ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-295/2022 от 28.09.2022 Степновского районного суда (Ставропольский край)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Рябухина С.Н.,

помощника прокурора Маркиниди Е.В.,

при секретаре Корнеевой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Степновского муниципального округа ... к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ..., начальнику отделения – старшему судебному приставу Степновского ... отделения судебных приставов УФССП России по ...Б.Е.А., судебному приставу-исполнителю Степновского ... отделения судебных приставов УФССП России по ...Б.О.В.., Степновскому ...ному отделению судебных приставов УФССП России по ... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Степновского муниципального округа ... обратилась в Степновский районный суд ... с административным иском (впоследствии уточненным) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ..., начальнику отделения – старшему судебному приставу Степновского ... отделения судебных приставов УФССП России по ...Б.Е.А., судебному приставу-исполнителю Степновского ... отделения судебных приставов УФССП России по ...Б.О.В.., Степновскому ...ному отделению судебных приставов УФССП России по ... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование административных требований указано, что Степновским районным судом вынесено решение от ..., об обязании администрацию Степновского муниципального района ... и муниципальное дошкольное образовательное учре­ждение «Детский сад ...», ..., Степновского муниципального ок­руга ... (далее - образовательное учреждение) устранить нарушения требования пожарной безопасности, а именно обеспечить образо­вательное учреждение источниками наружного противопожарного водо­снабжения до ....

На основании исполнительного документа исполнительного листа ... от ..., судебным приставом-исполнителем Степновского РОСП Б.О.В.. было возбуждено исполнительное производство ...-ИП от ..., должником по которому является адми­нистрация Степновского муниципального района ... (да­лее - администрация района).

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено нарочно администрацией Степновского муниципального округа Ставро­польского края (далее - администрация округа) ..., которая является правопреемником администрации района, на основании решения Совета де­путатов Степновского муниципального округа ... от ...... «О вопросах правопреемства». Также постановлением о возбуждении исполнительного производства был установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с мо­мента получения должником копии настоящего постановления.

В 5-дневный срок для добровольного исполнения, должником администрацией района предоставлены сведения и документы судебному приставу-исполнителю Б.О.В., согласно письму от ......, получено ... о невозможности исполнения решения суда администраций района в связи с ее ликвидацией, а так же о подготовке и направления в Степновский районный суд правопреемником администрацией округа заявления о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства и отсрочке исполнения решения суда.

... направлено в Степновский районный суд заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного про­изводства и отсрочке исполнения решения суда от ... за ..., зарегистрировано в суде ..., получено судебным приставом- исполнителем ....

Согласно определения Степновского районного суда от ... произведена замена должника в исполнительном производстве ... от ..., а именно: администрацию Степновского муниципального района ... на администрацию Степновского муниципального округа ... (далее - администрация округа), а так же администрации округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до .... Указанное определение суда направлено в Степновское РОСП .......

До настоящего времени ни администрация района, ни администрация округа постановление о замене стороны исполнительного производства правопреемником не получили. В связи с чем срок добровольного исполнения для администрации округа не был установлен.

... письмом от ...... предоставлены сведения и документы в Степновское РОСП об обстоятельствах, которые не позволили испол­нить решение суда до ..., и о направлении заявления о продлении отсрочки исполнения решения суда, до ....

В соответствии с определением Степновского районного суда от ... администрации округа и образовательному учреждению предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ....

Письмом от ...... администрация округа направила в Степновское РОСП, полу­чено ..., копию заявления от ...... о продлении срока исполнения решения суда до ... и просила на основании обстоятельств изложенных в заявлении не применять судебным приставом - исполнителем меры принудительного исполнения до принятия решения Степновским районным судом по вышеуказанным заявлениям, так как у су­дебного пристава-исполнителя имеются сведения о невозможности исполне­ния в установленный судом срок исполнительных документов, обязывающе­го должника совершить определенные действия (прилагаются).

Определением Степновского районного суда от ... было отказано в удовлетворении заявления администрации округа и образовательному учреждению в предоставлении отсрочки исполнения решения Степнов­ского районного суда ... от ..., до ....

... в адрес администрации района от начальника Степнов­ского районного отделения УФССП по СК Б.Е.А. поступило тре­бование за ... о необходимости в 7-дневный срок со дня по­ступления, исполнить требования исполнительного документа. В ответ на данное требование администрацией района направлено письмо от ......, содержащее информацию о невозможно­сти исполнить данное требование в связи с ликвидацией администрации рай­она и заменой стороны исполнительного производства в соответствии с оп­ределением Степновского районного суда от ... с приложением со­ответствующих документов.

В установленный судом срок для обжалования, администрацией округа принесена частная жалоба от ... за ... в ...вой суд на определение Степновского районного суда ... от ... об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда. Таким образом, определение Степ­новского районного суда ... от ... в настоя­щее время в законную силу не вступило.

... администрацией округа в адрес Степновского РОСП направлено заявление за ... об окончании исполнительного производства ...-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполни­тельном документе, с приложением соответствующих документов подтвер­ждающих его исполнение.

... адрес администрации округа от начальника Степнов­ского районного отделения УФССП по СК Б.Е.А., поступило тре­бование за ... о необходимости в 7-дневный срок со дня по­ступления, исполнить требования исполнительного документа. В ответ на данное требование администрацией округа направлено письмо от ...... содержащее информацию о выполнении требований исполнительного документа и направлении заявления об окончании испол­нительного производства от .......

... судебным приставом-исполнителем Степновского рай­онного отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В. было вынесено постановление ... о взыскании исп.сбора по ИП не­имущественного характера и установления нового срока исполнения, которое получено администрацией округа ..., и установлен новый срок исполнения до ..., тогда как судебный акт был исполнен ....

Считают, что постановление о взыскании исп.сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения вынесено с нарушением Федерального закона от ... № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Из представленных документов следует, что постановлением о возбуждении исполнительного производства от ... установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном до­кументе - 5 дней с момента получения должником настоящего постановле­ния. Должник администрация района получила постановление о возбужде­нии исполнительного производства .... Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек ....

... администрация округа (ещё не являясь должником в ис­полнительном производстве) обратилась в районный суд с заявлением о про­цессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства и о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Определением суда от ... администрации округа предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до ... и произведена замена должника. ... администрация округа повторно обратилась в районный суд с заявлением о продлении отсрочки до .... Определением суда от ... администрации округа представлена отсрочка до .... ... администрация округа обратилась в район­ный суд с заявлением о продлении отсрочки до .... Определени­ем суда от ... администрации округа отказано. ... администрацией округа принесена частная жалоба. ... админи­страцией округа судебному приставу - исполнителю направлено заявление об окончании исполнительного производства. Таким образом, сроки предоставленные районным судом для добровольного исполнения не прерывались.

Поскольку из представленных документов следует, что в 5-дневный срок, предоставленный постановлением от ... администрации района, администрация округа обратилась в суд с заявлением о правопреемстве и об отсрочке исполнения решения суда, в период действия отсрочки администрация округа повторно обратилась в суд с заявлением о продлении отсрочки исполнения решения суда и отсрочка в обоих случаях была предос­тавлена, определение суда об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда в законную силу не вступило, администрации округа до настоящего времени постановление судебного пристава-исполнителя о замене стороны исполнительного производства правопреемником не вру­чено и не установлен добровольный срок исполнения, имелись сведения об исполнении судебного акта - у судебного пристава-исполнителя отсутство­вали правовые основания для вынесения постановления от ... о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. При этом, истец отмечает, что судебный пристав-исполнитель располагал всей информацией, как о рассмотрении судом заявлений о предоставлении отсрочки, так и об исполнении судебного акта.

Кроме этого до настоящего времени судебным приставом исполнителем не рассмотрено заявление администрации округа об окончании исполнительного производства от ....

В соответствии со ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, хода­тайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовле­творении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявле­ния, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, на­правляет уведомление. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат примене­нию), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнитель­ные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры прину­дительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.6, ст. 64.1).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следую­щего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполни­тельный документ (п.7, ст. 64.1).

Необоснованное взыскание исполнительского сбора приведет к дополнительной финансовой нагрузки на бюджет Степновского муниципального округа ..., так как в Степновском ...ном отделении судебных приставов по ..., в исполнении находится 36 исполнительных производств неимущественного характера возбужденных в отношении администрации округа и образовательных учреждений Степнов­ского муниципального округа ... на основании решений Степновского районного суда ... об обязании обеспечить образовательные учреждение источниками наружного противопожарного во­доснабжения, а принудительное исполнение постановления о взыскании ис­полнительного сбора приведет к невозможности исполнить как решения су­да, так и закрыть первоочередные статьи расходов.

Степновский муниципальный округ ... на протяже­нии многих лет является высокодотационным, поступление собственных до­ходов в бюджет Степновского муниципального района ... (далее - местный бюджет) остается по-прежнему очень низким.

Просит признать необоснованными действия (бездействие) судебного при­става-исполнителя Степновского ... отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В.. по исполнительному производству ...-ИП от ... по взысканию исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установления нового срока исполнения.

Признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава- исполнителя Степновского ... отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В. по исполнительному производству ...-ИП от ..., по:

ненадлежащему уведомлению должника, о совершённых исполнитель­ских действиях, в нарушение ч. 3 ст. 52 Закона об исполнительном производ­стве;

ненадлежащего рассмотрения заявления должника об окончании ис­полнительного производства, в нарушение ст. 64,1 Закона об исполнитель­ном производстве.

Обязать судебного пристава-исполнителя Степновского ... отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В.. рассмотреть заявление должника об окончании исполнительного производства ...-ИП от ..., в соответствии со ст. 64.1 Закона об ис­полнительном производстве.

Отменить постановление о взыскании исп.сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения от ... го­да ... по исполнительному производству ...- ИП от ....

Помощник прокурора просил отказать в удовлетворении требований.

Административный истец – представитель администрации Степновского муниципального округа ... надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Степновского РОСП УФССП России по ...Б.О.В.., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явилась, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным письменным возражения в удовлетворении административного искового заявления просила отказать.

Административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав-исполнитель Степновского РОСП УФССП России по ...Б.Е.А. надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Степновского РОСП УФССП России по ... надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по ... надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему выводу.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).

На основании п.2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Законодательство Российской Федерации «Об исполнительном производстве» основано на Конституции РФ. Настоящий Федеральный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Судебные приставы – исполнители при исполнении своих обязанностей должны строго соблюдать нормы действующего законодательства. В случае нарушения указанных норм при исполнении судебного постановления, их действия могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ...... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 9 статьи 229 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 229 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 ГПК РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При этом согласно пункту 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Частью 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава - исполнителя.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Степновского районного суда ... от ..., исковые требования прокурора Степновского ... удовлетворены, на администрацию Степновского муниципального района ... и муниципальное дошкольное образовательное учре­ждение «Детский сад ...», ..., Степновского муниципального ок­руга ... возложена обязанность устранить нарушения требования пожарной безопасности, а именно обеспечить образо­вательное учреждение источниками наружного противопожарного водо­снабжения до .... Данное решение вступило в законную силу ... и по нему выдан исполнительный лист серии ФС ... от ..., на основании которого ... Степновским РОСП УФССП по СК возбуждено исполнительное производство ...-ИП.

Администрация Степновского муниципального округа Ставро­польского края является правопреемником администрации района, на основании решения Совета де­путатов Степновского муниципального округа ... от .......

Как видно из материалов административного дела, данное постановление о возбуждении исполнительного производства в этот же день, ... вручено представителю администрации под роспись.

Определением Степновского районного суда от ... произведена замена должника в исполнительном производстве ... от ..., а именно: администрация Степновского муниципального района ... заменена на администрацию Степновского муниципального округа ..., а так же администрации округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ....

Определением Степновского районного суда от ... администрации Степновского муниципального округа ... предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ..., до ....

Определение Степновского районного суда от ... администрации Степновского муниципального округа ... отказано в предоставлении отсрочка исполнения решения суда от ....

... в адрес администрации района от начальника Степнов­ского районного отделения УФССП по СК Б.Е.А. поступило тре­бование за ... о необходимости в 7-дневный срок со дня по­ступления, исполнить требования исполнительного документа.

В установленный судом срок для обжалования, администрацией округа принесена частная жалоба от ... за ... в ...вой суд на определение Степновского районного суда ... от ... об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда.

... администрацией округа в адрес Степновского РОСП направлено заявление за ... об окончании исполнительного производства ...-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполни­тельном документе, с приложением соответствующих документов подтвер­ждающих его исполнение.

... адрес администрации округа от начальника Степнов­ского районного отделения УФССП по СК Б.Е.А., поступило тре­бование за ... о необходимости в 7-дневный срок со дня по­ступления, исполнить требования исполнительного документа.

... администрацией Степновского муниципального округа ... направлено письмо ..., содержащее информацию о выполнении требований исполнительного документа и направлении заявления об окончании испол­нительного производства от .......

... судебным приставом-исполнителем Степновского рай­онного отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В.. вынесено постановление ... о взыскании исп.сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения, которое получено администрацией округа ... и установлен новый срок исполнения до ....

... судебным приставом-исполнителем Степновского рай­онного отделения судебных приставов УФССП по СК Б.О.В.. вынесено постановление об окончании исполнительного производства ...-ИП от ..., в связи с исполнением требований исполнительного документа, и направлено в адрес административного истца ..., с использованием платформы АИС ФССП России.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

Из положений статей 1 и 2 Федерального закона от ... N 118-ФЗ "О судебных приставах" следует, что судебные приставы обеспечивают реализацию задач, в том числе по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве, актов других органов и должностных лиц.

Согласно статье 12 Федерального закона "О судебных приставах", судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50), перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ... N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления N 50 обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума N 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм материального прав, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления администрации Степновского муниципального округа является наличие предусмотренных нормами действующего законодательства оснований для признания незаконным как постановления судебного пристава-исполнителя, так и действий по вынесению данного постановления.

Действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора не могут быть признаны незаконными, так как законом прямо предусмотрена обязанность пристава оформлять принимаемые решения по вопросам исполнительного производства постановлениями. Действия судебного пристава-исполнителя были совершены в рамках возбужденного на основании судебного акта в отношение должника исполнительного производства, для исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем принимались меры, предусмотренные законом, в пределах его полномочий.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора, удовлетворению не подлежат.

При этом суд находит необходимым отметить следующее.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Соответствующая позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу изложена в ряде определений, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ...)

Как видно из установленных по настоящему административному делу обстоятельств, администрация приняла на себя обязанности должника по исполнительному производству ...-ИП от ..., после вынесения определения о процессуального правопреемстве от .... Принимая во внимание, что в дальнейшем должнику была предоставлена отсрочка исполнения решения до ..., неисполнение вступившего в законную силу решения хотя и не может быть признано обусловленным наличием чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, тем не менее, с учетом принятия закона ... от ......-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Степновского муниципального района ..., и об организации местного самоуправления на территории Степновского муниципального района ...» администрация утратила возможность исполнения решения Степновского районного суда от ....

Учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, исходя из указанных выше установленных по данному административному делу существенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения администрации Степновского муниципального округа ... от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Степновского РОСП УФССП России по ...Б.О.В.. от ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установления нового срока исполнения по исполнительному производству ...-ИП от ... в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований администрации Степновского муниципального округа ... о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Степновского РОСП УФССП России по ...Б.О.В. по взысканию исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и ненадлежащего уведомления должника по исполнительному производству ...-ИП от ...; о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Степновского РОСП УФССП России по ...Б.О.В.. от ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установления нового срока исполнения по исполнительному производству ... от ... в размере 50 000 рублей - отказать.

Освободить администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Степновского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Б.О.В. от ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установления нового срока исполнения по исполнительному производству ...-ИП от ... в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам ...вого суда через Степновский районный суд в течении одного месяца.

Председательствующий судья С.Н. Рябухин

Мотивированное решение изготовлено ....

Копия верна:

Судья С.Н. Рябухин

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...