Дело № 2а-296/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконными действий по проведению общественных слушаний в формате видеоконференц-связи, признании результатов общественных слушаний недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО2 обратились в суд с административным иском (с учетом имеющихся уточнений) к <данные изъяты> о признании незаконными действий по проведению общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проект технической документации на новую технику, технологию «<данные изъяты> обезвреживания свалочного газа, применяемая на полигоне ТКО «<данные изъяты> в формате видеоконференц-связи, признании незаконным проведение общественных слушаний в формате видеоконференц-связи, признании результатов общественных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в формате видеоконференц-связи, недействительными, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком была не соблюдена процедура организации и проведения публичных слушаний, об изменении формата слушаний на режим видеоконференц-связи жители должным образом не извещались, в связи с чем право на их участие в слушаниях было нарушено.
Административный истец ФИО3 и представитель административных истцов по доверенности ФИО7 в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Присутствовавшая в предыдущих судебных заседания представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО8 против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в частности указывая на то, что порядок проведения публичных слушаний не нарушался, об изменении режима их проведения общественность была извещена, лицам, пришедшим в здание <данные изъяты> для участия в публичных слушаниях, также была доведена информация о формате слушаний и возможности подключения к ним, кроме того, в публичных слушаниях приняло участие № жителей, слушания признаны состоявшимися, при этом общественные обсуждения проведением публичного слушания не ограничивались.
Представитель заинтересованного лица МБУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен; в предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности ФИО9 против удовлетворения административных исковых требований возражала, о чем представила письменные возражения.
Выслушав объяснения административного истца ФИО3 и представителя административных истцов, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.
Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 названного Федерального закона).
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").
Статья 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.
Статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, также установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания; порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).
Пунктом 4.2. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 372, действовавшего на момент проведения общественных слушаний, предусмотрено участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду, и установлено, что оно обеспечивается заказчиком и является неотъемлемой частью процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
Из иных нормативных положений названного Положения следует, что оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий (абзац второй, пункт 1.1 Положения).
К числу основных принципов оценки воздействия на окружающую среду относится обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).
Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (пункт 4.9 Положения).
При этом, согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Таким образом, из анализа приведенных положений законодательства следует, что организатор информирует в кратком виде через официальные издания об общих характеристиках намечаемой деятельности, ее названии, целях и месторасположении, наименовании и адресе заказчика; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; доводит до сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения, разъясняет форму представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; вся иная (детальная) информация предоставляется заказчиком; на последнем лежит обязанность по ее предоставлению, а также задача обеспечить проведение общественного обсуждения и участие в них общественности; на органы местного самоуправления или соответствующие органы государственной власти при организации общественного обсуждения по заявлению инициатора (заказчика) не возложены полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициатора общественного обсуждения.
В соответствии с пунктом 4.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
Установлено, что постановлением Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ назначено проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: Проект технической документации на новую технику, технологию «Установка ГЭС ЭТ обезвреживания свалочного газа, применяемая на полигоне ТКО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в № по адресу: <адрес>; МБУ «<данные изъяты>» назначено ответственным за организацию и проведение общественных слушаний; утвержден порядок проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний; одновременно постановлено разместить экспозицию демонстрационных материалов по объекту государственной экологической экспертизы в здании МБУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно, предложения и замечания по предмету общественных обсуждений направлять в письменном и электронном виде в тот же период.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории <адрес>», руководствуясь письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, <адрес><адрес> принял постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ, которым были внесены изменения в вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ в части проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний в режиме видео-конференц-связи на официальном сайте <данные изъяты> в сети Интернет.
По результатам проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, в котором нашли отражение цели и ход проведения общественных слушаний, количество участников (113 человек на момент подключения прямого эфира и 166 человек к моменту окончания слушаний), поступавшие замечания, рекомендации и вопросы, общественные слушания признаны состоявшимися, при этом отмечено, что работа по информированию населения на этом не завершается, так как после окончания общественных слушаний заказчиком в течение 30 дней будут приниматься замечания и предложения от граждан и общественных организаций по проектной документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду.
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд учитывает следующее.
Как указано выше, для удовлетворения требований о признании действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо установить не только несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту, но и факт нарушения такими действиями прав и законных интересов административного истца.
При этом исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд, принимая решение о признании действий незаконными, должен указать и способ восстановления нарушенных прав истца.
Административные истцы, заявляя требование о признании результатов общественных слушаний недействительными, по сути ставят вопрос об их повторном проведении, обосновывая это нарушением права истцов на личное в них участие и не оспаривая при этом какой-либо правовой акт, принятый с учетом результатов публичных слушаний, заключение государственной экологической экспертизы, не указывая на конкретные нарушения их права на благоприятную окружающую среду, а равно не прося признать общественные обсуждения несостоявшимися.
Так, одним из основных доводов стороны административных истцов являлось то, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ не было опубликовано в установленном порядке, тогда как представленный суду дополнительный выпуск газеты «<данные изъяты>№ (2355) от ДД.ММ.ГГГГ имеет признаки подложности и является недопустимым доказательством.
В ответ на запрос суда ГАУ МО «<данные изъяты>» подтвердило, что указанный выпуск газеты № (№) с изменениями выпускался дополнительным тиражом в рамках муниципального контракта.
Иные обстоятельства, обозначенные административными истцами, а именно отсутствие информации о данном выпуске на официальном сайте газеты, отсутствие в свободном доступе иных печатных экземпляров этого выпуска, могут являться основанием для проведения соответствующей проверки компетентными органами; представителем административных истцов подтверждено, что такие обращения с их стороны имели место, данное право ими реализуется, при этом процессуальных решений по указанному вопросу до настоящего времени не принято.
Вместе с тем оценивая данный довод с точки зрения нарушения прав административных истцов на участие в общественных обсуждениях, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация об изменении формата публичных слушаний и их проведении в режиме видеоконференц-связи была размещена на официальном сайте <данные изъяты>, что не оспаривается стороной истцов, там же содержались ссылки, необходимые для подключения к видеоконференции на платформе <данные изъяты> Аналогичная информация была размещена на здании <данные изъяты> и согласно пояснениям заинтересованного лица распространялась среди жителей в форме листовок, раздаваемых волонтерами.
Как следует из представленной административными истцами видеозаписи, лицам, пришедшим в здание <данные изъяты>, также была доведена информация об изменении формата проведения общественных слушаний; при этом часть пришедших к зданию <данные изъяты> граждан указанной возможностью воспользовалась.
Участие в общественных слушаниях, проведенных в режиме видеоконференц-связи, № человек также указывает на то, что информация о данном формате слушаний была до общественности доведена.
Сведений о том, что административные истцы по объективным причинам не имели возможности подключиться к видеоконференц-связи и таким образом реализовать свое право на участие в общественных слушаниях, суду не представлено.
При этом сама по себе выбранная в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки форма проведения общественных слушаний в режиме видеоконференц-связи, по мнению суда, не может расцениваться как нарушающая права административных истцов, поскольку предполагает такое же личное участие граждан, только дистанционно.
Кроме того, как следует из представленных МБУ «<данные изъяты>» документов, административный истец ФИО3, реализуя свое право на участие в общественных обсуждениях, знакомилась с материалами проектной документации ДД.ММ.ГГГГ, направила свои дополнения и предложения к проекту технической документации ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ представила письменные замечания к материалам ОВОС общественных обсуждений в форме общественных слушаний.
Таким образом, принимая во внимание, что целью проведения общественных слушаний является выявление именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, учитывая, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний было доведено до общественности, материалы, касающиеся вопроса, выносимого на общественное обсуждение, размещено в свободном доступе, общественные слушания с участием жителей состоялись, по результатам общественных обсуждений оформлен протокол, содержание которого также общедоступно, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО2 надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконными действий по проведению общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проект технической документации на новую технику, технологию «Установка ГЭС ЭТ обезвреживания свалочного газа, применяемая на полигоне ТКО «<данные изъяты>», в формате видеоконференц-связи, признании незаконным проведение общественных слушаний в формате видеоконференц-связи, признании результатов общественных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в формате видеоконференц-связи недействительными, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись