2а-2964/2021
УИД 55RS0004-01-2021-003894-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года <...>
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Шкутовой В.О., помощник судьи Низамутдинова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации Октябрьского административного округа города Омска о признании незаконным распоряжения главы администрации Октябрьского административного округа г. Омска от 14.07.2021 № 521 «О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества»,
установил:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Омска с административным иском к Администрации Октябрьского административного округа города Омска о признании решения органа местного самоуправления незаконным. Просит признать недействительным распоряжение главы администрации Октябрьского административного округа г. Омска от 14.07.2021 № 521 «О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества». В обоснование административного иска указано, что при формировании оспариваемого распоряжения не были учтены существенные обстоятельства, в том числе основание приобретения торгового павильона, а также соотношение указанного павильона со схемой. При детальном изучении указанных обстоятельств становится очевидным тот факт, что спорный павильон не подлежит сносу, а включен в указанный список незаконно. В распоряжении отсутствует информация о собственниках павильонов, всем собственникам должна быть предоставлена возможность для добровольного выноса павильонов. Администрация не уведомила ФИО1 о том, что павильон является самовольно размещенным. Администрация должным образом не устанавливает собственников НТО и ненадлежащим образом уведомляет их. Просит признать недействительным распоряжение Администрации ОАО г. Омска от 14.07.2021 № 521.
В судебном заседании административный истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен судом по адресу, указанному в административном исковом заявлении. Почтовое отправление возвращено в суд с отметкой о некорректном указании адреса. Судом объявлен перерыв в судебном заседании с 12 на 18 августа 2021 года, приняты меры к установлению адреса регистрации административного истца. Установлено, что до 12.04.2011 ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, выписан в адрес: г<адрес>, в настоящее время регистрации не имеет. По последним двум адресам судом направлены телеграммы, которые адресатом не получены.
Суд определил возможным рассматривать административное дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика Администрации Октябрьского административного округа города Омска ФИО2, действующий на основании доверенности, диплом о высшем юридическом образовании представлен, в судебном заседании не признал требования административного иска, ссылаясь на их необоснованность. Представил письменный отзыв и дополнение к нему, согласно которым действующих договорных обязательств на размещение нестационарных торговых объектов между Администрацией Октябрьского административного округа г. Омска и ФИО1 не имеется. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением Администрации города Омска т 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска». Размещение НТО административного истца схемой не предусмотрено. Правовых оснований для занятия земельного участка у административного истца не имеется. Кроме того, торговый павильон расположен в полосе отвода автомобильной дороги, что недопустимо. Представил копировку из схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска – действующей и предыдущей – в них отсутствуют торговые объекты, подпадающие под параметры НТО ФИО1 Кроме того, представил фотографии «Яндекс Карты», из которых следует, что место расположения НТО ФИО1 неоднократно изменялось (2014, 2017, 2020, 2021 годы), в том числе объект перемещался с одной стороны улицы <адрес>. <адрес> на другую сторону данной улицы.
Судом не признано обязательным участие административного истца в судебном заседании.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд.
По смыслу статьи 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.
Целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права (п. 4 ст. 6 и ст. 9 КАС РФ).
На основании ч. 8 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия), выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 настоящей статьи: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными и (или) иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 ст.62 КАС РФ, частями 9-11 ст.226 КАС РФ.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений административного ответчика незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконными.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Частью 1 статьи 28 ЗК РФ (действующей до 1 марта 2015 года) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу части 1 статьи 39.1 ЗК РФ (вступившей в силу с 1 марта 2015 года), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании статьи 29 ЗК РФ (действующей до 1 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ (вступившей в силу с 1 марта 2015 года), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).
Из материалов дела следует, что Администрацией Октябрьского административного округа города Омска на основании решения Омского городского Совета города Омска от 29.06.2011 № 421 «Об администрации Октябрьского административного округа г. Омска проведены мероприятия по обследованию места размещения нестационарного торгового объекта, по результатам которых составлен акт от 30.06.2021 № 300621.
В соответствии с названным актом представителями администрации округа выявлен нестационарный торговый объект:
павильон серого цвета с вывеской «ТЕЛЕ2», общей площадью 17,5 кв.м., расположенный в 5 м. севернее относительно пятиэтажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. <адрес> в Октябрьском административном округе г. Омска. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №. Пользователь участка: неустановленное лицо.
Составлен план выноса движимого имущества, размещенного на территории ОАО г. Омска без правовых оснований на 2021 год, в который включен указанный объект (л.д.67, пункт 132).
Согласно оспариваемому распоряжению главы администрации Октябрьского АО г. Омска от 14.07.2021 № 521 указанный нестационарный торговый объект определен самовольно размещенным объектом, который подлежит добровольному выносу (демонтажу) в срок до 23.07.2021, принудительному выносу (демонтажу) - в срок с 26.07.2021 по 02.09.2021.
Как указывает административный истец, вышеназванный нестационарный торговый объект принадлежит ФИО1 на основании договора купли-продажи киоска между физическими лицами от 23.11.2017, заключенного между ФИО3 в качестве продавца и ФИО1 в качестве покупателя.
Административный истец не представил суду достоверных доказательств наличия законных оснований для размещения спорного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Деятельность нестационарного торгового объекта продолжает осуществляться до настоящего времени.
В соответствии с Положением об Администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 421 «Об Администрации Октябрьского административного округа города Омска», администрация Октябрьского административного округа г. Омска, в том числе участвует в реализации мероприятий по совершенствованию стационарной, нестационарной торговли, деятельности рынков и ярмарок, организаций общественного питания и бытового обслуживания; участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска; является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов; заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов; является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска; осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – схема размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно подпункту 6 пункта 31 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска Администрация административного округа города Омска заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Из пункта 9 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска. Согласно приложению к указанному постановлению расположение нестационарных торговых объектов вблизи дома № 212 по <адрес> не предусмотрено.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 № 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске согласно приложению к настоящему постановлению (далее по тексту - Положение).
В силу пункта 1 Положения последнее регулирует вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и устанавливает порядок их выноса и (или) демонтажа. В случае невозможности перемещения самовольно размещенного движимого имущества без нарушения целостности конструкций осуществляется его демонтаж с учетом положений подпункта 1 пункта 3 настоящего Положения.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения движимое имущество – нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (далее - самовольно размещенное движимое имущество)
В соответствии с пунктом 4 Положения выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска – администрации административных округов города Омска
Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом проверки целевого использования земельного участка либо актом, составленным по результатам мероприятий по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов (пункт 5 Положения).
В силу пункта 5-1 Положения на основании составленных актов администрации административных округов города Омска готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов города Омска (далее – окружные планы выноса движимого имущества), которые размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска.
Из пункта 6 Положения следует, что выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество.
Согласно пункту 8 Положения, на основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска (далее – Распоряжение) с учетом опубликованных окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества.
Из пункта 9 Положения следует, что в Распоряжении указываются: место нахождения объекта; срок принудительного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества, составляющий не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока, установленного для добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества; должностное лицо уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска, которому поручено присутствовать при выносе и (или) демонтаже; адрес площадки, куда будет перенесено самовольно размещенное движимое имущество и демонтированные конструктивные элементы; организация, которая будет осуществлять вывоз и (или) демонтаж самовольно размещенного движимого имущества; срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество.
Как указано выше, установленная процедура была соблюдена Администрацией Октябрьского административного округа г. Омска.
Считая нарушенными оспариваемым Распоряжением свои права и законные интересы, ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в суд, полагая, что указанное Распоряжение административного ответчика не основано на законе, нарушает права и законные интересы административного истца как собственника нестационарного торгового объекта.
Однако из представленных в материалы дела доказательств с достоверностью следует, что торговый павильон серого цвета с вывеской «ТЕЛЕ2», общей площадью 17,5 кв.м., расположенный в 5 м. севернее относительно пятиэтажного административного здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> в Октябрьском административном округе г. Омска, на земельном участке с кадастровым номером №, выявленный в рамках контрольных мероприятий должностными лицами Администрации Октябрьского административного округа города Омска, подпадает под понятие – самовольно размещенное движимое имущество, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Положения, в связи с этим на данный торговый павильон распространяется действие Постановления Администрации города Омска от 30.01.2014 № 95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске».
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, доводы административного истца, приведенные в административном иске, являются несостоятельными, формальными, не подкреплены соответствующими доказательствами и ссылками на нормативные правовые акты, на предмет соответствия которым должны быть проверены оспариваемые решения и действия административного ответчика.
При принятии решения суд учитывает отсутствие у административного истца правовых оснований для размещения вышеуказанного торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером №; издание оспариваемого Распоряжения от 14.07.2021 № 521 в отношении указанного нестационарного торгового объекта уполномоченным органом в пределах его компетенции, установленной Положением об Администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 421 «Об Администрации Октябрьского административного округа города Омска», Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 30 января 2014 года № 95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске», а также соответствие оспариваемого Распоряжения нормативным правовым актам; отсутствие доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, при установленных судом фактических обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 ФИО8 к администрации Октябрьского административного округа города Омска о признании незаконным распоряжения главы администрации Октябрьского административного округа г. Омска от 14.07.2021 № 521 «О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Г. Глазкова
Решение в окончательной форме принято 31 августа 2021 года.
Судья Т.Г. Глазкова