ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-296/20 от 04.02.2020 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-296/2020

№...

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Лисиной Е.В.,

при секретаре Карпенко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании незаконным приказа об изъятии земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, в котором просила признать незаконным приказ №... от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии принадлежащего ей земельного участка.

В обоснование исковых требований указала, что вышеуказанным приказом Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области на основании ходатайства государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориально управление автомобильных дорог Новосибирской области» в целях размещения объекта регионального значения атодороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» принято решение об изъятии земельного участка, площадью 12 кв.м., подлежащего образованию из принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1800 кв.м. по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения складской базы.

Указанное решение противоречит Своду Правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, так как к земельному участку административного истца будет отсутствовать примыкание, чем нарушены права и законные интересы административного истца.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя ФИО2, которая административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Также пояснила, что поскольку не представлена подробная схема с указанием точных расстояний и координат поворотных точек вновь образованного земельного участка, подлежащего изъятию, административный истец полагает, что возможно под изъятие попадет крыльцо, которое является входом в нежилое помещение административного истца либо будет невозможен спуск в подвальное помещение, в результате чего будет невозможно выполнить обслуживание здания.

Представитель административного ответчика Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что при издании приказа об изъятии земельного участка Департамент лишен возможности вносить изменения в уже утвержденный проект планировки территории. В письменных возражениях на иск указала, что ГКУ НСО «ТУАД» при обращении в Департамент приложены все необходимые документы, для рассмотрения вопроса об изъятии земельного участка. Перечисленные в законе основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ копия принятого решения направлена заинтересованным лицам – главе Раздольненского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в Управление Росреестра по Новосибирской области. Установленный порядок изъятия земельного участка был соблюден, решение принято уполномоченным лицом. В случае образования земельного участка с целью изъятия для государственных и муниципальных нужд согласие собственника земельного участка не требуется. Необходимые требования к образуемым земельным участкам, в том числе, своды правил, подлежат учету на этапе подготовки проекта межевания территории и проекта планировки территории. Функции заказчика проекта межевания и проекта планировки территории выполняет Министерство строительства Новосибирской области. Ссылки административного истца на отсутствие примыкания к его земельному участку, опровергаются проектом планировки, из которого следует, что реконструкция существующего примыкания позволит обеспечить доступ к земельному участку административного истца.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее – ГКУ НСО «ТУАД») ФИО4 в судебном заседании полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению. В письменном отзыве на иск указали, что ДД.ММ.ГГГГ административному истцу были выданы технические условия для проектирования некапитального примыкания к автомобильной дороге на участке 15 + 305 (справа) сроком до ДД.ММ.ГГГГ поскольку на момент обращения административного истца уже было известно о начале производства работ по реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО «ТУАД» информировало истца о начале реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» и о необходимости осуществить перенос примыкания в кратчайшие сроки, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом не представлено никаких доказательств, подтверждающих возможность размещения съезда к объекту дорожного сервиса на принадлежащем ему земельном участке с соблюдением требований законодательства с учетом реконструкции автомобильной дороги. Перенос съезда не представляется возможным. Решение об изъятии земельного участка принято уполномоченным органом, с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства. Также полагают, что административным истцом пропущен срок на обращение с данным иском.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По мнению суда, административным истцом не пропущен срок на обращение с настоящим иском об оспаривании Приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку копия оспариваемого приказа направлена а в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, доказательств получения истцом копии приказа ранее ДД.ММ.ГГГГ суду представлено не было.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Раздольненский сельсовет, <адрес>, участок №..., что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также собственником нежилого здания с кадастровым номером №..., площадью 329,6 кв.м., и здания с кадастровым номером №..., площадью 112,1 кв.м., расположенных на вышеуказанном земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области на основании ходатайства ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области, в целях размещения объекта регионального значения автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» на участке км 12- км 24, издан приказ №..., согласно которому принято решение об изъятии земельного участка, площадью 12 кв.м., подлежащего образованию в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории в его составе, утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области, из земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения складской базы

ДД.ММ.ГГГГ копия приказа направлена ФИО1

В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П и от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О и от 03.07.2007 N 714-О-П).

Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.

В силу пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области в силу п. 6 ст. 3 Закона Новосибирской области №...-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» и постановления Правительства Новосибирской области №...-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области», является Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

Согласно ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (ч. 3 и ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации: уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 10 и ч. 11 ст. 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий: 1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; 2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч.1 и ч. 7 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

Как следует из материалов дела, принятие решения об изъятии земельного участка, выраженного в приказе №... от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось по ходатайству ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее – ГКУ НСО ТУАД) от ДД.ММ.ГГГГ№..., которое является уполномоченным органом государственной власти в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрены приказом Минэкономразвития России №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Поданное ГКУ НСО ТУАД ходатайство об изъятии земельных участков соответствовало установленной законом форме, в нем указаны цель изъятия земельного участка – строительство, реконструкция объектов государственного или местного значения, обоснование необходимости принятия решения об изъятии земельного участка – размещение объекта регионального значения – автомобильной дороги регионального значения «Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий» на участке 12-24 км, к ходатайству приложена схема территориального планирования Новосибирской области, утвержденная в установлено законом порядке, а также указаны иные, предусмотренные законом сведения.

Проект планировки территории для размещения объекта регионального значения автомобильной дороги регионального значения «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» на участке км 12 - км 24 в границах муниципального образования Раздольненский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области утвержден постановлением Правительства Новосибирской области №...-п от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области при издании приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области» действовал в пределах предоставленных ему полномочий, условия изъятия земельного участка и порядок изъятия были соблюдены, решение принято на основании утвержденного проекта планировки территории в течение шести лет со дня его утверждения, основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка отсутствовали.

С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу, что приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... является законным и обоснованным.

Копия приказа об изъятии земельного участка направлена в адрес ФИО1 в установленный законом срок.

Доводы административного истца о том, что в результате изъятия у него земельного участка, площадью 12 кв.м., будут нарушены его права, поскольку он не сможет использовать принадлежащие ему земельный участок и расположенные на нем здания, подлежат отклонению, поскольку решение об изъятии земельного участка принималось на основании утвержденного Правительством Новосибирской области проекта планировки территории, проверка правильности данного проекта в полномочия Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области при принятии решения об изъятии земельного участка не входила, предусмотренных законом оснований для отказа в изъятии земельного участка не имелось.

Согласно выписке из ЕГРН, площадь земельного участка, принадлежащего ФИО1 составляет 1800 +/- 15 кв.м., в результате изъятия у истца земельного участка площадью 12 кв.м., площадь принадлежащего ей земельного участка уменьшится незначительно, категория земли и вид разрешенного использования земельного участка не изменятся, измененный земельный участок будет соответствовать требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.

Безосновательными являются и ссылки административного истца на то, что в результате изъятия земельного участка будет затруднительна эксплуатация и обслуживание принадлежащих ей нежилых строений, поскольку как следует из Публичной кадастровой карты, находящейся в открыто доступе, образованный из земельного участка истца и подлежащий изъятию земельный участок с кадастровым номером 54:19:130102:1792 никоим образом не будет нарушать права истца на доступ и обслуживание к принадлежащим ему зданиям.

Ссылки административного истца на то, что проектом реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» предусмотрено примыкание на участке км 15+170 (справа), то есть не чаще, чем через 5 км, также не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку доступ к его земельному участку при съезде с автодороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» будет возможен, что не оспаривал в судебном заседании представитель административного истца. Нормы проектирования для реконструируемых автомобильных дорог предусмотрены СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85». Для дорог категории 1Б, к числу которых будет относиться автомобильная дорога «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» после проведенной реконструкции частота примыканий и пересечений предусмотрена не чаще чем через 5 км.

То обстоятельство, что такой съезд будет удален от нежилых строений, расположенных на земельном участке истца и используемых им для осуществления предпринимательской деятельность, не имеет правового значения для дела.

При этом, суд учитывает и то обстоятельство, что проверка соответствия места расположения примыканий к автомобильной дороге, а также проверка утвержденного проекта планировки территории на соответствие иным требованиям в области дорожной деятельности и дорожного хозяйства не входит в компетенцию государственного органа при принятии решения об изъятии земельного участка для государственных нужд.

Доводы административного истца о том, что ранее к территории её земельного участка было предусмотрено примыкание от автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» также не опровергают приведенные выводы.

На основании заявления ФИО1, адресованного начальнику ГКУ НСО ТУАД от ДД.ММ.ГГГГ, ей выданы технические условия для обустройства временного примыкания (сроком до ДД.ММ.ГГГГ) к автомобильной дороге «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий», согласована проектная документация по устройству временного примыкания, а также указано о том, что отсутствует техническая возможность обустроить капитальное примыкание, в связи с перспективой реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий».

Таким образом, на момент устройства имеющегося примыкания к автомобильной дороге ФИО1 было известно о том, что данное примыкание носит временный характер, срок действия технических условий ограничен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено уведомление о начале работ по реконструкции автомобильной дороги «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» и о том, что временное примыкание попадает в зону реконструкции с указанием на то, что срок эксплуатации временного примыкания к автомобильной дороге не продлевается. Данное уведомление было получено ФИО1, о чем она собственноручно указала в своём заявлении в ГКУ НСО ТУАД от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом данных обстоятельств, суд не усматривает какого-либо нарушения прав и законных интересов ФИО1 при издании Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ, а само по себе несогласие административного истца с изъятием земельного участка и местом расположениях примыкания к автомобильной дороге не является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) Е.В. Лисина