Дело № 2а- 297/2021
УИД: 33RS0016-01-2021-000459-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой И.А.,
при секретаре Колотухиной Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району», руководителю ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» ФИО2 о признании незаконным решения по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району», с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконным решения по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Селивановский комплексный цент социального обслуживания населения с заявлением о признании его малоимущим. ДД.ММ.ГГГГ из Отдела социальной защиты по Селивановскому району ему поступил ответ на указанное обращение, с которым он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные права, в связи с чем просит признать незаконным решение ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в признании его малоимущим, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Определением Селивановского районного суда от 9 сентября 2021 г. руководитель ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» ФИО2 привлечена к участию в деле в качестве соответчика, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области - в качестве заинтересованного лица.
Административный истец ФИО1, участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, поддержал доводы административного искового заявления, дополнительно пояснил, что у него не имеется в собственности недвижимого имущества, отсутствуют счета в банках и иные доходы, он не имеет в наличии денежных средств, в связи с чем находится в затруднительном материальном положении. При таких обстоятельствах, полагает, что имеются все основания для признания его малоимущим с целью предоставления ему льгот по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административных дел в судах, в связи с чем решение ответчика по его обращению о признании его малоимущим, содержащееся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном ответе от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и подлежит отмене.
Административный ответчик ФИО2, в том числе как представитель ответчика ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, считая их незаконными и необоснованными. Сообщила суду, что ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» из ГБУ СО ВО «Селивановский комплексный центр социального обслуживания населения» поступило обращение ФИО1, в котором просил признать его малоимущим. В установленный законом срок обращение было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен мотивированный ответ с разъяснением порядка признания малоимущим. Указала, что поскольку в ходе подготовки к судебному заседанию ответчик сообщил, что ему не понятно содержание ответа, ДД.ММ.ГГГГ ею подготовлен и направлен в адрес ФИО1 дополнительный ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ Полагала, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания ФИО1 малоимущим, поскольку последний отбывает наказание в местах лишения свободы и находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем в настоящее время оснований для получения мер государственной социальной помощи как малоимущего, не имеется. В дополнительном ответе истцу разъяснено право на обращение с заявлением о признании его малоимущим после освобождения из мест лишения свободы.
Представитель заинтересованного лица- Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Следуя положениям ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Пунктами 1-3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Уставом ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Владимирской области от 03.03.2020 года №84, полномочия по рассмотрению обращений граждан возложены на директора учреждения.
Также Уставом ГКУ ОСЗН по Селивановскому району определено, что деятельность учреждения направлена на выполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки, социальных выплат жителям Селивановского района, условия предоставления которых определены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. 7, 8, 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и в виде натуральной помощи.
В силу ст. 1 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» под социальной поддержкой понимается комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для граждан, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в их самоопределении; под мерами социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной форме.
Согласно ст. 36 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» получателями мер социальной поддержки являются малоимущие семьи (малоимущие одиноко проживающие граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ч. 1).
Независящими причинами, учитывающимися при предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, являются:
1) многодетность;
2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством, а также в случае признания трудоспособных членов семьи безработными либо в случае, если они обучаются в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы (ч. 3).
Независящей причиной малоимущего одиноко проживающего гражданина является его нетрудоспособность (ч. 4 ст. 36).
Трудной жизненной ситуацией в соответствии с настоящей статьей признаются случаи получения материального ущерба от пожара или стихийного бедствия, необходимости неотложной оплаты медицинских услуг (ч. 5 ст. 36).
Согласно ст. 37 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в соответствии с настоящей главой меры социальной поддержки предоставляются в форме денежных выплат и (или) натуральной помощи. Размер денежной выплаты определяется ежегодно указом Губернатора Владимирской области ( ст. 37 Закона)
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Владимирской области государственной услуги по осуществлению денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (утвержденного постановлением Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области от 07.12.2015 № 07) (далее - Административный регламент), малоимущим гражданам денежная выплата предоставляется на основании заявления в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, предоставляемого в ГКУ СЗН по месту жительства, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, отсутствует.
Согласно п. 2.6.2 Административного регламента граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (понесшие в результате пожара или стихийных бедствий материальный ущерб, а также граждане, нуждающиеся в необходимости неотложной оплаты медицинских услуг), в ГКУ СЗН или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства предъявляют следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту; б) документы, подтверждающие необходимость неотложной оплаты медицинских услуг. При этом заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, подтверждающие материальный ущерб в результате пожара или стихийных бедствий, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
В силу п. 2.6.3 Административного регламента обработка персональных данных заявителя осуществляется с его письменного согласия (по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту).
Согласно п. 2.6.4 Административного регламента заявление о назначении денежной выплаты и необходимые документы могут быть направлены по почте, а также в электронном виде, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством.
Из системного толкования вышеприведённых нормативных актов следует, что ФИО1 не относится к числу малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, либо к числу граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время истец отбывает наказание в местах лишения свободы, находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем в дополнительных мерах социальной поддержки, оказываемой за счет бюджетных средств, не нуждается.
В этой связи у ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» не было законных оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о признании его малоимущим.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, суд принимает решение об удовлетворении (полностью или в части) заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Материалами дела подтверждается, что обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о признании его малоимущим поступило в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 18-19), было рассмотрено уполномоченным должностным лицом - директором ГКУ ВО «ОСЗН по Селивановскому району» ФИО2 (л.д. 17, 29-30), в установленный законом 30-ти дневный срок, заявителю подготовлен и ДД.ММ.ГГГГ направлен мотивированный ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 17, 40-42), ДД.ММ.ГГГГ направлен дополнительный ответ (л.д. 43-44).
Принимая во внимание, что права, свободы и законные интересы административного истца при рассмотрении его обращения нарушены не были, суд приходит к выводу, что административные требования ФИО1 о признании незаконным решения руководителя ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» ФИО2 по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес>», руководителю ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Селивановскому району» ФИО2 о признании незаконным решения по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Воронова И.А.