ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2986/2023 от 04.10.2023 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-2986/2023

УИД 03RS0064-01-2023-002549-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2023 года город Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,

при секретаре Каюмовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 ФИО35, ФИО5 ФИО36, ФИО1 ФИО37, ФИО7 ФИО38, ФИО2 ФИО39, Еникеева Раниса ФИО40, ФИО10 ФИО41, ФИО2 ФИО42, ФИО2 ФИО43, ФИО13 ФИО44, ФИО14 ФИО45, ФИО15 ФИО46, ФИО16 ФИО47, ФИО3 ФИО48, ФИО18 ФИО49, ФИО19 ФИО74, Шакуровой ФИО50, ФИО21 ФИО51, ФИО22 ФИО52, Сакриевой ФИО53 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконными постановлений Администрации МР Уфимский район РБ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками земельных участков, расположенных на территории ТСН «Уршак», которое располагается на земельном участке с кадастровым номером поставленном на кадастровый учет 13 декабря 2005 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для ведения садоводства», площадью 157381 +/-278. Указанный земельный участок составляет территорию мест общего пользования, в том числе, дороги, проезды, земли, на которых расположено общее имущество садоводов ТСН «Уршак». Из выписки из ЕГРН административные истцы узнали об установлении на часть земельного участка с кадастровым номером составляющего территорию общего пользования, публичного сервитута. Основанием для установления публичного сервитута согласно выписке из ЕГРН указано постановление Администрации МР Уфимский район РБ «О внесении изменений в постановление администрации от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ» от 27.10.2021 г. №1317. Текст указанного постановления №1317 опубликован на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ, вместе с тем, текст постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241, из названия которого следует, что именно этим актом Администрации установлен публичный сервитут, на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ отсутствует. В связи с этим на настоящий момент административным истцам неизвестно: на каких условиях установлен публичный сервитут, установлен ли его срок, плата за пользование, подлежал ли он официальному опубликованию, а также имело ли указанное постановление все необходимые реквизиты и содержало ли информацию, предусмотренную ст.39.43 ЗК РФ (в редакции от 30.12.2020г., действовавшей на момент принятия указанного правового акта). Однако, из опубликованного постановления от 27.10.2021 г. №1317 следует, что установлен публичный сервитут в соответствии со статьей 23 и главой V.7 ЗК РФ на основании обращения СНТ «Горизонт» в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ. Их схемы, приложенной к постановлению от 27.10.2021 г. №1317 следует, что под «территорией, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства» имеются ввиду земельные участки так называемого СНТ «Горизонт». А наложен сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 02:47:031406:1, составляющего территорию ТСН «Уршак», которая на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков в ТСН «Уршак» в силу прямого указания в п.2.1 ст.123.13 ГК РФ и п.5 ст.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ, в том числе, и административным истцам. Однако, ни кадастрового номера земельного участка, на часть которого устанавливается сервитут, ни правообладателей данного земельного участка в постановлении от 27.10.2021 г. №1317 не указано, указаны лишь координаты публичного сервитута. Считают, что постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 27.10.2021 г. №1317, от 25.02.2021 г. №241 приняты с грубейшими нарушениями процедуры установления публичного сервитута, установленной статьей 23 и главой V.7 ЗК РФ, а также вопреки интересам собственников земельных участков ТСН «Уршак», в том числе административным истцов, в связи с чем являются незаконными. В 2021 году Уфимским районным судом РБ рассмотрено гражданское дело №2-2954/2021 по иску ФИО24, ФИО25, ФИО26 к СНТ «Горизонт», Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ, по результатам которого решением суда от 30 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены, признаны недействительными решения общих собраний членов СНТ «Горизонт», отраженные в протоколах 2020, 2021 годов о закреплении земельных участков ТСН «Уршак» за СНТ «Горизонт». Суд также признал недействительными постановления №32а, 33а, 34а от 9 февраля 2021 года Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ о присвоении участкам ТСН «Уршак» адресов и номеров земельных участков СНТ «Горизонт», постановления №2а, 3а, 4а, 5а об аннулировании адресов ТСН «Уршак», №1а от 15 января 2021 года о присвоении наименований элементам планировочной структуры. Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 13 апреля 2022 года решение суда уточнено в части указания конкретных протоколов общих собраний СНТ «Горизонт», которые признаны недействительными, а именно протокола от 12 мая 2020 года и протокола от 1 сентября 2020 года. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Впоследствии в удовлетворении кассационных жалоб СНТ «Горизонт» отказано Шестым кассационным судом общей юрисдикции и Верховным Судом РФ. Статьей 23 и главой V.7 ЗК РФ установлен исключительный перечень случаев установления публичного сервитута, цель установления сервитута, указанная в оспариваемых постановлениях, в перечень не включена. Административные истцы считают незаконным и недопустимым реализацию прав на проезд и проход к земельным участкам одних садоводов за счет ограничения прав других садоводов, за счет которых указанные проходы, проезды благоустроены и которые несут расходы на их содержание, освещение и т.д., причем без их надлежащего уведомления. Административные истцы о планируемом установлении сервитута не извещались, соответственно были лишены права ознакомиться со схемами публичного сервитута и представить свои возражения. Решение об установлении публичного сервитута на сайте администрации и в официальном источнике не опубликовано, правообладателям земельного участка ТСН «Уршак» не направлено. Соглашение об осуществлении публичного сервитута также не направлялось.

Просит суд:

- признать недействующим постановление Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ»,

- признать недействующим постановление Администрации МР Уфимский район РБ от 27.10.2021 г. №1317 «О внесении изменений в постановление администрации от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ»,

- аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о публичном сервитуте, установленном на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 157381+/-278.

Представители административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО12, ФИО11, ФИО7, ФИО6, ФИО9, ФИО10 – ФИО27, ФИО28 в судебном заседании требования административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МР Уфимский район РБ ФИО29, действующая по доверенности от 6 апреля 2023 года №73, в судебном заседании требования иска не признала по доводам письменного возражения, просила отказать в удовлетворении иска, указав, что процедура установления публичного сервитута соблюдена, оснований для отказа в его установлении не имелось.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Горизонт» - ФИО30 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в том числе в связи с пропуском административными истцами срока для обращения в суд.

Административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, представители заинтересованных лиц Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ, ТСН «Уршак», ППК «Роскадастр» филиал по РБ, Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

От административных истцов ФИО31, ФИО21, ФИО22, ФИО19, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО23, ФИО18, ФИО20 поступил заявления о рассмотрении дела без их участия.

Согласно ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Уфимского района РБ Бадретдиновой Л.В. полгавшей исковые требования обоснованными, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Учитывая применительно к рассматриваемому административному делу приведенные выше требования процессуального закона и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, оспариваемое Постановление № 818 является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и проверка законности его принятия должна осуществляться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из содержания части 8 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из содержания указанных норм права следует, что для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие нормативного правового акта закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушение таким нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

С учетом данного обстоятельства, исходя задач административного судопроизводства, закрепленных в статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, распределения бремени доказывания по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценка доказательств осуществляется на основании доказательств, предоставленных сторонами.

Положениями пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Как следует из содержания подпункта 1 пункта 4 приведенной статьи, публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Предметом спора являются постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 ««Об установлении публичного сервитута в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ» (далее по тексту – Постановление от 25.02.2021 г. №241); от 27.10.2021 г. №1317 «О внесении изменений в Постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода и проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ» (далее по тексту – Постановление от 27.10.2021 г. №1317).

Из преамбулы Постановления от 25.02.2021 г. №241 следует, что оно вынесено в соответствии со статьей 23 и главой V.7 ЗК РФ, на основании ходатайства СНТ «Горизонт» об установлении публичного сервитута (вх.№11673 от 18.12.2020 года в целях необходимости обеспечения неограниченного круга лиц свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства в СНТ «Горизонт».

Публичный сервитут установлен на части земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 1, расположенных по адресу: РБ, <адрес>, с/с <адрес>, СТ «Уршак», в целях прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, согласно приложения №1 к постановлению.

Публичный сервитут устанавливается на срок 49 лет.

Пунктом 3 предусмотрен порядок опубликования постановления – путем размещения в течение 5 дней со дня принятия на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ в сети Интернет по адресу: https://ufim.ashkortostan.ru в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также направить копию постановления в Управление Росреестра по РБ.

Из преамбулы Постановления от 27.10.2021 г. №1317 следует, что оно вынесено в соответствии со статьей 23 и главой V.7 ЗК РФ, на основании обращения СНТ «Горизонт» (вх.№7541 от 15.09.2021 года), уведомления Управления Росреестра по РБ о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 9 августа 2021 года №КУВД-001/2021-31838318.

Постановлено: внести изменения в приложение №1 Постановления от 25.02.2021 г. №241, изложив его в новой редакции.

Пунктом 2 предусмотрен порядок опубликования постановления – путем размещения в течение 5 дней со дня принятия на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ в сети Интернет по адресу: https://ufim.ashkortostan.ru в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также направить копию постановления в Управление Росреестра по РБ.

Постановления от 25.02.2021 г. №241, от 27.10.2021 г. №1317 подписаны Главой Администрации МР Уфимский район РБ ФИО32

В соответствии с ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Принимая во внимание, что Постановлением от 25.02.2021 г. №241 публичный сервитут установлен на 49 лет, срок действия нормативного правового акта не истек, суд приходит к выводу, что административными истцами срок обращения в суд не пропущен.

Как следует из материалов дела, 13 ноября 2002 года в ЕГРЮЛ зарегистрировано СНТ «Уршак», 21 декабря 2015 года переименовано в ТСН «Уршак» располагается на земельном участке с кадастровым номером поставленном на кадастровый учет 13 декабря 2005 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для ведения садоводства», площадью 157381 +/-278. Указанный земельный участок составляет территорию мест общего пользования, в том числе, дороги, проезды, земли, на которых расположено общее имущество садоводов ТСН «Уршак».

Из выписки из ЕГРН от 26 апреля 2023 года следует, что в ЕГРН внесена запись об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 02:47:031406:1, составляющего территорию общего пользования ТСН «Уршак», а именно указано, что посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельному участку (земельным участкам) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) срок действия с 3 декабря 2021 года. Сведения о СНТ «Горизонт» внесены в ЕГРЮЛ 15 мая 2020 года. 1 сентября 2020 года Общим собранием членов СНТ «Горизонт» принято решение об одобрении Проекта планировки и проекта межевания территории садоводства. Постановлением Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ №65 от 24 ноября 2020 года с учетом постановлений №19 от 18 марта 2021 года, №31 от 28 апреля 2021 года утвержден Проект планировки и проект межевания территории СНТ «Горизонт» в границах кадастрового квартала с.

Сведения о СНТ «Горизонт» внесены в ЕГРЮЛ 15 мая 2020 года.

1 сентября 2020 года Общим собранием членов СНТ «Горизонт» принято решение об одобрении Проекта планировки и проекта межевания территории садоводства.

Постановлением Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ №65 от 24 ноября 2020 года с учетом постановлений №19 от 18 марта 2021 года, №31 от 28 апреля 2021 года утвержден Проект планировки и проект межевания территории СНТ «Горизонт» в границах кадастрового квартала <адрес> СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ, подготовленный ООО «Архитектурное бюро «Проект+».

Постановлением Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ №1а от 15 января 2021 года элементам планировочной структуры присвоено наименование «Горизонт», тип: «территория садоводческого некоммерческого товарищества».При формировании территории СНТ «Горизонт» аннулированы адреса по 62 участкам СНТ «Уршак», участкам присвоены новые адреса расположения в СНТ «Горизонт».

Решением Уфимского районного суда РБ от 30 ноября 2021 года удовлетворены исковые требования ФИО24, ФИО26, постановлено:

- признать недействительными решения общих собраний СНТ «Горизонт», отраженные в протоколах 2020, 2021 годов о закреплении земельных участков ТСН «Уршак» за СНТ «Горизонт»;

- признать недействительным постановления №32а, 33а и 34а от 9 февраля 2021 года Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ о присвоении земельным участкам ТСН «Уршак» адресов и номеров земельных участков СНТ «Горизонт»;

- признать недействительными постановления №2а, 3а, 4а, 5а об аннулировании адресов ТСН «Уршак»;

- признать недействительным постановление №1 от 15 января 2021 года о присвоении наименований элементам планировочной структуры.

Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 13 апреля 2022 года решение Уфимского районного суда РБ от 30 ноября 2021 года изменено в части признания недействительными решений общих собраний членов СНТ «Горизонт», отраженные в протоколах 2020, 2021 годов о закреплении земельных участков ТСН «Уршак» за СНТ «Горизонт», указав:

«Признать недействительными решения общих собраний членов СНТ «Горизонт», отраженные в протоколе №1 от 1 мая 2020 года, №2 от 1 сентября 2020 года».

В остальной части решение Уфимского районного суда РБ от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения.

В обращении об установлении публичного сервитута от 9 декабря 2020 года исх.№10 председатель СНТ «Горизонт» сослался на утвержденный постановлением Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ №65 от 24 ноября 2020 года проект планировки и проект межевания территории садоводства СНТ «Горизонт», указав, что проектной документацией предусмотрен доступ на территорию СНТ «Горизонт» через фактически существующий длительное время проезд, по которому также осуществляется доступ на территорию ТСН «Уршак».

Между тем, решение общего собрания членов СНТ «Горизонт» №2 от 1 сентября 2020 года, которым данный проект одобрен, признано недействительным вступившим в законную силу решением Уфимского районного суда РБ от 30 ноября 2021 года.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Из анализа приведенных положений закона следует, что к полномочиям муниципального образования МР Уфимский район РБ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Учитывая, положения пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым установление публичного сервитута осуществляется решением органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков, Администрация МР Уфимский район является уполномоченным органом принять решения об установлении публичного сервитута.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Постановлением Администрации МР Уфимский район РБ №65 от 25 января 2021 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в целях, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Административный регламент).

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции главы Администрации МР Уфимский район РБ, что следует из пунктов 2.2, 2.5 Административного регламента.

Порядок обращения с заявлением об установлении публичного сервитута определен в п.п.2.8-2.8.5, 2.9-2.11 Административного регламента.

Исходя из представленных СНТ «Горизонт» документов, оснований для отказа в приеме заявления от 9 декабря 2020 года об установлении публичного сервитута у Администрации МР Уфимский район РБ в силу положений п.п.2.14-2.15 Административного регламента не имелось.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Установление публичного сервитута» приведен в п.2.17 Административного регламента, согласно которому Заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- заявление направлено в Уполномоченный орган, который не вправе принимать решение об установлении публичного сервитута;

- планируемое на условиях публичного сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

- установление публичного сервитута приведен к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка;

цель для установления публичного сервитута, указанная в заявлении, не соответствует целям, предусмотренным подпунктами 1-7 пункта 4 стаьи 23 Земельного кодекса РФ.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, особенности выполнения административных процедур в электронной форме установлены разделом III Административного регламента.

Согласно п.3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления;

- рассмотрение заявления с приложенными к нему документами, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов и информации;

- принятие решения о выдаче Заявителю решения об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся на территории МР Уфимский район РБ, в целях, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ либо уведомления об отказе в предоставлении услуги;

- выдача результате предоставления муниципальной услуги заявителю.

Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

В нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны административного ответчика не предоставлены доказательства опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.

Административным ответчиком заявлено, что Постановление от 25.02.2021 г. №241 и Постановление от 27.10.2021 г. №1317 размещены на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ, порядок опубликования нормативных правовых актов не нарушен.

Из доводов административного истца следует, что на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ размещено лишь Постановление от 27.10.2021 г. №1317.

В качестве доказательств исполнения обязанности по опубликованию оспариваемых постановлений административным истцом представлены: копия выпуска периодического издания «Уфимские Нивы» от 29 декабря 2020 года №104 (11760), где размещено информационное сообщение о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами расположенных по адресу: РБ, <адрес>, с/с Булгаковский, в целях прохода и проезда к территории, предназначенной для ведения садоводства гражданами.

Аналогичное информационное сообщение размещено на официальном сайте Администрации МР Уфимский район РБ 23 декабря 2020 года.

Также административным ответчиком представлена распечатка с официального сайта Администрации МР Уфимский район РБ в сети «Интернет» (ufim.bashkortostan.ru/documents/active/02041/), на которой изображена верхняя часть постановления №241 от 25 февраля 2021 года с указанием даты, номера, названия постановления и органа, принявшего решение.

Однако, представленная распечатка не подтверждает факт своевременного опубликования оспариваемого постановления с соответствующим приложением, не предоставляется возможным достоверно установить объем и содержание опубликованного нормативного правового акта (само постановление и приложение к нему).

Как было указано выше, в силу пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен решением органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Из анализа понятия местное самоуправление, сформулированного в части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ, иных понятий, предусмотренных статьей 2 этого же Федерального закона, следует, что под местным населением муниципального образования следует понимать население, проживающее на территории определенного муниципального образования, осуществляющее в рамках этого муниципального образования местное самоуправление, то есть решение вопросов местного значения.

С учетом этого и положений пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что публичный сервитут решением органа местного самоуправления может быть установлен только в целях обеспечения муниципальных нужд, то есть нужд того муниципального образования, орган местного самоуправления которого принимает решение об установлении такого сервитута, а также в целях обеспечения нужд населения этого муниципального образования.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года) указано, что согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года) согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Разъясняя порядок применения положений указанных правовых норм, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008 года № 680-О-О указал, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения, поскольку установление публичного сервитута и его необходимость должны быть прямо отражены в соответствующем распорядительном нормативном правовом акте соответствующих властных публичных органов.

Таким образом, важным моментом при решении вопроса об установлении публичного сервитута во всех случаях должен является факт наличия интересов местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Административным ответчиком не подтверждено соблюдение публичных интересов установлением оспариваемым Постановлением от 25.02.2021 г. №241 публичного сервитута.

Из содержания Постановления от 25.02.2021 г. №241 следует, что оно принято в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации на основании ходатайства СНТ «Горизонт» (вх. №11673 от 18 декабря 2020 года).

Согласно ходатайству СНТ «Горизонт», юридическое лицо просит установить публичный сервитут для подъезда на территорию СНТ «Горизонт» через фактически существующий проезд, находящийся, в том числе на территории ТСН «Уршак» (земельный участок с кадастровым номером

По постановлению от ДД.ММ.ГГГГ публичный сервитут установлен в отношении части земельного участка с кадастровым номером что необходимо для прохода или проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства.

Таким образом, фактически публичный сервитут установлен в интересах членов СНТ «Горизонт» и собственников земельных участков, находящихся на территории СНТ «Горизонт».

СНТ «Горизонт» и ТСН «Уршак» являются юридическими лицами, самостоятельными хозяйствующими субъектами, не имеющими преимущества друг перед другом.

В данном случае установление Постановлением от 25.02.2021 г. №241 публичного сервитута в интересах отдельного юридического лица - СНТ «Горизонт», в не в интересах неопределённого круга лиц, противоречит основаниям установления публичного сервитута, предусмотренным статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, целям установления публичного сервитута, ставит СНТ «Горизонт» в преимущественное положение относительно ТСН «Уршак».

Публичный сервитут в силу норм статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлен в исключительных случаях в целях муниципальных нужд и (или) нужд местного населения, на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, однако, судом при проверке законности нормативного правового акта не установлено наличие указанных нужд.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, оспариваемый нормативный правовой акт - Постановление от 25.02.2021 г. №241 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, принят с нарушением процедуры опубликования и вступления в силу, а также нарушает права и законные интересы административных истцов как членов ТСН «Уршак» на владение и распоряжение общим имуществом, расположенным на территории земельного участка с кадастровым номером на часть которого оспариваемым Постановлением от 25.02.2021 г. №241 установлен публичный сервитут.

Признание незаконным Постановления от 25.02.2021 г. №241 влечет незаконность производного от него нормативного правового акта - Постановления от 27.10.2021 г. №1317 «О внесении изменений в Постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода и проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ».

Определяя дату, с которой нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими, суд полагает, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов, должно быть достигнуто путем признания их недействующими с момента принятия.

Принимая во внимание, что в силу п.17 ст.23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, постановление решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о публичном сервитуте, установленном Постановлениями Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 и от 27.10.2021 г. №1317.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

требования административного иска ФИО4 ФИО54, ФИО5 ФИО58, ФИО1 ФИО59, ФИО7 ФИО55, ФИО2 ФИО56, ФИО1 ФИО57, ФИО10 ФИО60, ФИО2 ФИО61 ФИО2 ФИО62, ФИО13 ФИО63, ФИО14 ФИО64, ФИО15 ФИО65, ФИО16 ФИО66, ФИО3 ФИО67, ФИО18 ФИО68, ФИО19 ФИО69 Шакуровой ФИО70, ФИО21 ФИО71, ФИО22 ФИО72, Сакриевой ФИО73 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать недействующими Постановления Администрации МР Уфимский район РБ:

от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода и проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ»,

и от 27.10.2021 г. №1317 «О внесении изменений в Постановления Администрации МР Уфимский район РБ от 25.02.2021 г. №241 «Об установлении публичного сервитута в целях прохода и проезда для свободного доступа к территории, специально предназначенной для ведения гражданами садоводства, через земельные участки, расположенные в границах СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ».

Решение суда является основаниям для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о публичном сервитуте, установленном указанными выше Постановлениями Администрации МР Уфимский район РБ.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд РБ в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Р.Р. Шакирова