ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2972/2022 от 13.05.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

ДЕЛО № 2а-2972/2022

УИД: 36RS0002-01-2022-001424-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.05.2022 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Могунова В.С., действующего на основании доверенности, диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело поадминистративному исковому заявлению Старовойтова Андрея Александровича к ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по не направлению обращения в другой орган на рассмотрение, по не направлению обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обязании передавать обращения на рассмотрения в другой орган в соответствии с их компетенцией,

по административному исковому заявлению Старовойтова Андрея Александровича к ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по передаче обращения в другой орган, неуполномоченный его рассматривать, по передаче обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обязании рассматривать обращения в соответствии с компетенцией,

УСТАНОВИЛ:

Старовойтов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по не направлению обращения в другой орган на рассмотрение, по не направлению обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обязании передавать обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с их компетенцией.

В обоснование исковых требований указано, что на основании судебного приказа № 1106/20, вынесенного мировым судьей судебного участка № 10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области, МОСП по ОИП было возбуждено исполнительное производство № 124896/20/36017-ИП. В рамках данного исполнительного производства с истца были удержаны денежные средства в размере 11895, 70 рублей. На основании постановления о распределении денежных средств от 04.12.2020 года данные денежные средства были перечислены в ИФНС по Коминтерновскому району. 14.12.2020 года судебный приказ был отменен. 22.08.2021 года истцом было направлено заявление от 21.08.2021 года в ИФНС по Коминтерновскому району с просьбой вернуть данные денежные средства. Заявление было получено ИФНС по Коминтерновскому району 24.08.2021 года, однако ответ на заявление не получен. В связи с чем было подано исковое заявление. 16.02.2022 года в ходе рассмотрения дела № 2а-752/2022 в Коминтерновском суде г. Воронежа представитель МИФНС № 15 по Воронежской области заявил, что в обязанности МИФНС № 15 по Воронежской области не входит рассмотрение и принятие решений по данного рода заявлениям. Данное заявление должно быть рассмотрено ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа. Также представитель МИФНС № 15 по Воронежской области пояснил, что данное заявление фактически не было получено. ИФНС по Коминтерновскому району в нарушение действующего законодательства фактически не передало обращение на рассмотрение в МИФНС № 15 по Воронежской области, чем нарушила права и законные интересы истца.

Также в производстве Коминтерновского районного суда г. Воронежа находилось дело № 2а-2971/2022 по административному исковому заявлению Старовойтова А.А. к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по передаче обращения в другой орган, не уполномоченный его рассматривать, по передаче обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обазании рассматривать обращения в соответствии с компетенцией. В обоснование требований указано, что на основании судебного приказа № 1106/20, вынесенного мировым судьей судебного участка № 10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области, МОСП по ОИП было возбуждено исполнительное производство № 124896/20/36017-ИП. В рамках данного исполнительного производства с истца были удержаны денежные средства в размере 11895, 70 рублей. На основании постановления о распределении денежных средств от 04.12.2020 года данные денежные средства были перечислены в ИФНС по Коминтерновскому району. 14.12.2020 года судебный приказ был отменен. 22.08.2021 года истцом было направлено заявление от 21.08.2021 года в ИФНС по Коминтерновскому району с просьбой вернуть данные денежные средства. Заявление было получено ИФНС по Коминтерновскому району 24.08.2021 года, однако ответ на заявление не получен. 16.02.2022 года в ходе рассмотрения дела № 2а-752/2022 в Коминтерновском суде г. Воронежа представитель МИФНС № 15 по Воронежской области заявил, что в обязанности МИФНС № 15 по Воронежской области не входит рассмотрение и принятие решений по данного рода заявлениям. Данное заявление должно быть рассмотрено ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа. Также представитель МИФНС № 15 по Воронежской области пояснил, что данное заявление фактически не было получено. ИФНС по Коминтерновскому району в нарушение действующего законодательства передало обращение в орган, не уполномоченный его рассматривать.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.03.2022 года объединены в одно производство административное дело № 2а-2972/2022 по административному исковому заявлению Старовойтова Андрея Александровича к ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по не направлению обращения в другой орган на рассмотрение, по не направлению обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обязании передавать обращения на рассмотрения в другой орган в соответствии с их компетенцией, административное дело № 2а-2971/2022 по иску Старовойтова Андрея Александровича к ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа о признании незаконными действий (бездействия) по передаче обращения в другой орган, неуполномоченный его рассматривать, по передаче обращения в МИФНС № 15 по Воронежской области, обязании рассматривать обращения в соответствии со своей компетенцией.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.03.2022 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МИФНС № 15 по Воронежской области.

В судебное заседание административный истец Старовойтов А.А. не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении в отсутствие, письменные пояснения.

Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Могунов В.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица МИФНС № 15 по Воронежской области в судебной заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Приказом УФНС России по Воронежской области от 11.02.2020 № 02-05-17/159 утвержден Регламент взаимодействия МИФНС № 15 по Воронежской области и территориальных налоговых органов Воронежской области в условиях централизации функций по управлению долгом.

Согласно п. 1.2. Регламента Межрайонная инспекция ФНС № 15 по Воронежской области – Долговой центр является территориальным налоговым органом, на базе которого осуществлена централизация функций по управлению долгом в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе работа с переплатой: осуществление зачетов, возвратов излишне уплаченных, взысканных, возмещенных сумм в порядке ст. 78, 79, 176, 176.1 НК РФ.

В соответствии с п. 1.8 Регламента поступившие в налоговые органы обращения рассматриваются в следующем порядке:

при поступлении обращения в Инспекцию:

- поступившее в Инспекцию обращение регистрируется в установленном порядке и принимается к исполнению данным территориальным налоговым органом;

- в случае наличия в обращении вопросов, затрагивающих компетенцию Долгового центра, оно посредством базы внутреннего электронного документооборота передается в сканированном виде в МИ ФНС России № 15 по Воронежской области для составления соответствующего заключения с указанием срока исполнения;

- Долговой центр в установленный срок в части своей компетенции формирует заключение за подписью начальника структурного подразделения и начальника МИ ФНС России № 15 по Воронежской области и посредством базы внутреннего электронного документооборота направляет его в инспекцию

- Инспекция, получившая обращение, формирует обобщенный ответ с учетом заключения Долгового центра и направляет его заявителю.

В случае, если обращение, поступившее от Инспекции содержит вопросы, исключительно входящие в компетенцию Долгового центра, ответ по результатам его рассмотрения формирует МИ ФНС России № 15 по Воронежской области, направляет его налогоплательщику, а сканированный образ ответа посредством базы внутреннего электронного документооборота направляет в территориальный налоговый орган, получивший обращение.

Раздел 4 Регламента регулирует разграничение полномочий при осуществлении взыскания задолженности физического лица за счет имущества должников в порядке ст. 48 НК РФ. Сотрудниками Долгового центра осуществляется формирование заявлений на выдачу судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица. В случае отмены судебного приказа реализацию права на обращение в суд с административным исковым заявлением осуществляют Инспекции по месту постановки на учет физического лица. Долговым центром не позднее трех дней после дня вынесения копии определения об отмене судебного приказа направляются должнику и в адрес Инспекции (с соответствующим пакетом документов) по месту постановки на учет должника. Инспекция готовит и не позднее 15 дней с момента получения пакета документов направляет в судебный орган административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам. Полученное решение суда Инспекция в течение 2 дней направляет в Долговой центр. Долговой центр осуществляет взыскание задолженности по обязательным платежам посредством направления полученного от Инспекции решения суда в адрес службы судебных приставов, на счета должника, работодателю.

Согласно п. 5.1. Регламента принятие решений о зачете, возврате денежных средств в порядке ст. 78, 79, 176, 176.1, 203, 203.1, 333.40 НК РФ по решению налогового органа или по заявлению налогоплательщика, а также уточнение платежей в порядке ст. 45 НК РФ осуществляет Долговой центр.

Установлено, что 29.05.2020 года мировым судьей судебного участка № 10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-1106/2020 о взыскании со Старовойтова А.А. в пользу ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в доход бюджета недоимки за 2018 год по транспортному налогу в размере 10129 рублей, пени в размере 125,60 рублей, по налогу на имущество в границах городских округов в размере 1621 рубль, пени в размере 20,10 рублей, а всего 11895,70 рублей.

В ходе исполнительного производства № 124896/20/36017-ИП с истца были удержаны денежные средства в размере 11895,70 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 10 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 14.12.2020 года судебный приказ № 2а-1106/2020 отменен.

22.08.2021 года Старовойтов А.А. направил в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа посредством почтового отправления заявление о возврате взысканных на основании судебного приказа денежных средств в размере 11895,70 рублей, датированное 21.08.2021 года. Указанное заявление было получено ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа 24.08.2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (№)

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16.02.2022 года, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения Старовойтова А.А., поступившего в инспекцию 24.08.2021 года. Суд пришел к выводу, что ответ на заявление Старовойтова А.А. должен был быть дан инспекцией по месту постановки на учет налогоплательщика, т.е. ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16.02.2022 года, суд обязал ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа предоставить ответ на заявление административного истца Старовойтова А.А. от 21.08.2021 года, поступившего в ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа 24.08.2021 года, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

На основании установленных судом обстоятельств, административные исковые требования Старовойтова А.А. о признании незаконными действий ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа по передаче обращения на рассмотрение в другой орган, МИФНС № 15 по Воронежской области, подлежат удовлетворению.

В подтверждение направления обращения Старовойтова А.А. в МИФНС № 15 по Воронежской области представителем административного ответчика представлена копия письма инспекции от 25.08.2021 года № 02-37/03/22278, согласно которой ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа направляет документы, поступившие на бумажном носителе согласно приложению. В качестве приложения указано на бумажном носителе на 9 л.

Доказательств фактического направления обращения Старовойтова А.А. в МИФНС № 15 по Воронежской области для рассмотрения по существу, в суд при рассмотрении административного дела не представлено.

Однако, принимая во внимание, что ответ на заявление Старовойтова А.А. должен был быть дан ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа, требования о признании незаконным бездействия по не направлению обращения в другой орган, МИФНС № 15 по Воронежской области, не подлежат удовлетворению, так как прав истца не нарушают.

В удовлетворении остальной части исковых требований об обязании передавать обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с их компетенцией, обязании рассматривать обращения в соответствии с компетенцией суд полагает необходимым отказать, поскольку защите подлежат нарушенные права.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Старовойтова Андрея Александровича к административному ответчику ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа по передаче обращения Старовойтова Андрея Александровича от 21.08.2021 года, поступившего в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа 24.08.2021 года, на рассмотрение в другой орган, МИФНС № 15 по Воронежской области.

В удовлетворении остальной части требований Старовойтова Андрея Александровича к административному ответчику ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В.Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 27.05.2022 года