ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/19 от 25.11.2019 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 25 ноября 2019 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием представителя административного истца администрации Ольхонского РМО Яппаровой В.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, Ольхонского районам Управления ФССП России по Иркутской области Леликовой О.В.

помощника прокурора Ольхонского районам Егорашева А.О.

при секретаре Дамдинцыренове Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ольхонского районного муниципального образования к судебному пристав-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, Ольхонского районам Управления ФССП России по Иркутской области Леликовой О.В., Управлению ФССП России по Иркутской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ольхонского районного муниципального образования обратилась в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением к судебному пристав-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, Ольхонского районам Управления ФССП России по Иркутской области Леликовой О.В., Управлению ФССП России по Иркутской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование административного искового заявления указала, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области О.В.Леликовой от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которому, с должника администрации <адрес> муниципального образования взыскивается исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, по материалам указанного исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного Ольхонским районным судом <адрес> по делу по исковому заявлению прокурора <адрес> об обязании администрации <адрес> муниципального образования выделить денежные средства на строительство нового здания начальной школы и спортзала в <адрес>, заложив ассигнования на строительство в полном объеме в бюджет <адрес> на 2018-2020 годы.

Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ получено администрацией <адрес> муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает штамп регистрации входящей корреспонденции. Срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора не истек.

Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что заявитель (должник) в установленный срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения. Полагает, что данные доводы являются несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и норм действующего законодательства, а обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Администрация Ольхонского районного муниципального образования является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета района в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Формирование расходов бюджета района осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования. Все средства расходуются по целевому назначению. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

До вступления в законную силу решения Ольхонского районного суда администрацией Ольхонского районного муниципального образования уже велась работа по осуществлению мероприятий по строительству начальной школы и спортзала в <адрес>.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, при проведении строительства, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в обязательном порядке требуется проектная документация.

Исключение составляют объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). На осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта в данном случае не требуется проектная документация, однако застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку ПСД. (Градостроительный кодекс ст.48 п.3)

Так, еще до вступления решения суда в законную силу, администрацией Ольхонского районного муниципального образования предпринимались все меры для исполнения указанного решения суда.

В соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-мр был утвержден Рейтинг муниципальных образований <адрес>, на территории которых планируется выполнение проектных и изыскательных работ в отношении объектов общего пользования.

Администрацией ОРМО было включено в состав расходов местного бюджета бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия по выполнению проектных и изыскательных работ по строительству начальной школы на 2019 год не менее 5% от стоимости мероприятия, то есть 410 тыс. рублей в соответствии с муниципальной программой.

Администрация включена в вышеуказанный Рейтинг под порядковым номером 9.

Кроме того, администрация ОРМО включена в Рейтинг муниципальных образований <адрес>, на территории которых планируется строительство объектов общего образования в соответствии с распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мр.

Лишь только с наличием документа об утверждении проектной документации, наличием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, администрация ОРМО может обратиться в Министерство с целью софинансирования строительства начальной школы и спортзала в <адрес>.

Так же, утверждению проектной документации и заключению государственной экспертизы предшествует размещение муниципального заказа на выполнение работ для муниципальных нужд путем проведения аукциона по определению подрядчика в целях заключения муниципального контракта на выполнение проектных и изыскательных работ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, порядок, установленный действующим законодательством и не зависящий от воли администрации, не предусматривает возможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения 5-дневный срок.

При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура выделения денежных средств из бюджета района, необходимых для исполнения решения суда, требует периода времени, превышающего указанного в постановлении срока.

Неисполнение постановления о возбуждении исполнительного производства, обусловлено обстоятельствами, требующими длительного периода времени. Данное обстоятельство существовало на момент возбуждения исполнительного производства и, соответственно на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.

Администрация Ольхонского районного муниципального образования принимала и принимает в настоящее время все возможные меры для исполнения решения суда.

Таким образом, полагает, что в действиях администрации Ольхонского районного муниципального образования отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя О.В. Леликовой о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации <адрес> муниципального образования и освободить должника администрацию <адрес> муниципального образования от исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Ольхонского РМО Яппарова В.Р. требования поддержала в полном объеме и суду дала показания аналогичные изложенному в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, <адрес>м Управления ФССП России по <адрес> Леликова О.В. требования не признала, в возражениях и судебном заседании показала, что в ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и <адрес>м на исполнении находится исполнительное производство возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС 007688163 выданного ДД.ММ.ГГГГ Ольхонским районным судом по делу 2-211/2018 от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу 03.07.2018г. в отношении администрации <адрес> муниципального образования об обязании администрацию <адрес> муниципального образования выделить денежные средства на строительство нового здания начальной школы и спортзала в <адрес>, заложив ассигнования на строительство в полном объеме в бюджет <адрес> на 2018-2020 годы в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, по иску прокурора.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено сторонам исполнительного производства заказной почтой (ШПИ 66900138061316). В глобальной сети internet, на сайте ФГУП Почта России, в разделе отслеживание письма, установлено, что администрация <адрес> муниципального образования постановление о возбуждении исполнительного производства получила ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение требований судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда должником в пятидневный срок предоставлен ответ, что в программу укрепления и развития материально-технической базы общего образования ОРМО на 2014-2021 годы включены: капитальный ремонт здания начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ»; разработка проектно-сметной документации, проведения экспертизы, экологической экспертизы для капитального ремонта здания начальной школы МБОУ «Елацынская СОШ»; в сведениях о составе и значениях целевых показателей программы включены целевые показатели: ремонт системы отопления начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ»; проведение гос. экспертизы достоверности определения сметной стоимости ПСД капитального ремонта здания начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ»; проведение экологической экспертизы капитального ремонта здания начальной школы МБОУ «Еланцынской СОШ»; софинансирование на реализацию мероприятий по выполнению проектных и изыскательных работ по строительству начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ».

В ресурсном обеспечении реализации программы за счет средств районного бюджета, в сроке 2.16 включены денежные средства в размере 410000,00 руб. - софинансирование на реализацию мероприятий по выполнению проектных и изыскательных работ по строительству начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ»

Однако, предоставленные администрацией <адрес> муниципального образования сведения, не подтверждают полного исполнения исполнительного документа, т. к. в решении суда указано, что администрация <адрес> муниципального образования должна выделить денежные средства на строительство нового здания начальной школы и спортзала в <адрес>, заложив ассигнования на строительство в полном объече в бюджет <адрес> на 2018-2020 годы в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, а не проводить ремонты, экспертизы и оказывать софинансирование на реализацию мероприятий по выполнению проектных и изыскательных работ по строительству начальной школы МБОУ «Еланцынская СОШ».

В решении суда администрации <адрес> муниципального образования был предоставлен срок для исполнения решения суда, шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, также в постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления, считаю, что у должника было достаточно времени для исполнения решения суда в полном объеме.

Так, администрацией <адрес> муниципального образования не представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, заявлений об отложении исполнительных действий в ОСП по Эхиит-Булагатскому, Баяндаевскому и <адрес>м не поступало, должник не обращался в суд за отсрочкой исполнения решения суда. После истечения срока, для добровольного исполнения, судебным приставом - исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии со ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данное постановление направлено заказной почтой (ШПИ 66900140014218). В глобальной сети internet, на сайте ФГУП Почта России, в разделе отслеживание письма, установлено, что администрация <адрес> муниципального образования постановление о взыскании исполнительского сбора получила ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обосновано, т.к. со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный документ должником не исполнен. Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Административный ответчик Управление ФССП России по <адрес> в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено, причины неявки суду не сообшило.

Помощник прокурора <адрес> Егорашев А.О. суду пояснил, что требования административного истца незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку у административного истца было достаточно времени исполнить решение суда, которое вынесено ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и исполнительный лист предъявлен к исполнению ДД.ММ.ГГГГ. На момент взыскания исполнительского сбора прошло более года.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав доводы, содержащиеся в возражениях сторон, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Ольхонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-211/2018 удовлетворены требования прокурора <адрес> к администрации <адрес> муниципального образования об обязании выделить денежные средства на строительство нового здания начальной школы и спортзала в <адрес>, заложив ассигнования на строительство в полном объеме в бюджет <адрес> на 2018-2020 годы.

ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда выдан исполнительный лист серии ФС 007688163, который был направлен в ОСП Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, <адрес>м Управления ФССП России по <адрес> для исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства –ИП, которое было получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ должником также получено требование об исполнении решения суда в 5-дневный срок.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб., в связи с неисполнением решения суда в установленный срок.

Считая данное постановление не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы администрации <адрес> муниципального образования, последняя обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

На основании части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом.

В силу пункта 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (пункт 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу частей 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ, в силу требований Закона "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Судом по материалам дела и исполнительного производства -ИП установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на исполнение в ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, <адрес>м Управления ФССП России по <адрес> из прокуратуры <адрес> поступил исполнительный лист ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ Ольхонским районным судом <адрес> по делу .

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства - ИП на основании вышеназванного исполнительного листа имеет в качестве предмета исполнения обязание администрации <адрес> муниципального образования выделить денежные средства на строительство нового здания начальной школы и спортзала в <адрес>, заложив ассигнования на строительство в полном объеме в бюджет <адрес> на 2018-2020 годы.

Пунктом 2 указанного постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии названного постановления.

Как подтверждено входящим штампом регистрации, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ получено администрацией <адрес> муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, что заявителем не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (5-дневный срок со дня получения постановления истек ДД.ММ.ГГГГ, а на момент вынесения постановления 1 месяц 5 дней) администрация <адрес> муниципального образования возложенную на нее обязанность по исполнению в добровольном порядке требований исполнительного документа не исполнила, в этой связи основания для применения к нему финансовой санкции в виде исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя имелись.

Поскольку администрация <адрес> муниципального образования не представила судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности его исполнения, не заявляла каких-либо ходатайств об отсрочке исполнения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. (В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается - в размере пятидесяти тысяч рублей).

Исходя из имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.

Таким образом, обжалуемые действия судебного пристава-исполнителя обоснованно признаны соответствующими статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и не нарушающими права и законные интересы администрации Ольхонского районного муниципального образования, как стороны исполнительного производства.

Довод административного истца администрация Ольхонского районного муниципального образования о том, что является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета района в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Все средства расходуются по целевому назначению, и выделение бюджетных ассигнований может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, в связи с чем отсутствует возможность оплатить исполнительский сбор в размере 50000 руб., не может быть принят судом во внимание, поскольку срок для добровольного погашения задолженности, предусмотренный статьей 112 Закона об исполнительном производстве и предоставленный судебным приставом-исполнителем от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, что и явилось основанием для применения последним мер принудительного взыскания.

А также как выше указывалось уже, со ссылкой на п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о неисполнении заявителем требований судебного пристава-исполнителя, что повлекло принятие последним обоснованного постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем в удовлетворении требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации Ольхонского районного муниципального образования к судебному пристав-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевского, Ольхонского районам Управления ФССП России по Иркутской области Леликовой О.В., Управлению ФССП России по Иркутской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.

Решение суда стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Н. Холодова