ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/20 от 22.06.2020 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-297/2020

УИД 86RS0018-01-2020-000464-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Назарука Р. В.

при секретаре Лаздиной О. М.

с участием прокурора – помощника прокурора Кондинского района Сысоевой Е. А.,

а также представителя административного истца Губина А. Г. по доверенности № 52/19 от 31.07.2019, представителя административного ответчика Филяевой Е. М. по доверенности 09.04.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-297/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации городского поселения Мортка о признании недействующим с даты принятия постановления № 59 от 07.04.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка», взыскании расходов по уплате госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – акционерное общество «Югра-Экология» (далее АО «Югра-Экология») обратился в Кондинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Мортка (далее администрация г.п. Мортка) о признании недействующим с даты принятия постановления № 59 от 07.04.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка», взыскании расходов по уплате госпошлины.

Исковое заявление мотивировано тем, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. 07.05.2020 администрацией г.п. Мортка в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление №59 от 07.04.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка». Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по дошкольным образовательным учреждениям, образовательным учреждениям, культурно-развлекательным, спортивным учреждениям, многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам.

При принятии оспариваемого постановления административным ответчиком использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», а именно нормативы накопления твердых коммунальных отходов должны рассчитываться с учетом всех четырех сезонов в году.

Кроме того, в силу пункта 6 постановления Правительства РФ от 25.12.2019 №1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» при установлении и корректировке нормативов орган, уполномоченный на установление нормативов направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, оператору для получения рекомендаций в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров. Оспариваемое постановление принято с нарушением указанных требований.

Кроме того, принятие оспариваемого постановления повлекло для административного истца возникновение убытков в размере ... рублей.

Учитывая изложенное, истец просит суд признать недействующим с даты принятия постановления администрации г.п. Мортка № 59 от 07.04.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка»; взыскать с администрации г.п. Мортка расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.

Представителем ответчика представлены возражения на иск, доводы которых сводятся к необоснованности исковых требований.

В судебном заседании представитель административного истца Губин А. Г. исковое заявление поддержал, по изложенным в нём доводам. Дополнительно пояснил, что ответчиком не доказано проведение замеров надлежащим образом. Кроме того, ответчиком не проведены замеры образования твердых коммунальных отходов по иным территориям, входящим с состав пгт. Мортка и исключена огромная часть категорий объектов, которые фактически расположены, функционируют в пгт. Мотка и являются отходообразователями: административные здания, офисы и банки, продуктовые и промтоварные магазины, предприятия транспортной инфраструктуры, библиотеки, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, кладбище.

Представитель административного ответчика Филяева Е. М. полагала исковые требования необоснованными, по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска ввиду его необоснованности, изучив доводы иска и приложенные документы, материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В судебном заседании установлено, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (л.д. 15-27).

Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее Правила), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

На основании пункта 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Постановлением администрации г.п. Мортка № 134 от 14.05.2018 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка (л.д. 12-13).

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского поселения Мортка Кондинского района оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (далее Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка Кондинского района. Изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов внесены на основании постановления администрации г.п. Мортка от 14.05.2018 № 134 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации г.п. Мортка № 59 от 07.04.2020 утверждены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории г.п. Мортка; признаны утратившими силу постановления администрации г.п. Мортка от 14.05.2018 № 134 «Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории городского поселения Мортка», от 24.12.2018 № 391 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Мортка от 14.05.2018 № 134». При этом нормативы накопления отходов по дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям, культурно-развлекательным, спортивным учреждениям, многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением администрации г.п. Мортка № 134 от 14.05.2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Пунктами 11, 12 указанных Правил установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 9 Методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Судом установлено и из представленных ответчиком документов следует, что замеры образования твердых коммунальных отходов на территории пгт. Мортка осуществлялись по следующим объектам: МК ДОУ детский сад «Солнышко», МКОУ «Морткинская СОШ», МБУ «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», МБУ ДО ДЮСШ «Территория спорта», многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома (л.д. 98-137).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Вместе с тем, ответчиком не были проведены замеры образования твердых коммунальных отходов по иным территориям, входящим в состав пгт. Мортка.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования гп. Мортка, в состав поселения входят такие поселения как - с. Ямки, д. Юмас, д. Сотник.

Кроме того, ответчиком при проведении замеров образования твердых коммунальных отходов была исключена огромная часть категорий объектов, которые фактически расположены, функционируют в пгт. Мортка и являются отходообразователями: административные здания, офисы и банки, продуктовые и промтоварные магазины, предприятия транспортной инфраструктуры, библиотеки, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, кладбище.

Таким образом, нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены оспариваемым постановлением исходя из показателей, полученных на территории лишь пгт. Мортка, без учёта социально-экономических особенностей иных поселений, входящих в состав муниципального образования и без учёта фактического образования ТКО на всей территории пгт. Мортка.

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр проводились с нарушениями.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 24.14 Закона №89-ФЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор осуществляет следующие функции: разрабатывает и корректирует федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами; проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 №1815.

В силу пункта 6 вышеуказанного постановления, при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», оператору для получения рекомендаций в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что согласование изменений нормативов накопления твердых коммунальных отходов с ППК РЭО не осуществлялось.

Таким образом, постановление № 59 от 07.04.2020 администрацией г.п. Мортка, в части определения нормативов накопления отходов для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, культурно – развлекательных и спортивных учреждений, многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов принято без каких-либо оснований, в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его исполнение влечет убытки для АО «Югра-Экология».

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании установлено, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В связи с удовлетворением административных исковых требований с администрации г.п. Мортка, в соответствии с требованиями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должна быть взыскана в пользу истца госпошлина в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» к администрации городского поселения Мортка о признании недействующим с даты принятия постановления № 59 от 07.04.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка», взыскании расходов по уплате госпошлины удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации городского поселения Мортка Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 59 от 07 апреля 2020 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Мортка».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации городского поселения Мортка в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.

Опубликовать решение суда в районной газете «Кондинский Вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 26 июня 2020 года.

Председательствующий: Р. В. Назарук