<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-004346-85
№ 2а-2967/21
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семынина Андрея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области
- о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.04.2021 № 52-17-4856 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж боксового типа»,
- о возложении обязанности устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж»,
установил:
Семынин А.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с указанными административными исковыми требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, ссылаясь на то, что он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>. Административному истцу на праве собственности принадлежит также гараж, расположенный на дворовой территории <адрес> в <адрес>, общей площадью 18,4 кв.м, 2000 года постройки, с кадастровым номером №
Спорный гараж возведен административным истцом в 2000 году в порядке реконструкции сарая, находившегося на указанной территории с 1957 года. Реконструкция сарая осуществлена на основании Постановления Главы Администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 №. Гараж боксового типа площадью 18.4 кв.м принят в эксплуатацию завершенным строительством в 2000 году, право собственности на гараж зарегистрировано в установленном порядке, запись о регистрации в ЕГРПН 22.07.2015 года №, выдано свидетельство о государственной регистрации.
Во исполнение указанного постановления заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2000 года № сроком на три года. Договор регистрирован в Комитете по земельным делам и землеустройству г.Воронежа с установлением местоположения земельного участка, регистрационная запись №.
Договор аренды земельного участка не был расторгнут или прекращен и в силу ст. 610, 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
В соответствии с договором купли-продажи от 04 августа 2015 года гараж по адресу: <адрес>, общей площадью 18.4 кв. м. продан ФИО1 с передачей права пользования земельным участком, выкуплен административным истцом по договору от 23.01.2019 года. Уведомление о переуступке прав на земельный участок зарегистрировано административным ответчиком 22.01.2019.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством для целей кадастрового учета и совершения регистрационных действий необходимо составление и утверждение схемы расположения земельного участка.
В целях утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу на кадастровом плане территории № административный истец обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административным ответчиком в адрес Семынина А.В. дан ответ от 30.04.2021 № 52-17-4856 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Уведомление об отказе получено 13.05.2021.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило то, что в соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009 года, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа». Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснован ссылкой на п.п.1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой основанием для отказа является «несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи».
Считая свои права нарушенными, Семынин А.В. просит суд признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.04.2021 № 52-17-4856 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> с разрешенным использованием «гараж боксового типа», возложить обязанность устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж».
Административный истец Семынин А.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Семынина А.В., действующий на основании доверенности Казаков Л.С., доводы административного иска поддержал, пояснил изложенное.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующая на основании доверенности, Родина М.Л. просила отказать в удовлетворении административного иска, представлены письменные возражения. Утверждала, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской областной Думы от 25.12.2009 № 384-И (далее - ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны с индексом Ж 7 - «Многоэтажная застройка», которая выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения. В соответствии со ст. 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка должен быть определен в соответствии с ПЗЗ. Вид разрешенного использования «гараж», указанный на представленной схеме ПЗЗ не предусмотрен. Кроме того, пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности гараж, расположенный на дворовой территории <адрес> в <адрес>, общей площадью 18,4 кв.м, 2000 года постройки, с кадастровым номером №
Спорный гараж возведен административным истцом в 2000 году в порядке реконструкции сарая, находившегося на указанной территории с 1957 года.
Реконструкция сарая осуществлена на основании Постановления Главы Администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 №.
Гараж боксового типа площадью 18.4 кв.м принят в эксплуатацию завершенным строительством в 2000 году, право собственности на гараж зарегистрировано в установленном порядке, запись о регистрации в ЕГРПН 22.07.2015 года №, выдано свидетельство о государственной регистрации.
В целях утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу на кадастровом плане территории № административный истец обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административным ответчиком в адрес Семынина А.В. дан ответ от 30.04.2021 № 52-17-4856 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Уведомление об отказе получено 13.05.2021 года.
Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей ст. 11.10 ЗК РФ. В соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009 года, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа».
В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции (п. 1.1. Положения).
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу пункта 12 ст. 11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
-утвержденных документов территориального планирования;
-правил землепользования и застройки;
-проектов планировки территории;
-землеустроительной документации;
-положения об особо охраняемой природной территории;
-о зонах с особыми условиями использования территории;
-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
-о местоположении границ земельных участков,
-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит указание на то, какой именно форме, формату или требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка она не соответствует.
Изложенные ответчиком основания для отказа в предоставлении истцам государственной услуги являются неконкретными и не позволяют последним разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленной схеме расположения земельного участка в случае их наличия.
Кроме того, из оспариваемого решения следует, что в соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа».
Согласно сведениям ЕГРН гараж, принадлежащий Семынину А.В. на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18,4 кв.м., кадастровый квартал №.
В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что основания для принятия оспариваемого решения установлены в ходе проведенной проверки и отражены в акте проверки земельного участка.
Суду предоставлен акт 30.03.2021 и фотоматериал к акту выездной проверки земельного участка.
Согласно представленного акта от 30.03.2021 по итогам проверки установлены следующие выводы и предложения: для точного определения характеристик объекта капитального строительства необходима техническая документация БТИ; границы и площади земельного участка определены на основе имеющихся картографических материалов без применения инструментальной геодезической съемки.
Вместе с тем, доводы представителя ДИЗО ВО и предоставленные материалы проверки не могут повлиять на выводы суда о том, что правовые и фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения, в оспариваемом уведомлении не приведены.
Утверждение представителя ответчика о том, что гараж, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа», судом во внимание не принимается, так как согласно имеющимся в деле доказательствам, постановлением главы администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 № Семынину А.В. разрешена перестройка существующего деревянного сарая с заменой материалов и увеличением размеров до 3,05х4м на территории <адрес> с передачей в аренду земельного участка площадью 14,6 кв.м сроком на три года и возложением обязанности заключить договор на аренду земельного участка с администрацией района.
Во исполнение указанного постановления Семыниным А.В. заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2000 года № сроком на три года. Договор регистрирован в Комитете по земельным делам и землеустройству г.Воронежа с установлением местоположения земельного участка, регистрационная запись №.
Договор аренды земельного участка не был расторгнут или прекращен и в силу ст. 610, 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
На основании сведений, представленных БТИ, на гараж лит. Г1, расположенный на дворовой территории <адрес> заведена карточка учета с экспликацией земельного участка, характеристикой конструкций основного строения и техническими условиями присоединения объекта к электрической сети «МУП Воронежская горэлектросеть».
В соответствии со статьей 6 Правил землепользования и застройки городского округа, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу ПЗЗ и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование этих объектов представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Таким образом, и объект капитального строительства, и земельный участок, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу ПЗЗ могут существовать как объекты, так как не предоставляют опасность для людей, окружающей среды.
Установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Ж7 «многоэтажная застройка» не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 этой же части, возлагается на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанная обязанность административным ответчиком не исполнена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 30.04.2021 №52-17-4856, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>, без соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
По указанным основаниям, суд приходит к выводам о незаконности выраженного в письме от 30.04.2021 №52-17-4856 отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Оспариваемое решение нарушает права правообладателя земельного участка, которым является административный истец, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
Таким образом, в судебном заседании установлены основания для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения.
Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Семынина А.В. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Семынина Андрея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 30.04.2021 №52-17-4856, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 30.04.2021 №52-17-4856 об отказе Семынину Андрею Валерьевичу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Семынина Андрея Валерьевича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>, на кадастровом плане территории.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи /подпись/ Шумейко Е.С.
<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-004346-85
№ 2а-2967/21
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семынина Андрея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области
- о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.04.2021 № 52-17-4856 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж боксового типа»,
- о возложении обязанности устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж»,
установил:
Семынин А.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с указанными административными исковыми требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, ссылаясь на то, что он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>. Административному истцу на праве собственности принадлежит также гараж, расположенный на дворовой территории <адрес> в <адрес>, общей площадью 18,4 кв.м, 2000 года постройки, с кадастровым номером №
Спорный гараж возведен административным истцом в 2000 году в порядке реконструкции сарая, находившегося на указанной территории с 1957 года. Реконструкция сарая осуществлена на основании Постановления Главы Администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 №. Гараж боксового типа площадью 18.4 кв.м принят в эксплуатацию завершенным строительством в 2000 году, право собственности на гараж зарегистрировано в установленном порядке, запись о регистрации в ЕГРПН 22.07.2015 года №, выдано свидетельство о государственной регистрации.
Во исполнение указанного постановления заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2000 года № сроком на три года. Договор регистрирован в Комитете по земельным делам и землеустройству г.Воронежа с установлением местоположения земельного участка, регистрационная запись №.
Договор аренды земельного участка не был расторгнут или прекращен и в силу ст. 610, 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
В соответствии с договором купли-продажи от 04 августа 2015 года гараж по адресу: <адрес>, общей площадью 18.4 кв. м. продан ФИО1 с передачей права пользования земельным участком, выкуплен административным истцом по договору от 23.01.2019 года. Уведомление о переуступке прав на земельный участок зарегистрировано административным ответчиком 22.01.2019.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством для целей кадастрового учета и совершения регистрационных действий необходимо составление и утверждение схемы расположения земельного участка.
В целях утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу на кадастровом плане территории № административный истец обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административным ответчиком в адрес Семынина А.В. дан ответ от 30.04.2021 № 52-17-4856 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Уведомление об отказе получено 13.05.2021.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило то, что в соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009 года, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа». Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка обоснован ссылкой на п.п.1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой основанием для отказа является «несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи».
Считая свои права нарушенными, Семынин А.В. просит суд признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.04.2021 № 52-17-4856 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> с разрешенным использованием «гараж боксового типа», возложить обязанность устранить допущенное нарушение и повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала № на дворовой территории <адрес> в <адрес> с разрешенным использованием «гараж».
Административный истец Семынин А.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Семынина А.В., действующий на основании доверенности Казаков Л.С., доводы административного иска поддержал, пояснил изложенное.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующая на основании доверенности, Родина М.Л. просила отказать в удовлетворении административного иска, представлены письменные возражения. Утверждала, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской областной Думы от 25.12.2009 № 384-И (далее - ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны с индексом Ж 7 - «Многоэтажная застройка», которая выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения. В соответствии со ст. 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка должен быть определен в соответствии с ПЗЗ. Вид разрешенного использования «гараж», указанный на представленной схеме ПЗЗ не предусмотрен. Кроме того, пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности гараж, расположенный на дворовой территории <адрес> в <адрес>, общей площадью 18,4 кв.м, 2000 года постройки, с кадастровым номером №
Спорный гараж возведен административным истцом в 2000 году в порядке реконструкции сарая, находившегося на указанной территории с 1957 года.
Реконструкция сарая осуществлена на основании Постановления Главы Администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 №.
Гараж боксового типа площадью 18.4 кв.м принят в эксплуатацию завершенным строительством в 2000 году, право собственности на гараж зарегистрировано в установленном порядке, запись о регистрации в ЕГРПН 22.07.2015 года №, выдано свидетельство о государственной регистрации.
В целях утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу на кадастровом плане территории № административный истец обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Административным ответчиком в адрес Семынина А.В. дан ответ от 30.04.2021 № 52-17-4856 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Уведомление об отказе получено 13.05.2021 года.
Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей ст. 11.10 ЗК РФ. В соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009 года, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа».
В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции (п. 1.1. Положения).
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу пункта 12 ст. 11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
-утвержденных документов территориального планирования;
-правил землепользования и застройки;
-проектов планировки территории;
-землеустроительной документации;
-положения об особо охраняемой природной территории;
-о зонах с особыми условиями использования территории;
-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
-о местоположении границ земельных участков,
-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит указание на то, какой именно форме, формату или требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка она не соответствует.
Изложенные ответчиком основания для отказа в предоставлении истцам государственной услуги являются неконкретными и не позволяют последним разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленной схеме расположения земельного участка в случае их наличия.
Кроме того, из оспариваемого решения следует, что в соответствии Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным 25.12.2020 года, и Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными 25.12.2009, земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа».
Согласно сведениям ЕГРН гараж, принадлежащий Семынину А.В. на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18,4 кв.м., кадастровый квартал №.
В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что основания для принятия оспариваемого решения установлены в ходе проведенной проверки и отражены в акте проверки земельного участка.
Суду предоставлен акт 30.03.2021 и фотоматериал к акту выездной проверки земельного участка.
Согласно представленного акта от 30.03.2021 по итогам проверки установлены следующие выводы и предложения: для точного определения характеристик объекта капитального строительства необходима техническая документация БТИ; границы и площади земельного участка определены на основе имеющихся картографических материалов без применения инструментальной геодезической съемки.
Вместе с тем, доводы представителя ДИЗО ВО и предоставленные материалы проверки не могут повлиять на выводы суда о том, что правовые и фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения, в оспариваемом уведомлении не приведены.
Утверждение представителя ответчика о том, что гараж, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен в границах территориальной зоны Ж7 «Многоэтажная застройка», на территории которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «гаражи боксового типа», судом во внимание не принимается, так как согласно имеющимся в деле доказательствам, постановлением главы администрации Центрального района г. Воронежа от 02.08.2000 № Семынину А.В. разрешена перестройка существующего деревянного сарая с заменой материалов и увеличением размеров до 3,05х4м на территории <адрес> с передачей в аренду земельного участка площадью 14,6 кв.м сроком на три года и возложением обязанности заключить договор на аренду земельного участка с администрацией района.
Во исполнение указанного постановления Семыниным А.В. заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2000 года № сроком на три года. Договор регистрирован в Комитете по земельным делам и землеустройству г.Воронежа с установлением местоположения земельного участка, регистрационная запись №.
Договор аренды земельного участка не был расторгнут или прекращен и в силу ст. 610, 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
На основании сведений, представленных БТИ, на гараж лит. Г1, расположенный на дворовой территории <адрес> заведена карточка учета с экспликацией земельного участка, характеристикой конструкций основного строения и техническими условиями присоединения объекта к электрической сети «МУП Воронежская горэлектросеть».
В соответствии со статьей 6 Правил землепользования и застройки городского округа, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу ПЗЗ и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование этих объектов представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Таким образом, и объект капитального строительства, и земельный участок, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу ПЗЗ могут существовать как объекты, так как не предоставляют опасность для людей, окружающей среды.
Установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Ж7 «многоэтажная застройка» не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 этой же части, возлагается на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанная обязанность административным ответчиком не исполнена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 30.04.2021 №52-17-4856, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>, без соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
По указанным основаниям, суд приходит к выводам о незаконности выраженного в письме от 30.04.2021 №52-17-4856 отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Оспариваемое решение нарушает права правообладателя земельного участка, которым является административный истец, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
Таким образом, в судебном заседании установлены основания для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения.
Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Семынина А.В. об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Семынина Андрея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 30.04.2021 №52-17-4856, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 30.04.2021 №52-17-4856 об отказе Семынину Андрею Валерьевичу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Семынина Андрея Валерьевича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18.4 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного на дворовой территории <адрес> в <адрес>, на кадастровом плане территории.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи /подпись/ Шумейко Е.С.
1версия для печатиДело № 2а-2967/2021 ~ М-2472/2021 (Решение)