№ 2а-2978/2020
64RS0047-01-2020-004647-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года
Октябрьский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Шушпановой О.В.,
при секретаре Ефимовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Фонду поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к Фонду поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивировав свои требования тем, что Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена», зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером 1196451017245 на основании распоряжения Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, учетный №.
Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождение постоянно действующего руководящего органа): 410028 г. Саратов, ул. Рабочая, д. 29/39, литер А2, оф. 101, руководитель – Шминке А.В. (директор).
Организационно-правовая форма организации– фонд.
Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области проведена ревизия учетного дела Фонда поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» на предмет соблюдения организацией требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон).
В ходе проведения ревизии установлено, что организация не представила в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области, и не разместила в информационно-коммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации отчетность за 2019 год.
По результатам проведения данной проверки в адрес административного ответчика Фонда поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» направлено предупреждение об устранении нарушений № от <дата> (л.д. 24,25-28,29). В установленный срок нарушения организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований законодательства не имеется.
Кроме того, в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области поступило письмо МИФНС России № 19 по Саратовской области, согласно которому по итогам проводимых проверочных мероприятий по уточнению достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ выявлено, что Шминке А.В. (ИНН 645005564805) единственный учредитель и руководитель организации является умершим (л.д. 23).
Согласно сведениям, содержащимся в Уставе организации, утвержденном единственным учредителем Шминке А.В. (протокол № от <дата>), высшим коллегиальным органом управления организации является Совет организации, который вправе решать любые вопросы деятельности организации. В состав Совета, кроме директора входят следующие лица: ФИО2ФИО1 С момента смерти единственного учредителя и руководителя организации в Управление заинтересованные лица не обращались.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с указанными выше административными исковыми требованиями, которые административный истец, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, просит удовлетворить в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административный ответчик Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова о рассмотрении дела извещен надлежащим, в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление в письменном виде (л.д. 41-43), в котором указал, что Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» состоит на налоговом учете с <дата>, проведенным анализом организации установлено отсутствие движения денежных средств по расчетным счетам с момента постановки на учет по настоящее время, налоговой и бухгалтерской отчетности организацией не представлялось, задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам отсутствует, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица МИФНС России № 19 по Саратовской области о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих по делу в силу ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту – КАС РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской федерации», утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественный объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с Уставом Фонда поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» и выпиской из ЕГРЮЛ данное Общество является некоммерческой организацией (п.1.1), организационно-правовая форма – фонд, юридический адрес (место нахождение постоянно действующего руководящего органа) по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 39/29, Литер А2, оф. 101, руководитель – Шминке А.В. (л.д.15, 16-20).
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата>, адресом места нахождения организации является: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 39/29, Литер А2, оф. 101, лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является президент фонда – Шминке А.В. (л.д. 33-35).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена», зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером 1196451017245 на основании распоряжения Министерства юстиции РФ по Саратовской области от <дата>, учетный №.
В ходе проведения ревизии установлено, что организация не представила в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области, и не разместила в информационно-коммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации отчетность за 2019 год.
По результатам проведения данной проверки в адрес административного ответчика Фонда поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» направлено предупреждение об устранении нарушений № от <дата> (л.д. 24,25-28,29). В установленный срок нарушения организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований законодательства не имеется.
Кроме того, в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области поступило письмо МИФНС России № 19 по Саратовской области, согласно которому по итогам проводимых проверочных мероприятий по уточнению достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ выявлено, что Шминке А.В. (ИНН 645005564805) единственный учредитель и руководитель организации является умершим (л.д. 23).
Согласно сведениям, содержащимся в Уставе организации, утвержденном единственным учредителем Шминке А.В. (протокол № от <дата>), высшим коллегиальным органом управления организации является Совет организации, который вправе решать любые вопросы деятельности организации. В состав Совета, кроме директора входят следующие лица: ФИО2ФИО1
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, с момента смерти единственного учредителя и руководителя организации в Управление заинтересованные лица не обращались.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон), некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (ч. 3 ст. 54 ГК РФ)
В соответствии ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 указанного Закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с п. 3.2 ст. 32 указанного Закона, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч. 10 ст. 32 Закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено в судебном заседании и административный ответчик — Фонда поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» нарушил приведенные выше нормы закона.
На основании факта нарушения организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес организации было внесено письменное предупреждение от 09.07.2020 № 131 о недопустимости нарушений организацией ст. 32 Закона с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения организацией устранены не были.
По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований законодательства в учетном деле отсутствует, и в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области не поступала.
В силу п. 3 ст. 15 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Кроме того, положениями п. 3 ст. 15 Закона предусмотрен добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, который по отношению к остающимся их учредителям (членам, участникам) носит уведомительный характер. При этом исключение сведений об учредителе некоммерческой корпорации из ЕГРЮЛ возможно вследствие его выхода из состава ее членом (участников).
Возможность и порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций физических лиц, в связи с их смертью, как и об юридических лицах, правоспособность которых прекращена действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем указанные сведения в ЕГРЮЛ изменению не подлежат
Как указано выше, на основании письма МИФНС России № 19 по Саратовской области, согласно которому по итогам проводимых проверочных мероприятий по уточнению достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ выявлено, что Шминке А.В. (ИНН 645005564805) единственный учредитель и руководитель организации является умершим (л.д. 23).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу пп. Ч. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Фонду поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить в силу ст. 62 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.
Юридическое лицо: Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена», зарегистрированное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области <дата> за основным государственным регистрационным номером 1196451017245, по адресу: 410028 г. Саратов, ул. Рабочая, д. 29/39, литер А2, оф. 101, ликвидировать.
Исключить Фонд поддержки культурных проектов «Сохранение культурного наследия Фритьофа Нансена» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд
г. Саратова.
Судья ( подпись)