,3 га); - в кадастровом квартале № 2 – 452 029 кв.м. (45,2 га); - в кадастровом квартале № 4 – 202 898 кв.м. (20,29 га); - в кадастровом квартале № 27 – 455 212 кв.м. (45,52 га); - в кадастровом квартале № 52 – 37,54 га; - в кадастровом квартале № 60 – 486 216 кв.м. (48,62 га); - в кадастровом квартале № 64 – 25,83 га.

Таким образом, на основании представленных документов, в судебном заседании достоверно установлено, что городские леса занимают 242 га общей площади муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области.

Доказательств, опровергающих указанные сведения, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Как не представлено административным ответчиком доказательств принятия мер к соблюдению лесного законодательства.

В связи с указанными обстоятельствами в соответствии с нормами лесного законодательства администрация муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области уполномочена решать вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенного пункта.

Из объяснений представителей административного ответчика следует, что границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов не организован, не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент таких лесов.

В результате неисполнения ответчиком данных обязанностей нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза нерационального и нецелевого использования леса, потери его как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 5.1 Лесного кодекса, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 301 «Об утверждении состава и содержания информации о лесах» информация о лесах должна быть размещена в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Осуществление требуемых учетных действий возможно лишь при условии представления в орган регистрации прав надлежащих документов в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

Согласно п.7 ч.2 ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером в установленном федеральным законом порядке.

Межевой план должен соответствовать требованиям, установленным статьей 22 Закона о регистрации. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведенной правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета на земельный участок вправе обратиться соответствующее муниципальное образование, как лицо, уполномоченное на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

При этом необходимо учитывать, что согласно земельному законодательству земельные участки, не указанные в ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №136-Ф3 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (помимо земельных участков, находящихся в частной собственности), относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем отсутствуют правовые основания для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки за муниципальным образованием.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ч. 2 ст. 177, ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Вятские Поляны по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ город Вятские Поляны, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

Обязать муниципальное образование администрацию г. Вятские Поляны:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования городской округ г. Вятские Поляны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья В. А. Минина

Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2021 г.

Решение13.04.2021