ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/2022 от 07.09.2022 Первомайского районного суда (Томская область)

Адм. дело №2а-297/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Первомайское 7 сентября 2022 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Литвинович С.Н.,

при секретаре Малаховой О.С.,

помощник судьи – Черемных А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пешковой Анжелики Сергеевны к Администрации муниципального образования «Первомайский район» о признании незаконным принятого решения, возложении обязанности устранить данное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Пешкова А.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района /адрес/ с требованием о признании незаконным решения Администрации муниципального образования /адрес/, выразившееся в отказе в удовлетворении её заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан предусмотренных государственной программой РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696. В обоснование своих требований указали, что, 08.06.2022 истец направила в Администрацию заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Улучшение жилищных условий планировалось путем строительства жилого дома. Администрацией муниципального района /адрес/ отказано в удовлетворении её заявления со ссылкой на то обстоятельство, что место работы заявителя - СКПК «Колос» не относится к агропромышленному комплексу, так как Уставом организации не предусмотрена деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции. Истец полагает данное решение незаконным, поскольку, сельскохозяйственный кредитный потребительских кооператив «Колос» имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с пп.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», и соответственно относится к агропромышленному комплексу для целей «Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях» (Приложение к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Указанным решением /адрес/ нарушены её права и законные интересы.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика /адрес/ не явился, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайство представителя административного ответчика – Люфкеич С.Е. об отложении дела ввиду временной нетрудоспособности представителя, судом отклонено как необоснованное.

С учетом изложенного, на основании ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.ч. 1 - 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив оспариваемое решение по правилам ст. 84 КАС РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, /дата/ административным истцом было подано заявление в администрацию муниципального образования /адрес/ о включении её и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата//номер/. Улучшение жилищных условий планировалось путем строительства жилого дома.

Согласно ответа главы /адрес/ от 27.07.2022/номер/, решением Рабочей группы было принято решение об отказе по включению административного истца в список претендентов для участия в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в группе: граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплексах на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве (п.п. «а» п.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, изъявившим желание постоянно проживать на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата//номер/). Со ссылкой на п.4 порядка предоставления социальных выплат «Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим а сельских территориях», административному истцу было отказано в удовлетворении заявления. Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужил вывод ответчика из представленных документов о том, что место работы административного истца – сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Колос», относится к сельхозтоваропроизводителю, но не относится к агропромышленному комплексу, так как уставной деятельностью кооператива не предусмотрена переработка сельскохозяйственной продукции.

С принятым административным ответчиком решением согласиться нельзя ввиду следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" была утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий". Приложением N 4 к Программе являются Правила, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, а также Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.

Согласно п.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, право на получение социальной выплаты имеет: а) гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:

- осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий среднее профессиональное или высшее образование по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки "Ветеринария и зоотехния" или (если гражданин не старше 35 лет включительно) осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору в органах государственной власти, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, а также подведомственных им организациях (далее - организации лесного хозяйства). Трудовая или предпринимательская деятельность должна осуществляться гражданином непрерывно в организациях одной из сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения (далее соответственно - участники мероприятий, сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья, образовавшаяся разница подлежит компенсации за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом /адрес/ или исполнительным органом /адрес/, уполномоченным высшим исполнительным органом /адрес/ (далее - орган местного самоуправления), по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч.4 названного Положения под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О развитии сельского хозяйства", сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Согласно части 2 указанной статьи сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"); 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Таким образом, по смыслу п.2 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О развитии сельского хозяйства", сельскохозяйственные потребительские кооперативы (в том числе кредитные) признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Оценивая представленные в деле доказательства, суд пришел к выводу, что сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Колос», в соответствии с п.2 ч.2 ст.3 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является сельскохозяйственным производителем.

Указанное обстоятельство подтверждается Уставом Первомайского СКПК «Колос», основной целью которого является взаимное кредитование членов Кооператива и сбережение денежных средств членов и ассоциированных членов кооператива, а также сведениями из ЕГРЮЛ, согласно которым основной вид деятельности организации является – деятельность по предоставлению потребительского кредита (код 64.92.1).

Согласно трудовому договору от /дата/, заключенному между СКПК «Колос», в лице председателя Правления и административным истцом Пешковой А.С. (работник) заключен договор о выполнении работником трудовых обязанностей в должности главный бухгалтер. Факт трудовых отношений истца с СКПК «Колос» подтверждается также записью в трудовой книжке.

Таким образом, административный истец осуществляет трудовую деятельность в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе, который в соответствии с Федеральным законом относится к сельскохозяйственным производителям.

Выводы административного ответчика о том, что место работы заявителя – сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Колос», относится к сельхозтоваропроизводителю, но не относится к агропромышленному комплексу, основаны на неверном толковании норм права, так как под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Поскольку, при обращении /дата/ в Администрацию МО «/адрес/» с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» административный истец предоставила необходимый пакет документов, которые соответствовали предъявляемым требованиям в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат, а принятое административным ответчиком в отсутствие законных оснований решение об отказе в его удовлетворении, нарушает права и законные интересы административного истца на улучшение своих жилищных условий. Материалами дела установлено, что истец постоянно проживает и зарегистрирована на территории МО «Первомайское сельское поселение», при этом осуществляет деятельность по трудовому договору в сфере агропромышленного комплекса.

Таким образом, принятое /адрес/ решение об отказе в удовлетворении заявления административного истца о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан предусмотренных государственной программой, признаётся судом незаконным с возложением на административного ответчика обязанности по восстановлению нарушенного права истца и включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан на территории /адрес/, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации муниципального образования «/адрес/», выразившееся в отказе в удовлетворении заявления административного истца Пешковой Анжелики Сергеевны /дата/ года рождения (паспорт 6910 /номер/), о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан предусмотренных государственной программой РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «/адрес/» включить административного истца Пешкову Анжелику Сергеевну и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан на территории /адрес/, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено /дата/.

Судья: /подпись/ С.Н. Литвинович

На момент размещения не вступило в силу