ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-297/2022 от 21.07.2022 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2022 года р.п.Куйтун

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-297/2022 по административному иску ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5, отделу опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району о признании незаконным заключения о невозможности быть усыновителем или опекуном (попечителем),

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5, отделу опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району о признании незаконным заключения о невозможности быть усыновленным или опекуном (попечителем). В обоснование заявленных требований указала, что приходится родной бабушкой несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать ФИО3 - ФИО4 на основании заочного решения Саянского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, отца нет. Она оформила предварительную опеку над несовершеннолетним ФИО3, которая продлена до ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключению органа опеки и попечительства, ей отказано в возможности быть опекуном (попечителем) в связи с имеющейся судимостью. Полагает, что таким решением органы опеки и попечительства могут разрушить её семью. Преступление было совершено ею почти 10 лет назад. Уголовной ответственности как таковой не было, так как срок был условным. До этого времени и после более ничего предосудительного она не совершала. Просит признать заключение № 4 от 25 апреля 2022 г. органа опеки и попечительства, выданное Межрайонным управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства - Отделом опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) незаконным; Обязать Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства - Отдел опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 путём вынесения нового заключения на предмет возможности ФИО1 быть усыновителем или опекуном (попечителем).

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала, повторив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 по доверенности ФИО2 административные исковые требования не признала, полагала заключение законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.1 ст.272 КАС РФ суд признает не обязательным участие в судебном заседании представителя данного административного ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 от ДД.ММ.ГГГГ-рк «О продлении предварительной опеки над несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» ФИО1 назначена временным опекуном над несовершеннолетним ФИО3 в связи с тем, что мать несовершеннолетнего ФИО4 решением Саянского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

ФИО1 приходится родной бабушкой несовершеннолетнему ФИО3

Заместителем начальника управления – начальником отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району ФИО2ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заключение о невозможности ФИО1 быть усыновителем или опекуном (попечителем), основанием для вынесения которого послужил факт осуждения ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Саянским городским судом Иркутской области по ч. 1 ст. 111 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ Саянским городским судом Иркутской области по ч. 1 ст. 114 УК РФ.

Согласно приговору Саянского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осуждена по ч. 1 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Согласно приговору Саянского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 осуждена по ч. 1 ст. 114 УК РФ к наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев.

Согласно ст. 15 УК РФ совершенные ФИО1 преступления отнесены к категории тяжких преступлений и небольшой тяжести.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, подчеркивает, что главным соображением при рассмотрении всех вопросов, связанных с передачей ребенка для заботы о нем не его собственными родителями, должны быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

В соответствии с этим Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (пункт 1 статьи 19).

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 146 СК РФ не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 31.01.2014 N 1-П, абзац 10 пункта 1 статьи 127 СК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой предусмотренный им запрет на усыновление детей распространяется на лиц, имевших судимость за указанные в данном законоположении преступления (за исключением относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести), либо лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с преступлениями, не относящимися к категориям тяжких и особо тяжких, а также преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности, было прекращено по нереабилитирующим основаниям, - постольку, поскольку в силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об установлении усыновления, в том числе в случаях, когда потенциальный усыновитель (при наличии фактически сложившихся между ним и ребенком отношений и с учетом характера совершенного им или вменявшегося ему деяния) способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье, не правомочен принимать во внимание обстоятельства совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, а также существенные для дела обстоятельства.

В Определении от 13 мая 2014 года N 997-О Конституционный Суд Российской Федерации признал, что приведенная правовая позиция, сформулированная применительно к возможности ограничения права на усыновление детей лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение преступлений, указанных в абзаце десятом пункта 1 статьи 127 СК РФ, применима и к регулированию, содержащемуся в абзаце третьем пункта 1 статьи 146 СК РФ.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд исходит из безусловного характера запрета лицам, имевшим судимость за тяжкие преступления против жизни и здоровья населения, являться опекунами.

Поскольку ФИО1 ранее осуждена за совершение двух преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, одно из которых отнесено к тяжким преступлениям против жизни и здоровья, то погашение судимости в порядке, установленном законом, положительная характеристика, наличие в собственности жилого помещения, сложившиеся отношения с ребенком не имеют правового значения при разрешении вопроса о назначении заявителя опекуном, значение имеет сам факт осуждения за подобное преступление.

По указанным основаниям суд считает оспариваемое заключение законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5, отделу опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району о признании незаконным заключения отдела опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району о невозможности ФИО1 быть усыновителем или опекуном (попечителем) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья В.П. Степаненко