ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/18 от 12.09.2018 Панинского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Панино 12.09.2018 г.

Панинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Негода В.Е.,

при секретаре Старенковой Е.Д.,

административного истца ФИО1,

представителей административных истцов, действующих на основании доверенностей, ФИО2, ФИО3,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управления Росреестра по Воронежской области) ФИО4,

представителя заинтересованных лиц ФИО5 и общества с ограниченной ответственности «Фармкомплект», действующего на основании доверенностей, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО7, ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прекращения ограничения,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к административному истцу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прекращения ограничения, указывая при этом, что ДД.ММ.ГГГГ представитель административных истцов ФИО3, действуя по доверенностям в интересах собственников земельного участка с кадастровым номером обратился через многофункциональный центр Воронежской области в Управление Росреестра Воронежской области с заявлением о регистрации прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, представив на государственную регистрацию документы, предусмотренные действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, представителем административных истцов по доверенностям, действующим в интересах собственников земельного участка с кадастровым номером получено Уведомление об отказе в регистрации прекращения ограничения, в отношении указанного земельного участка.

В уведомлении об отказе указано, что представителю собственников земельного участка с кадастровым номером , в том числе Административных истцов, ФИО3 отказано в прекращении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , в связи с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости или такого права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется. Согласно записи единого реестра недвижимости предметом залога является право аренды земельного участка, следовательно прекращение аренды возможно только либо с согласия залогодержателя, или после погашения записи о залоге права аренды.

Административные истцы считают указанные в Уведомлении причины отказа в прекращении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером незаконными, необоснованными, нарушающими их законные права и интересы.

В связи с этим административные истцы просят суд: признать отказ Управления Росреестра по Воронежской области в государственной регистрации прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, выраженный в Уведомлении об отказе в регистрации прекращения ограничения от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным; обязать Управление Росреестра по Воронежской области произвести государственную регистрацию прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, и внести соответствующие изменения (соответствующей записи) в Единый государственный реестр недвижимости.

Административные истцы ФИО7 и ФИО8, заинтересованные лица ФИО5 и представитель общества с ограниченной ответственности «Фармкомплект» извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде первой инстанции надлежащим образом, однако в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд не признает обязательным участие в судебном заседании неявившихся лиц и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителей.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представители административных истцов ФИО2 и ФИО3 подтвердили доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просили суд административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска, поддерживал ранее изложенную позицию.

Представитель заинтересованных лиц ФИО5 и ООО «Фармкомплект» ФИО6 возражал против удовлетворения административных исковых требований по мотивам изложенных в письменных пояснениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером образовался путем выдела из земельного участка с кадастровым номером (л.д. 12-47,52, 54).

Исходный земельный участок с кадастровым номером является предметом действующего договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок до ДД.ММ.ГГГГ, где арендатором выступает Глава КФХ ФИО5. При этом, в отношении права аренды, принадлежащего Главе КФХ ФИО5 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрирован залог (ипотека) в пользу ООО «Фармкомплект» (л.д. 138-145).

В отношении образованного земельного участка с кадастровым номером ввиду его выдела из земельного участка с кадастровым номером также осуществлена государственная регистрация обременения в виде аренды в пользу ФИО5 и ипотеки права аренды в пользу ООО «Фармкомплект» (л.д. 12-47).

ДД.ММ.ГГГГ представитель административных истцов ФИО3, действуя по доверенностям в интересах собственников земельного участка с кадастровым номером обратился через многофункциональный центр Воронежской области в Управление Росреестра Воронежской области с заявлением о регистрации прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации (л.д. 48-51, 53).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, представителем административных истцов по доверенностям, действующим в интересах собственников земельного участка с кадастровым номером получено Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации прекращения ограничения, в отношении указанного земельного участка (л.д.11), в котором указано, что представителю собственников земельного участка отказано в прекращении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , в связи с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости или такого права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется. Согласно записи единого реестра недвижимости предметом залога является право аренды земельного участка, следовательно прекращение аренды возможно только либо с согласия залогодержателя, или после погашения записи о залоге права аренды.

Административные истцы считают указанный отказ административного ответчика незаконным, поскольку право аренды ФИО5 на земельный участок прекратилось в силу положений п. 5 ст. 14 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 8 статьи 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

С 1 января 2017 года вступил в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ № 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии со ст. 21 ФЗ № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п. 4 ст. 53 ФЗ № 218-ФЗ если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости или такого права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется.

Материалами дела подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН содержатся запись об обременении в виде аренды в пользу ФИО5 и запись об ипотеки права аренды в пользу ООО «Фармкомплект».

Таким образом, учитывая императивные положения п. 4 ст. 53 ФЗ № 218-ФЗ административный ответчик обоснованно потребовал предоставления письменного согласия залогодержателя на погашение обременения, находящегося у него в залоге.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

В соответствии со ст. 27 ФЗ № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 ФЗ № 218-ФЗ.

Ввиду не представления согласия залогодержателя на погашение обременения, административный ответчик обоснованно со ссылкой на ст. 27 ФЗ № 218-ФЗ отказал в регистрации.

При этом судом учитывается, что административными ответчиками в рамках настоящего дела не оспариваются действия Управления Росреестра по Воронежской области по внесению в ЕГРН записи об аренде и ее ипотеке, предметом настоящего судебного разбирательства является правомерность действий уполномоченного органа по отказу ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прекращения обременения земельного участка в виде аренды, где подлежит выяснению вопрос, в каком порядке и какие документы, необходимы административному ответчику для регистрации прекращения обременения в виде аренды.

Указанный вопрос урегулирован положениями ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на которые опирался административный ответчик при вынесении оспариваемого отказа.

Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в государственной регистрации прекращения ограничения на основании п. 4 ст. 53 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является обоснованным и законным.

Все доводы административных истцов сводятся к оспариванию самого права аренды ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером Административные истцы полагают, что право аренды ФИО5 прекращено в силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которому участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п. 4 ст. 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению, при этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.

С данной позицией административных истцов заинтересованное лицо ФИО5 не согласна, полагает, что право аренды у нее не прекращено.

Однако, в силу ст. 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства не решается спор о праве.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (п. 52).

При этом в Постановлении N 10/22 также отмечено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ (в настоящее время - КАС РФ) или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (в настоящее время - административных), не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (п. 56 Постановления N 10/22).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что права административных истцов нарушены не действиями административного ответчика, а самим правом аренды и правом залога, оспаривание которых возможно только в общеисковом порядке.

В связи с изложенным выше, доводы административных истцов о прекращении у ФИО5 права аренды на земельный участок и ее возражения по данному поводу не подлежат рассмотрению в рамках оспаривания действий Управления Росреестра по Воронежской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1, ФИО7, ФИО8 в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Воронежской области в государственной регистрации прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, содержащийся в Уведомлении об отказе в регистрации прекращения ограничения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Управления Росреестра по Воронежской области произвести государственную регистрацию прекращения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, юго-западная, южная части Панинского кадастрового района.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___________________ Негода В.Е.