ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2987/2023 от 20.07.2023 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-2987/2023

11RS0005-01-2023-003237-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Сычевой О.В.,

с участием истца Свиридова В.С., представителя административных ответчиков Дубровской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухта 20 июля 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Свиридова В.С, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России, Обществу с ограниченной ответственностью «Защищенные телекоммуникации» о взыскании денежной компенсации

установил:

Свиридов В.С. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «ИК-24 УФСИН России по РК» о взыскании денежной компенсации в размере 80 000 рублей.

В обоснование требований указал, что с <...> г. прибыл в ФКУ ...., в .... у него была заведена карта Зонателеком, с помощью которой он звонил родственникам. Однако ФКУ ИК-19 отказывается дополнять номер карты новыми телефонными номерами, электронные письма ФКУ ИК-19 не принимает и не отправляет, чем нарушены его права.

Определением суда при принятии иска к производству в качестве соответчика привлечено ФСИН России.

Определением суда в качестве соответчика по ходатайству истца привлечено ООО «Защищенные телекоммуникации» (далее – Зонателеком).

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Заслушав лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно материалам дела Свиридов В.С. прибыл <...> г. из ФКУ .... УФСИН России по РК, с <...> г. находится на строгих условиях отбывания наказания.

Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, и иными нормативными актами.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.239,240,246 ПВР осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы могут контролироваться персоналом (п.239).

Телефонные разговоры предоставляются по письменному заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению, оформленному им с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности), в течение пяти рабочих дней со дня его подписания начальником ИУ или лицом, его замещающим, за исключением случаев, когда у осужденного к лишению свободы отсутствуют денежные средства на лицевом счете или он отказался от телефонного разговора либо убыл из ИУ. В заявлении указываются список телефонных номеров абонентов, их фамилии, имена, отчества (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будут вестись телефонные разговоры. Указанные заявления подаются осужденным к лишению свободы ежеквартально. Список телефонных номеров абонентов может быть изменен по заявлению осужденного к лишению свободы (п.240).

Осужденным к лишению свободы, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, водворенным в ДИЗО, ШИЗО, а также переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры в порядке взыскания, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств (п.246).

Истец в исковом заявлении указал, что ФКУ ИК-19 отказывается дополнить его карту номерами телефонов родных и близких.

Представитель ФКУ ИК-19 в отзыве указал и подтвердил справкой С., что Свиридов В.С. с заявлением об изменении списка телефонных номеров абонентов, с которыми он осуществляет переговоры, не обращался.

Доказательства обращения Свиридова В.С. к администрации ФКУ ИК-19, Свиридов В.С. суду не предоставил, при таких обстоятельствах полагать, что ФКУ ИК-19 нарушает права истца на телефонные переговоры, у суда оснований не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

Пунктами .... ПВР определено, что получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ (п.....). С целью обеспечения отправки электронных писем (при наличии технической возможности) в местах, определяемых администрацией ИУ, могут устанавливаться информационные терминалы (п.....). Работник бухгалтерии ИУ проверяет наличие денег на лицевом счете осужденного к лишению свободы, изъявившего желание отправить почтовую карточку, телеграмму или письмо в электронном виде, и снимает с его счета необходимую сумму с учетом стоимости почтового отправления и за предоставление услуги по отправке письма в электронном виде (п.....).

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что безусловная обязанность у ФКУ ИК-19 по отправке и получению электронных писем осужденных отсутствует и возможна при условии технической возможности у исправительного учреждения.

Истец указал, что электронные письма, отправленные сестрой <...> г. 17:48 (мск) и <...> г. 21:57 (мск), ФКУ ИК-19 не приняла и отправила возвратом. Зонателеком высылала указанные электронные письма почтовой связью в распечатанном виде с приложением бланков ответа, которые истец заполнил и отправил на адрес Зонателеком в приложенном конверте.

Согласно договору, заключенному между ФКУ .... УФСИН России по РК и ООО «Защищенные телекоммуникации» от <...> г., оператор связи оказывает также услуги связи по приему электронной почты для отправки лицам, находящимся в учреждении и обратно (при заказе ответного электронного письма).

В пояснениях Зонателеком указала, что после успешной оплаты родственником заключенного электронное письмо, отправленное с помощью сервиса ООО «ЗТК», поступает в службу учреждения, отвечающую за обработку корреспонденции. После успешного прохождения цензуры письмо вручается получателю вместе с остальной корреспонденцией. Если родственник также оплатил ответ, то вместе с письмом получателю вручается бланк ответа, на котором он пишет ответ (в течение 1 рабочего дня) и передает администрации учреждения. После проверки ответа (до 3 рабочих дней, если ответ на русском языке, до 7 рабочих дней, если ответ на иностранном языке) бланк направляется родственнику на адрес электронной почты, указанный при регистрации.

Начальником УФСИН России по Республике Коми <...> г. за .... направлено указание начальникам исправительных учреждений УФСИН России по Республике Коми, в котором указано следующее.

В связи с тем, что существующий в настоящее время порядок предоставления ООО «Защищенные Телекоммуникации» («Зонателеком») услуг по отправке и получению писем в электронном виде, противоречит порядку предоставления данного вида дополнительных платных услуг осужденным, установленному пунктом 93.15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 (далее - ПВР ИУ), предусматривающим отправление и получение писем в электронном виде только по инициативе осужденных, оплачиваемых за счет их собственных средств, предлагаем с <...> г. и до приведения в соответствие с требованиями ПВР ИУ ранее заключенных договоров между исправительным учреждением и ООО «Защищенные Телекоммуникации»: 1. Приостановить реализацию осужденными услуг по отправке и получению писем в электронном виде. 2. Отключить технические средства (многофункциональное устройство, сканер, принтер и др.), позволяющие принимать и отправлять письма в электронном виде, установленные ООО «Защищенные Телекоммуникации», обеспечив их сохранность. 3. Обеспечить проведение с осужденными разъяснительной работы о причинах приостановки предоставления услуг по отправке и получению писем в электронном виде и предпринимаемых мерах по приведению порядка предоставления данного вида услуг в соответствие с требованиями п. 93.15 ПВР ИУ.

Дополнительно информируем, что <...> г. в адрес ООО «Защищенные Телекоммуникации» направлено письмо о необходимости приведения порядка предоставления осужденным услуг по отправке и получению писем в электронном виде в соответствие с требованиями ПВР ИУ и приостановке предоставления данного вида услуг в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми.

В ответ на соответствующий запрос суда УФСИН России по РК сообщило, что на момент вступления в силу ПВР техническая возможность предоставления осужденным платной услуги отправления и получения писем в электронном виде за счет личных средств осужденных в ФКУ ИК-19 отсутствовала. В целях проработки вопроса реализации права осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН, на предоставление дополнительной услуги по получению и отправлению писем в электронном виде в соответствии с требованиями ПВР ИУ сотрудниками УФСИН проведены переговоры с операторами связи. По результатам переговоров достигнута договоренность с ООО «Компьютерные коммуникационные системы» о поэтапном подключении учреждений УФСИН к сервису «Электронное письмо». В настоящее время к сервису «Электронное письмо» подключен ряд учреждений УФСИН. Однако в настоящее время в ИК-19 отсутствует техническая возможность отправлять и получать за счет денежных средств осужденных письма в электронном виде.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку обязанность исправительного учреждения об отправке и получении электронных писем осужденных наступает в случае наличия технической возможности, которой в ФКУ ИК-19 не имеется, то факты нарушения или неправомерного ограничения действиями административных ответчиков прав административного истца, объем которых установлен УИК РК, не нашли своего подтверждения.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227, ч.1 ст.227.1 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Поскольку факты нарушения прав истца судом не установлены, а административный истец, находясь в исправительном учреждении, не лишен возможности ведения переписки посредством писем, почтовых карточек и телеграмм, т.е. не ограничен в поддержании социальных и семейных связей, то оснований для взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания не имеется.

Кроме того, суд отмечает, что ООО «Защищенные телекоммуникации» не отвечают за создание надлежащих условий содержания осужденных, не состоят в договорных отношениях с осужденным по организации им услуг связи, не являются органом государственной власти или управления, поэтому не могут выступать ответчиком по искам осужденных, связанным с ненадлежащими условиями содержания.

Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований Свиридова В.С. к ФКУ «ИК-19 УФСИН России по РК, ФСИН России, ООО «Защищенные телекоммуникации» о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отсутствуют.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Свиридова В.С, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России, Обществу с ограниченной ответственностью «Защищенные телекоммуникации» о взыскании денежной компенсации в размере 80000 рублей за ненадлежащие условия содержания отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 24.07.2023

Судья Е.В.Савинкина