В окончательной форме решение суда принято 09 декабря 2020 года
Дело № 2а-2969/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 07 декабря 2020 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием представителя истца – Перекрестной О.О., представителя ответчика Госкомитета – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, с участием заинтересованного лица – нотариуса Ялтинского городского нотариального округа ФИО4 о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене отказа в государственной регистрации права собственности на здание с кад. номером №<номер>, расположенное по адресу: <адрес>, изложенного в сообщении № 90/021/100/2020-2069 от 21.08.2020 года; возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО2 на здание с кад. номером №<номер>, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора дарения квартиры от 16.12.2015 года.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора дарения, заключенного 16.12.2015 года с ФИО-1, она приобрела в собственность квартиру №<номер>, расположенную в доме №<номер> по ул<адрес> и летнюю кухню литер «Б» общей площадью 197,1 кв. метров. Договор был удостоверен нотариально. На основании указанного договора, 29 декабря 2015 года за ней было зарегистрировано право собственности на квартиру. Вместе с тем, в государственной регистрации права собственности на вспомогательное сооружение – летнюю кухню, сообщением государственного регистратора от 21.08.2020 года ей было отказано, в связи с не предоставлением заявления на переход права собственности на объект недвижимости от дарителя ФИО-1 Считает отказ незаконным, поскольку здание летней кухни является вспомогательным сооружением, относящимся к квартире, не имеет самостоятельного назначения, а следовательно следует судьбе главной вещи – квартире, право собственности на которую за истцом зарегистрировано.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика Госкомрегистра против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов было установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объект с кад. номером №<номер> за дарителем, заявление о регистрации за ним права собственности, а также о регистрации перехода права собственности на здание в регистрирующий орган представлено также не было.
Ответчик – государственный регистратор в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо – нотариус Ялтинского городского нотариального округа ФИО4 в судебное заседание также не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие ответчика – государственного регистратора и заинтересованного лица.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО-1 являлся собственником квартиры №<номер>, расположенной в <адрес>, общей площадью 159,9 кв. метров, летней кухни литер «Б» общей площадью 197,1 кв. метров, на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 03.07.2012 года.
16 декабря 2015 года между ФИО-1 и ФИО2 был заключен договор дарения квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Договор удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа ФИО4
Согласно указанному договору, объектом дара являлась квартира №<номер>, общей площадью 159,9 кв. метров, жилой площадью 790,5 кв. метров, состоящая из двух жилых комнат, на участке летняя кухня литер «Б» общей площадью 197,1 кв. метров.
16.12.2015 года стороны договора обратились к нотариусу с заявлением, в котором просили зарегистрировать переход права собственности и выдать свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, на основании вышеуказанного договора дарения.
23.12.2015 года нотариусом были переданы в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым заявление ФИО-1 от 16.12.2015 года о государственной регистрации права собственности и заявления от имени ФИО-1 и ФИО2 от 22.12.2015 года о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру №<номер> дома <адрес>, на основании удостоверенного им договора дарения.
29.12.2015 года в ЕГРН были внесены сведения о регистрации права собственности ФИО2 на квартиру №<номер> дома <адрес>, общей площадью 159,9 кв. метров, кад. №<номер>.
<дата>ФИО-1 умер.
18 мая 2020 года представитель ФИО2 обратился в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации ее права собственности на нежилое здание литер «Б» общей площадью 197,1 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, кад. №<номер>.
В качестве документов – оснований для государственной регистрации представила договор дарения квартиры, удостоверенный 16.12.2015 года нотариусом ФИО4
Уведомлением государственного регистратора Госкомитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от 21.05.2020 года осуществление действий по регистрации права собственности на нежилое здание летней кухни было приостановлено на основании пунктов 44,9 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ.
В качестве оснований принятого решения указано, что в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на недвижимое имущество. Из представленного на регистрацию договора дарения невозможно идентифицировать, является ли заявленный объект недвижимости – летняя кухня, расположенная по адресу: <адрес>, предметом договора дарения квартиры, в связи с чем был направлен межведомственный запрос нотариусу, удостоверившему договор.
Кроме того, не представлено заявление о переходе права собственности от дарителя ФИО-1
Судом установлено, что на запрос регистратора нотариусом был направлен ответ, в котором указано, что 16.12.2015 года им был удостоверен договор дарения квартиры.
Согласно указанного договора дарения, предметом дарения выступает квартира №<номер> дома <адрес>, в описание которой, согласно предоставленного дарителем правоустанавливающего документа – свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 03.07.2012 года, входит летняя кухня литер Б общей площадью 197,1 кв. метров.
Сообщением государственного регистратора Госкомитета от 21.08.2020 года ФИО2 было отказано в государственной регистрации права собственности на здание с кад. номером №<номер>, расположенное в <адрес>, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрации, а именно не предоставлением заявления ФИО-1 на переход права собственности на заявленный объект недвижимости от дарителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, одними из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9); не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 44).
Как установлено судом, основанием для отказа ФИО2 в государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание летней кухни послужило отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации ранее возникшего на него права собственности ФИО-1, а также его заявления на регистрацию перехода права собственности.
Вместе с тем, суд считает, что данный отказ не соответствует требованиям Федерального закона № 218-ФЗ, а соответственно является незаконным.
Так, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии со ст. 12 указанного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38 ЗРК), в пункте 1 ст. 2 которого закреплено, что право частной собственности на имущество, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом частной собственности.
Пунктом 4 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.
Согласно пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в т.ч. свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.
Как установлено судом, право собственности ФИО-1 на летнюю кухню литер «Б», относящуюся к квартире №<номер> дома <адрес>, возникло до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ, подтверждается свидетельством о праве собственности на объект недвижимости, без ограничения срока его действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, в том числе путем внесения о нем сведений в ЕГРН.
При этом отсутствие заявления ФИО-1 на переход права собственности на заявленный объект недвижимости также не могло послужить основанием для отказа истцу в такой регистрации, поскольку ее заявление было основано на нотариальной сделке.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 15 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что решение государственного регистратора от 21 августа 2020 года об отказе в государственной регистрации права собственности не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая, что требование истца основано на нотариальной сделке, на основании которой за ней уже зарегистрировано право собственности на квартиру, а нежилое здание летней кухни является вспомогательным к ней сооружением, которое не является самостоятельным объектом прав, не может быть предметом самостоятельных сделок, суд считает, что с целью восстановления нарушенных прав ФИО2 в полном объеме, ее требования о понуждении ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое здание также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку иск подлежит удовлетворению, ответчиком Госкомрегистром подлежат возмещению истцу понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным сообщение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от 21.08.2020 года № 90/021/100/2020-2069 об отказе в государственной регистрации права собственности на здание с кад. номером №<номер>, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» произвести государственную регистрацию права собственности ФИО2 на здание с кад. номером №<номер>, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО2 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова