Дело № 2а-2984/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,
при секретаре Микрюковой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-ненецкого автономного округа, департаменту городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой, администрации поселка Уренгой, администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным приказа в части исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Сотрудничество»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, указав, что приблизительно в 2002 — 2005 годах, ФИО1, проживая на территории пос. Уренгой Пуровского района обратилась с заявлением о включении ее и супруга - ФИО2 (умер - 10.10.2008 года) в список граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», в порядке установленном «Положением о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. № 150 «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области» - утвержденной Постановлением Губернатора ЯНАО № 248 от 24.06.2005 года (в настоящее время не действует). В виду длительного не предоставления субсидии и утраты заинтересованности, Утас, приблизительно в 2007 году, было допущено нарушение порядка предоставления социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а именно допущено бездействие по ежегодному предоставлению документов предусмотренных положением для целей участия в указанной программе, в связи с чем, семья Утас была исключена из списка участников названной программы. Возможность восстановления в списках очередников лиц допустивших нарушение порядка установленного «Положением» - не предусмотрено. Письмом администрации МО п. Уренгой № 3178 от 22.10.2015 г., ФИО1 сообщено, что для участия в реализации программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области», утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО № 437-П от 27.06.2011 года, необходимо обратиться с отдел жилищной политики администрации п. Уренгой. В указанный период времени (декабрь 2015 года) ФИО1 обратилась в отдел жилищной политики администрации п. Уренгой с соответствующим перечнем документов и вновь стала участником программы «Сотрудничество», утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО № 437-П от 27.06.2011 года. 3 марта 2017 года ФИО1 обратилась к начальнику департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой с просьбой о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой, в связи с постоянным проживанием на территории города Новый Уренгой. Письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой от 20.04.2016 г., было сообщено, что документы для разрешения вопроса о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой направлены в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. Письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой от 10.02.2017 года, сообщено о включении истца в сводный список граждан в рамках программы «Сотрудничество», с необходимостью предоставления (обновления) документов, которые были предоставлены истцом уже 18 апреля 2017 года. 8 февраля 2018 года, истец, действуя через представителя по доверенности ФИО3, вновь подала заявление на участие в программе «Сотрудничество», о включении в список лиц, претендующих на получение социальной выплаты на 2019 год. Письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой № 843-з от 20.06.2018 г., направленного в адрес истца 02.08.2018 года и врученного истцу 04.08.2018 г., истцу было сообщено, что по результатам рассмотрения заявления о включении в список лиц претендующих на получение социальной выплаты на 2019 год, ранее департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО принято решение (приказ от 14.02.2017 г., № 87-од/ж) об исключении ФИО1 из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы сотрудничество по основаниям предусмотренным п.п. «л» п. 2.10 Положения. Согласно п.п. «л» п. 2.10 Положения - граждане подлежат исключению из окружного списка в случаях: совершения гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа (с момента включения в окружной список), которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, если в результате указанных действий у гражданина возникло право на получение социальной выплаты. 19.09.2014 года, ФИО1, не являясь участником программы «Сотрудничество», осуществила отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого дома расположенного по адресу: <адрес>-А. Участником программы «Сотрудничество» в рамках Положения утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО № 437-П от 27.06.2011 года, истец являлась, начиная с декабря 2015 года, то есть до вступления в программу, и до момента включения Утас в окружной список, в связи с чем, исключение истца из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, является незаконным поскольку никаких действий по совершению гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа (с момента включения в окружной список), которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению административным истцом не допускалось. Просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и признать незаконным приказ департамента строительства и жилищной политики ЯНАО № 87-од/ж от 14 февраля 2017 года, в части исключения ФИО1 из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».
Определением Новоуренгойского городского суда от 29 октября 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой, администрация поселка Уренгой.
Определением Новоуренгойского городского суда от 21 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Новый Уренгой.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, направил в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного истца – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что истец длительный период состояла в программе «Сотрудничество». Из материалов дела следует, что ФИО1, 17.10.2000 года, обратилась с заявлением к главе администрации Пуровского района — о предоставлении субсидии для приобретения жилья в связи с выездом за пределы РКС. 18.12.2002 года состоялось заседание жилищной комиссии, на которой было решено включить ФИО1 в очередь на получение субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из РКС. 13.02.2014 г., департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 35-ОД исключил ФИО1, из окружного списка граждан имеющих право на получение социальной выплаты, в связи с чем 04.04.14 г., администрация Пуровского района направила истцу соответствующее уведомление за № 1195. 22.10.2015 г., администрация Пуровского района направила истцу уведомление за № 3178, согласно которого истцу было сообщено, что для восстановления в списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты необходимо обратиться в администрацию с заявлением. 01.12.2015 г., ФИО1, обратилась с соответствующим заявлением о восстановлении в списках. 23.12.2015 г., департамент строительной и жилищной политики ЯНАО приказом № 723-0ДЖ, восстановил ФИО1, в списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». 17.03.2016 года ФИО1 обратилась к начальнику департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой с просьбой о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой, в связи с постоянным проживанием на территории города Новый Уренгой. Письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой № 551 з от 20.04.2016 г., было сообщено, что документы для разрешения вопроса о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой направлены в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО. 10.02.2017 г., департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 33-ОДЖ, утвердил ФИО1, в списке № 2 (пенсионеры) граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по состоянию на 01.01.2017 г., о чем истцу сообщено письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой № 147з от 10.02.2017 года, а так же о необходимости предоставления (обновления) документов для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии в 10-дневный срок, которые были предоставлены истцом уже 17.02.2017 года. 14.04.2017 г. департамент приказом № 87-ОДЖ исключил ФИО1, из окружного списка граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по основаниям предусмотренным п.п. «Л» п. 2.10 Положения. Сведения о том, что ФИО1, была извещена о вынесении данного приказа вплоть до 04.08.18 г., в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, сроки на обжалование оспариваемого решения подлежат восстановлению.
Представитель административного ответчика департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовал, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях указал, что иск является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года № 437-П утверждено «Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области». Пунктом 1.2. Положения предусмотрено, что право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций. Истец, подавая заявление об участии в программе, заверил, что жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации не имеет. На основании приказа департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2014 года № 35-ОД об исключении из списков программы «Сотрудничество» истец был исключен из списка в связи с тем, что в период заявочной кампании с 1 января по 1 июля 2013 года, пропустила перерегистрацию и не предоставила заявление о предоставлении социальной выплаты. С учетом сложившейся массовой судебной практики лица, снятые с учета по указанному выше основанию (подп. «ж» п. 2.10. Положения), восстанавливались Департаментом на таком учете по дате первоначального обращения во внесудебном порядке по их заявлениям. Приказом Департамента № 723-ОД/Ж от 23.12.2015 истец согласно её заявлению от 01.12.2015 была восстановлена в списке граждан, претендующих на получение социальных выплат по дате первоначально поданного заявления в 1994 году. Приказом Департамента № 33-ОД/Ж от 10.02.2017 истец была включена в окружной список № 2 пенсионеров по старости граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» под [суммы изъяты] по дате подачи заявления в 1994 году. Вместе с тем, истцу в период нахождения на учет принадлежали жилые помещения: квартира, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, <адрес>-а, с 26.07.2010 по 03.10.2014 г. Согласно п. 2.9. Положения департамент исключает граждан из окружного списка по основаниям, перечень которых установлен пунктом 2.10 настоящего Положения. Решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа департамента. Приказом Департамента № 87-ОД/Ж от 14.04.2017 истец была исключена из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по основанию, предусмотренному пп. «л» п. 2.10 Положения. Кроме того, департамент считает, что ФИО1 пропущен срок для подачи административного искового заявления.
Представитель департамента городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовала, направила в суд письменные возражения, в которых в иске ФИО1 просила отказать. Указала, что ФИО1 в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состояла и не состоит. Следовательно, истец утратила основания, дающие ей право состоять в окружном списке граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Представители административных ответчиков администрации пос. Уренгой, администрации г. Новый Уренгой в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года № 437-П утверждено «Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области» (далее - Положение).
Программа «Сотрудничество» является самостоятельной региональной программой, регулируемой законодательством и финансируемой бюджетами субъектов Российской Федерации, а ее реализация не относится к ведению Российской Федерации либо совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Положения предусмотрено, что право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций.
Требование об отсутствии жилья, указанное в пункте 1.2 настоящего Положения, распространяется также на членов семьи гражданина-получателя социальной выплаты (пункт 1.2.2-1. Положения).
Из материалов дела следует, что ФИО1, 17.10.2000 года обратилась с заявлением к главе администрации Пуровского района о предоставлении субсидии для приобретения жилья в связи с выездом за пределы районов Крайнего Севера.
18.12.2002 года состоялось заседание жилищной комиссии, на которой было решено включить ФИО1 в очередь на получение субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера.
13.02.2014 г. департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 35-ОД исключил ФИО1, из окружного списка граждан имеющих право на получение социальной выплаты, в связи с тем, что чем 04.04.14 г., администрация Пуровского района направила истцу соответствующее уведомление за № 1195.
22.10.2015 г. администрация Пуровского района направила истцу уведомление за № 3178, из которого следует, что истцу для восстановления в списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты необходимо обратиться в администрацию с заявлением.
01.12.2015 г. ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением о восстановлении в списках.
23.12.2015 г. департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 723-0ДЖ, восстановил ФИО1, в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».
17.03.2016 года ФИО1 обратилась в департамент городского хозяйства администрации города Новый Уренгой с просьбой о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой, в связи с постоянным проживанием на территории города Новый Уренгой.
Письмом Департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой № 551 з от 20.04.2016 г., ФИО1 было сообщено, что документы для разрешения вопроса о переносе в список очередников по городу Новый Уренгой направлены в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
10.02.2017 г. департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 33-ОДЖ утвердил ФИО1 в списке № 2 (пенсионеры) граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по состоянию на 01.01.2017 г., о чем истцу сообщено письмом департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой № 147з от 10.02.2017 года, а так же о необходимости предоставления (обновления) документов для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии в 10-дневный срок, которые были предоставлены административным истцом уже 17.02.2017 года.
14.04.2017 г. департамент строительства и жилищной политики ЯНАО приказом № 87-ОДЖ исключил ФИО1, из окружного списка граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по основаниям предусмотренным п.п. «Л» п. 2.10 Положения.
ФИО1 считает данный приказ незаконным в части ее исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». Сведения о том, что ФИО1, была извещена о вынесении данного приказа вплоть до 04.08.18 г., в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, считает, что сроки на обжалование оспариваемого решения подлежат восстановлению.
Возражая против завяленных требований, представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО указал, что ФИО1, подавая заявление об участии в программе, заверила, что жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации не имеет.
Представитель ФИО1 считает, что тот факт, что Утас на праве собственности принадлежали жилые помещения в тот период, когда она была исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку возможность восстановления в списках очередников лиц, допустивших нарушение порядка установленного «Положением» не предусмотрено.
Однако с выводом представителя административного истца суд не может согласиться в силу следующего.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.07.2012 года № 560-П в Положение внесены изменения, которыми, в том числе, предусматривается обязанность граждан, состоящих в окружном списке, ежегодно, с 1 января по 1 июля представлять в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению (и. 2.12 Положения).
Непредставление данного заявления является основанием для исключения граждан из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (подп. «ж» п. 2.10 Положения).
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013 года.
На основании приказа департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2014 года № 35-ОД об исключении из списков программы «Сотрудничество» истец была исключена из списка в связи с тем, что в период заявочной кампании с 1 января по 1 июля 2013 года, пропустила перерегистрацию и не предоставила заявление о предоставлении социальной выплаты.
Как пояснил в своих возражениях представитель департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с тем, что граждане, которые были сняты с учета по указанному выше основанию стали массово обращаться в суд с исками о восстановлении в очереди с даты подачи заявления и указанные иски судами удовлетворялись, департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа было принято решение всех граждан, снятых по этому основанию, восстановить в очереди по дате первоначального обращения во внесудебном порядке по их заявлениям.
Приказом Департамента № 723-ОД/Ж от 23.12.2015 ФИО1 согласно её заявлению от 01.12.2015 была восстановлена в списке граждан, претендующих на получение социальных выплат по дате первоначально поданного заявления в 1994 году.
С 20.12.2016 подп. «ж» п. 2.10 Положения признан утратившим силу Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2016 г. N 1167-П «О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области».
В соответствии с п. 2.8 Положения, на основании списков граждан по муниципальным образованиям департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (окружной список) и до 15 февраля года, следующего за текущим, утверждает его своим приказом.
Приказом Департамента № 33-ОД/Ж от 10.02.2017 истец была включена в окружной список № 2 пенсионеров по старости граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» под № 50 по дате подачи заявления в 1994 году.
Вместе с тем, истцу в период нахождения на учете принадлежали жилые помещения: квартира, расположенная в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, расположенный в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, расположенный в <адрес>-а, с
26.07.2010 г. по 03.10.2014 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 09.02.2018 года, и сторонами не оспаривалось.
Согласно п. 2.9 Положения департамент исключает граждан из окружного списка по основаниям, перечень которых установлен пунктом 2.10 настоящего Положения. Решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа департамента.
Приказом Департамента № 87-ОД/Ж от 14.04.2017 истец была исключена из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по основанию, предусмотренному пп. «л» п. 2.10 Положения.
Согласно подпункту «л» пункта 2.10, в действующей с 19.12.2016 редакции, указанной нормой устанавливает обязанность Департамента по исключению гражданина из окружного списка в случае совершения гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа (с момента включения в окружной список), которые привели к их отчуждению.
К действиям и гражданско-правовым сделкам, которые привели к отчуждению жилых помещений, в рамках настоящего Положения относятся: отчуждение имеющихся в собственности (доли в праве собственности) гражданина и (или) членов его семьи жилых помещений или частей жилых помещений; умышленное уничтожение жилого помещения.
Региональным законодательством установлено право граждан, выезжающих из автономного округа, на получение за счёт средств бюджета Тюменской области социальных выплат, обусловленное наряду с иными обстоятельствами - отсутствием жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами автономного округа у гражданина и членов его семьи.
При этом Положение не устанавливает в качестве условий возникновения права на получение социальной выплаты с наличием у граждан, выезжающих из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемой без учета занимаемых в автономном округе жилых помещений.
Факт приобретения жилья означает констатацию исчезновения такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации и является основанием для снятия этих граждан с учёта имеющих право на получение жилищной субсидии.
Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат.
При этом по смыслу п. 2.10. Положения снятие гражданина с учета в установленных указанным пунктом случаях является не правом, а обязанностью уполномоченного органа.
Таким образом, исходя из положений п.п. 1.2, 1.2.2-1, 2.10 Положения обстоятельство отсутствия у участника программы и (или) членов его семьи жилых помещений за пределами автономного округа должно сохраняться с момента принятия гражданина на учет и до момента получения им социальной выплаты, приобретение жилых помещений за пределами автономного округа влечет прекращение права на получение социальной выплаты и снятие с учета.
Основания для отказа во включении в список граждан по муниципальному образованию при первоначальном обращении в целях участия в программе установлены п. 2.4. Положения.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июля 2013 г. № 530-П пункт 2.4 раздела II настоящего Положения дополнен подпунктом «г» следующего содержания в ред. действовавшей до 19.12.2016: совершение гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа (за последние пять лет перед подачей заявления, указанного в подпункте настоящего Положения), которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, если в результате указанных действий у гражданина возникло право на получение социальной выплаты.
Действующая редакция указанного выше подп. «г» п. 2.4. Положения указывает, что основаниями для отказа во включении в список граждан по муниципальному образованию являются совершение гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа (за последние пять лет перед подачей заявления, указанного в подпункте настоящего Положения).
19.09.2014 г. ФИО1 на основании договора дарения безвозмездно передала в дар ФИО3 земельный участок, площадью 354 кв.м., кадастровый [суммы изъяты], жилой дом, площадью 144,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-а (л.д. 20-22).
Исходя из последней сделки истца по отчуждению жилого помещения, право на которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ, истец не мог быть правомерно повторно принят на учет в декабре 2015 года.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания приказа департамента строительства и жилищной политики ЯНАО [суммы изъяты]-од/ж от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку указанное решение было принято в соответствии принято в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
В связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО заявлено о пропуске ФИО1 срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Согласно положениям ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 о принятом решении департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО об исключении из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» узнала 14 августа 2018 года, о чем свидетельствует штемпель на конверте, в котором ФИО1 департаментом городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой было направлено уведомление о снятии с учета от 20 июня 2018 года № 843-з (л.д. 17-18).
С административным иском в суд ФИО1 обратилась 22 октября 2018 года (л.д. 5).
В связи с изложенным, суд считает, что установленный законом трехмесячный срок, установленный ст. 219 КАС РФ по настоящему делу не пропущен, административный истец обратилась в суд в пределах срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 24.12.2018