Дело № 2а-2962
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 10 декабря 2020 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Черепановой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Никитиной В.Н.,
административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Загудаевой О.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Ляшковой МА к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Ляшкова М.А. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным решения от ..... о приостановлении государственного кадастрового учета и возложении обязанности внести изменения в ЕГРН относительно жилого дома блокированной застройки по адресу: ....., в соответствии с решением Березниковского городского суда Пермского края от ...... В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что согласно решения Березниковского городского суда Пермского края от ..... квартира № в доме № по ....., принадлежащая Ляшковой М.А. на праве собственности, признана жилым домом блокированной застройки, также решением указан, что решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по пермскому краю соответствующих изменения в ЕГРН. ..... административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании решения суда от ...... Решением административного ответчика от ..... процедура государственного учета была приостановлена, мотивом принятого решения явилось, то что Ляшковой М.А. не были представлены необходимые для кадастрового учета документы. А именно технический план, заявление на регистрацию права собственности, документ об оплате госпошлины, заявление на прекращение права собственности на помещение с кадастровым номером №. Административный истец не согласилась с принятым решением и ..... обратилась с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. ..... решением апелляционной комиссией заявлением Ляшковой М.А. было отклонено. С принятым решением Ляшкова М.А. не согласна, полагает, что решение суда от ..... является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю соответствующих изменений в ЕГРН. Также Ляшковой М.А. указала, что при приеме документов в МФЦ специалист пояснил о необходимости только заявления о внесении изменений в кадастровый учет. Кроме того, решении суда не указано, что ей (Ляшковой М.А.) необходимо предоставить технический план здания. Решение суда является обязательным для исполнения без каких-либо ограничений и препятствий. Административный истец считает, что в данном случае ущемляются ее права как собственника недвижимого имущества, поскольку решение суда является обязательным для исполнения всех органов, на которые распространяется действие данного решения, никаких дополнительных документов, которые необходимо было бы Ляшковой М.А. предоставить для исполнения решения суда, судебный акт не содержит, соответственно требование о предоставлении иных документов, кроме как решения суда не основано на законе.
В судебном заседании административный истец Ляшкова М.А. участие не принимала, направил в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Загудаева О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными требованиями не согласилась, обосновала доводами, изложенными в письменных возражениях. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что решением Березниковского городского суда Пермского края № от ..... квартира № в жилом доме по адресу: ....., общей площадью ..... кв.м. с кадастровым номером №, признана жилым домом блокированной застройки. Квартира № в жилом доме по адресу: ....., общей площадью ..... кв.м., с кадастровым номером №, признана жилым домом блокированной застройки. Указано, что решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение вступило в законную силу ......
..... Ляшкова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на государственный учет без одновременной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: ....., на основании решения суда от ......
Уведомлением от .....№ процедура осуществления действий по государственному кадастровому учету государственного кадастрового учета была приостановлена на основании п.5 ч.1 ст.26 Закона. Заявителю указано на необходимость предоставления дополнительных документов, а именно предоставить технический план в отношении жилого дома блокированной застройки, заявление на регистрацию права собственности, документ об оплате государственной пошлины, заявление на прекращение права собственности на помещение с кадастровым номером №.
Ляшкова М.А. не согласилась с принятым решением и ..... обратилась с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии.
..... апелляционной комиссией было вынесено решение №, которым Ляшковой М.А. было отказано.
Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд с административным иском с требованиями о признании его незаконным, полагая, что отказ вынесен в нарушение действующего законодательства.
Государственная регистрация прав и (или) кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст.58 Закона №218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.5, 7 ч.2 ст.14, ч.1 ст.24 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты, технический план, в котором содержатся определенные сведения, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона № 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из содержания Уведомлений № от ....., регистратор полагал необходимым для осуществления регистрации за Ляшковой М.А. права собственности на жилой одноэтажный дом блокированной застройки, общей площадью ..... кв.м. по адресу: ....., необходимость предоставления технического плана, заявление на регистрацию права собственности, документ об оплате государственной пошлины, заявление на прекращение права собственности на помещение с кадастровым номером №.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же закона).
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Частью 3 ст. 58 Закона № 218-ФЗ определено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Таким образом, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названными выше положениями.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года № 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Вместе с тем, в пункте 53 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом в силу ч. 5 ст. 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как следует из материалов дела одним из оснований приостановления учетно-регистрационных действий, а также отказа в осуществлении регистрации права, послужило то, что истцом не представлен технический план.
Как следует из являющегося правоустанавливающим документом решения Березниковского городского суда .....№ от ..... объект недвижимости с кадастровым номером № по адресу: ..... кв-№ признан жилым домом блокированной застройки; объект недвижимости к кадастровым номером № признан жилым домом блокированной застройки.
Вместе с тем, в соответствии со сведениями ЕГРН права на помещения с кадастровым номером № не зарегистрированы, следовательно, при подаче документов на регистрацию необходимо было приложить правоустанавливающий документ. Оба указанных помещения имеют установленную связь с объектом с кадастровым номером № многоквартирный жилой дом площадью ..... кв.м.
Поскольку основанием для осуществления регистрационных действий являются как решение суда от ....., так и технический план, который отсутствовал, являлось препятствием для осуществления государственным регистратором государственного кадастрового учета и регистрации права собственности. Так как документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ не были представлены в надлежащем виде.
Кроме того, основанием приостановления учетно-регистрационных действий, а также отказа в осуществлении регистрации права, также послужило то, что истцом не представлено заявление на регистрацию права собственности, документ об оплате госпошлины, заявление на прекращение права собственности на помещение с кадастровым номером №
По смыслу п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. С учетом Свода правил «СП 55.13330.2011 Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», веденных в действие с 20.05.2011 приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Таким образом, образование зданий блоков происходит в результате раздела здания многоквартирного дома с кадастровым номером № с одновременным снятием его с кадастрового учета. Соответственно собственники помещений с кадастровыми номерами №, № должны обратиться одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении блока жилого дома с документов, подтверждающим оплату государственной пошлины и заявлением о прекращении права собственности на помещения с кадастровыми номерами №, №.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проанализировав содержание оспариваемого решения об отказе в регистрации права, положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом решения по указанному выше основанию соответствуют закону, соответственно, прав административного истца не нарушают, а потому не могут быть признаны незаконными.
Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления о признании решения от ....., которым принято заявление об отклонении заявления об обжаловании Уведомление от ..... об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав – незаконным и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов - не имеется.
На основании изложенного, административные исковые требования Ляшковой М.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения апелляционной комиссии по обжалованию решения № от ..... и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административное исковое заявление Ляшковой МА к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения и возложении обязанности о признании незаконным решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлений осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав № от ..... оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Г.Черепанова