дело №2а-8/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года пгт.Троицко-Печорск
Постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием административных истцов ФИО5, Ласки В.И.,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО5, ФИО7, Ласки В.И., ФИО8 и ФИО9 к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 о признании незаконным действий, понуждении к подписанию и обнародованию решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53»,
установил:
ФИО5, ФИО7, Ласка В.И., ФИО8 и ФИО9 обратились в суд с административным иском к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 о признании незаконным действий, понуждении к подписанию и обнародованию решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53». Требования мотивировали тем, что 20.11.2019 состоялось заседание Совета, на котором в соответствии с регламентом и повесткой дня рассмотрено и принято 8 решений. По последнему вопросу повестки об отмене решения совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 глава ФИО10 заявил, что повестка дня исчерпана, решения приняты. Не смотря на результаты голосования по последнему вопросу (6 из 8 депутатов проголосовали за принятия решения), глава ФИО10 без всякой мотивации отказывает подписывать указанное решение, хотя ст.39 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» предусматривает 5-дневный срок для подписания и обнародования нормативно-правового акта, принятого Советом и 10-дневный срок для подписания акта ненормативного характера. Истцы указывают, что при проведении заседания Совета и принятия решения №16/53 нарушений действующего законодательства допущено не было, что подтверждается отсутствием мер прокурорского реагирования. Бездействие ответчика привело к затягиванию ситуации с замещением должности и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» одновременно двумя лицами и как следствие дополнительными необоснованными затратами бюджета на выплату заработной платы в повышенном размере. Исключению данной ситуации должно было способствовать решение Совета от 20.11.2019 №16/53, однако, ответчик вопреки интересам неопределенного круга лиц отказался подписывать решение, чему подтверждением является протокол заседания Совета от 29.11.2019.
В связи с возникшим спорным правоотношением, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Совет ГП «Троицко-Печорск», ФИО11, администрация ГП «Троицко-Печорск».
В судебном заседании административные истцы ФИО5 и Ласка В.И. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
В судебное заседание административные истцы ФИО7, ФИО8 и ФИО9, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. От ФИО7 и ФИО8 в суд поступили письменные ходатайства с просьбой о рассмотрении дела без их участия, ФИО9 о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила.
В судебное заседание административный ответчик глава ФИО10, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации ГП «Троицко-Печорск» в лице его руководителя ФИО6, действующий на основании решения Совета и Устава, заявленные истцами требования поддержал, не возражал против их удовлетворения.
В судебное заседание заинтересованные лица Совет ГП «Троицко-Печорск» и ФИО11, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
В порядке ст.150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции РФ).
Судом установлено, что решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 21.09.2018 №1/1 ФИО10 избран главой поселения «Троицко-Печорск» - председателем Совета городского поселения «Троицко-Печорск».
20.11.2019 состоялось 17 заседание Совета городского поселения. В повестку заседания изначально было включено 5 вопросов:
-рассмотрение представления прокуратуры Троицко-Печорского района от 08.11.2019 «Об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, о муниципальной службе»;
-об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск»;
-о внесении изменений и дополнений в бюджет МО ГП «Троицко-Печорск» на 2019 год;
-о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»;
-о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц.
Согласно машинописному протоколу заседания Совета от 20.11.2019 на нем присутствовали 8 депутатов из 9 избранных, правомочность на открытие сессии 5 депутатов. Помимо депутатов на заседании присутствовали и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО11, помощник прокурора Троицко-Печорского района ФИО1, граждане ФИО6, ФИО2 и ФИО3 Глава городского поселения ФИО10 открыл заседание Совета. Депутат Совета ФИО7 предложил провести заседание в закрытом формате, при этом, причину целесообразности проведения закрытого заседания не обосновал. Глава поставил вопрос о проведении закрытого заседания на голосование. По результатам голосования принято решение о проведении заседания в закрытом режиме (за-6, против-2). Граждане ФИО2 и ФИО3 покинули зал заседания, при этом, ФИО6 предложено остаться в зале. Далее депутаты единогласно проголосовали за открытие заседания. Глава предложил повестку заседания из 5 вопросов. Депутат ФИО9 предложила внести в повестку 2 дополнительных вопроса: об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» и об изменениях и дополнениях в Положение об упорядочении оплаты труда работников МУП «Стандарт». Депутат ФИО4 полагал предложенные ФИО9 вопросы обсудить после завершения сессии и внести их в повестку следующего заседания. Депутат ФИО5 предложил в повестку заседания внести вопрос об отмене решения Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 о возложении обязанностей и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на ФИО11 Затем Глава ФИО10 поставил на голосование депутатов принятие повестки заседания из 8 вопросов с дополнительными 3-мя вопросами (за-6, против-2). В процессе обсуждения вынесенных на заседание вопросов по рассмотрению представления прокуратуры Глава ФИО10 предложил депутатам отменить 4 решения, принятых Советом 18.10.2019, а именно: №16/54 «Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета ФИО9», №16/55 «Об отмене некоторых решений Совета», №16/56 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск»; №16/56 «Об утверждении кандидатуры на должность руководителя МУП «Стандарт». Проголосовали за-2, против-6. По второму вопросу повестки заседания об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» депутаты проголосовали против варианта, предложенного и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО11 По третьему вопросу о внесении изменений и дополнений в бюджет МО ГП «Троицко-Печорск» на 2019 год докладывала ФИО11, которая пояснила о необходимости ремонта водовозной машины. Депутаты голосовали против принятия данного решения (за-2, против-5, воздержался-1). По четвертому и пятому вопросу повестки заседания депутаты Совета единогласно приняли решения о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»; о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц. По шестому вопросу повестки депутат ФИО9 предложила повысить тарифы на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» (за-6, против-1, воздержался-1). По седьмому вопросу депутат ФИО9 обосновывала необходимость повышения оплаты труда работников МУП «Стандарт», депутаты предложили доработать данный вопрос и рассмотреть его на заседании Совета 29.11.2019, проголосовав за это (7-за, против-0, воздержался-1). По восьмому вопросу доложил депутат ФИО5, аргументировав свою позицию тем, что заседание Совета 18.09.2019 фактически открыто не было, однако, Главой ГП ФИО10 было подписано решение Совета №16/53 о возложении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на ФИО11 После продолжительных обсуждений Глава ФИО10 поставил данный вопрос на голосование (за-6 против-2).
Из рассмотренных на 17 заседании Совета ГП «Троицко-Печорск» вопросов и принятых по ним Советом решений, Главой ГП «Троицко-Печорск» подписано и обнародовано лишь 2 решения, а именно: о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»; о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц.
Глава ФИО10 оспорил в судебном порядке проведение 17 заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 и принятые на нем Советом решения.
Вступившим в законную силу 18.04.2020 решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 04.02.2020 административный иск главы городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным 17 заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019, отмене решений Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» оставлен без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В рамках рассмотрения административного дела по иску главы ФИО10 об оспаривании решений Совета, принятых на заседании от 20.11.2019, суд установил, что принятые 20.11.2019 Советом решения соответствуют компетенции и полномочиям, процедура выдвижения вопросов в повестку заседания и голосование по их принятию не нарушены.
В соответствии с ч.1 ст.4, ч.1, 3, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьями 35, 36, 43, 46-48 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно ст.21 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» (далее Устав) структуру органов местного самоуправления составляют: Совет городского поселения – представительный орган, глава городского поселения – высшее должностное лицо, администрация городского поселения – исполнительно-распорядительный орган.
Глава городского поселения подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения); организует выполнение нормативных правовых актов Совета в пределах своих полномочий (ст.28 Устава).
Систему муниципальных правовых актов городского поселения образуют в т.ч. нормативные и иные правовые акты (решения) Совета; правовые акты (постановления, распоряжения) главы городского поселения в пределах полномочий, установленных Уставом и решениями Совета (ст.36 Устава).
Совет городского поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, законами Республики Коми, Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, оформляемые в виде решений; а также принимает решения по вопросам организации деятельности совета и решения ненормативного характера. Нормативно-правовые акты (решения) Совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат обязательному обнародованию. Решения ненормативного характера принимаются в порядке, предусмотренном регламентом Совета, обнародованию не подлежат. Нормативно-правовой акт, принятый Советом, в 5-дневный срок, после его принятия направляется главе для подписания и обнародования. Акты ненормативного характера, принятые Советом подписываются председателем Совета в течение 10 дней с момента принятия решения (ст.39 Устава).
Глава городского поселения, в пределах своих полномочий, установленных Уставом и нормативными правовыми актами Совета, издает постановления и распоряжения. Правовые акты нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера – распоряжениями (ст.40 Устава).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что принятое 20.11.2019 Советом решение №16/53 является нормативным актом, подлежало подписанию и обнародованию главой в 5-дневный срок, чего до настоящего времени им не сделано. При этом, суд исходит из того, что и после реализации главой ФИО10 права обжалования принятого Советом решения в судебном порядке, отказе в судебной защите, полномочия, возложенные на него положениями Федерального закона №131-ФЗ и Устава МО ГП «Троицко-Печорск» не исполнены. Кроме того, суд отмечает, что предоставленным главе правом отклонения решения Совета ФИО10 не воспользовался, материалы дела не содержат сведений о направлении главой в Совет мотивированного отказа в подписании и обнародовании спорного решения, в связи с чем, депутатами Совета не реализованы предоставленные Федеральным законом №131-ФЗ права преодоления вето главы.
Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, суд считает, что необходимая совокупность вышеуказанных признаков, позволяющих признать бездействия ответчика не законными, по делу имеется, поскольку как отмечалось выше, бездействие главы противоречит нормам федерального законодательства, регулирующим вопросы местного самоуправления в части реализации полномочий по подписанию и обнародованию принятого Советом решения и не соответствует положениям Устава МО ГП «Троицко-Печорск». Оспариваемыми бездействиями главы безусловно нарушены права административных истцов, являющихся (являвшихся на момент подачи иска в суд) депутатами Совета, представляющими избирателей, доверивших им право представлять интересы и голосовавшими за принятие решения №16/53.
Таким образом, заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО5, ФИО7, Ласки В.И., ФИО8 и ФИО9 к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 о признании незаконным действий, понуждении к подписанию и обнародованию решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 по не подписанию и не обнародованию решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53».
Обязать главу городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 в течение трех дней с момента вступления настоящего решения в законную силу подписать и обнародовать решение Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53».
Обязать главу городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО10 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и административным истцам.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 23 апреля 2021.
Судья Р.В.Чулков