Дело № 2а-297/2021 15 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Ю.А.,
с участием представителей административного истца Сидорова А.В., Телятьева И.Ю.,
с участием представителя административных ответчиков администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Макаровского О.А.,
ответчика главного специалиста отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Вишняковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кириченко О. И. к Администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», должностному лицу – главному специалисту отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным и отмене акта проверки органа муниципального контроля физического лица и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <Дата><№>.
установил:
Кириченко О. И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», должностному лицу – главному специалисту отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным и отмене акта проверки органа муниципального контроля физического лица и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <Дата><№>.
В обоснование требований указано, что <Дата> представителем административного ответчика в отношении него составлен акт проверки <№>, на основании которого выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером <№>. В предписании предложено устранить нарушения в указанный в предписании срок. Полагает, что предписание является незаконным, поскольку решение о включении данного земельного участка в границы населённых пунктов муниципального образования «Заостровское» принято Правительством Архангельской области в 2015 году. По спорному земельному участку имеется решение Архангельского областного суда, вступившее в законную силу <Дата>, которым генеральный план муниципального образования «Заостровское» признан недействительным.
В судебное заседание административный истец, представители Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, администрации муниципального образования «Заостровское» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Представители административного истца Сидоров А. В., Телятьев И. Ю. в судебном заседании требования поддержали, просили административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Макаровский О.А. и главный специалист отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Вишнякова Л.Г. в судебном заседании возражали относительно заявленных требований, поскольку предписание выдано уполномоченным лицом, в пределах имеющихся полномочий, вид использования земельного участка не изменен.
Заслушав объяснения явившихся представителей и должностного лица, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 29:16:202901:468, площадью 1366 кв. м, который расположен по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Заостровское».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешённого использования – для сельскохозяйственного использования и для сельскохозяйственного производства.
Из материалов дела следует, что <Дата> главным специалистом отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Вишняковой Л.Г. проведена проверка целевого использования собственником земельного участка. Установлено, что часть земельного участка ориентировочной площадью 67,2 используется в целях, не связанных с разрешенным использованием – на участке построен дачный домик. Проверка проведена в соответствии с приказом заместителя главы местной администрации по градостроительной деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район».
В связи с изложенным выше, <Дата> должностным лицом выдано Кириченко О.И. предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства в срок до <Дата>.
Далее, <Дата> должностным лицом Управления Росреестра по АО и НАО вынесено постановление о назначении административного наказания в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка истцом не по назначению в соответствии с его принадлежностью по ст. 8.8 ч.1 КоАП РФЙ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), регулирует земельное законодательство (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населённых пунктов, 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, 4) земли особо охраняемых территорий и объектов, 5) земли лесного фонда, 6) земли водного фонда, 7) земли запаса.
Как указано в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (пункт 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем вторым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.Реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 статьи 36 ГрК РФ).
В случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 статьи 36 ГрК РФ). Аналогичная норма приведена в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.
Судом установлено, что административный истец, являясь правообладателем земельного участка, при наличии документов о характеристиках земельного участка (категория земель, вид разрешённого использования), пренебрёг своими обязанностями по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением, осуществил строительство на принадлежащем ему земельном участке деревянного дома.
Данное обстоятельство установлено судом на основании пояснений представителей административного истца, которые даны ими в судебных заседаниях, акта проверки Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, акта проверки контролирующего органа и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населённых пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утверждённого в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утверждённого проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно письму министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 12 января 2021 года истцом направлено предложение в администрацию «Приморский муниципальный район» о внесении изменений в генеральный план муниципального образования в части перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов. Данное предложение перенаправлено в Министерство, которое включило заявление в перечень вопросов, планируемых к рассмотрению на очередном заседании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области, которое состоится в январе 2021 года. Ранее истец не обращалась с заявлением в установленном порядке о переводе земельного участка в земли населенных пунктов.
Постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 20 мая 2020 года № 47-п утверждены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района Архангельской области, утверждённые решением собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 22 июня 2017 года № 367.
Новая редакция правил землепользования и застройки муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района Архангельской области, вступившая в силу <Дата>, размещена в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, на официальном сайте Правительства Архангельской области и на официальном сайте Приморского муниципального района Архангельской области в сети «Интернет».
Согласно опубликованным правилам землепользования и застройки муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района земельный участок истца находится в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, поскольку до настоящего времени категория земельного участка административного истца в установленном действующим законодательством порядке не изменена, у административного истца не было оснований использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства и осуществить строительство объектов на земельном участке.
Статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведённое или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведённой или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьёй 222 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
По своему целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 N592-пп (ред. от 20.05.2019) утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории Архангельской области, из которого следует, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Органы местного самоуправления городских округов Архангельской области осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах соответствующих городских округов Архангельской области объектов земельных отношений. Предметом осуществления муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории Архангельской области, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области предусмотрена административная и иная ответственность. В случае выявления нарушений земельного законодательства уполномоченные должностные лица, в том числе, выдают одновременно с актом проверки предписание органу государственной власти, органу местного самоуправления, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны земли как важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого предписания нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение заявленных административных исковых требований, по настоящему делу не установлено.
Наличие решения Архангельского областного суда от <Дата>, вступившее в законную силу <Дата>, которым признан недействующим генеральный план муниципального образования «Заостровское», утверждённый решением собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» от <Дата><№>, не влияет на законность действий должностного лица, поскольку судебным постановлением разрешён вопрос о признании недействующим упомянутого генерального плана в части установления границ нескольких населённых пунктов. При этом, отмена генерального плана муниципального образования «Заостровское» не является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости новых сведений о характеристиках земельного участка административного истца в части категории земель и разрешённого использования.
В силу действующих нормативных правовых актов основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о категории земель, к которой отнесён земельный участок, и об его разрешённом использовании является акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Кириченко О. И. к Администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», должностному лицу – главному специалисту отдела земельных отношений Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным и отмене акта проверки органа муниципального контроля физического лица и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <Дата><№> отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ж.С. Кочина