Дело №2а-298/2019
75RS0016-01-2019-000421-41
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 8 августа 2019 года
Могочинский районный суда Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Овчинниковой С.С.,
с участием административного истца помощника Могочинского межрайонного прокурора Пагбаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе в интересах муниципального образования муниципальный район "Тунгиро-Олёкминский район", к Совету муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности о досрочном прекращении полномочий депутата,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе в интересах муниципального образования, обратился с указанным административным иском, ссылаясь на следующее. Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции по исполнению обязанности предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края, по результатам которой установлено, что депутатом Совета ФИО1 сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок, предусмотренный действующим законодательством, не предоставлены. Названное послужило основанием для направления 03.06.2019 года в адрес председателя Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого установлено, что депутат Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкмиснкий район" ФИО1 декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не подала, Советом муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 не принималось. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства рассматривается законодателем, как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий. Неисполнение норм Федеральных законов или несвоевременное исполнение этих норм влечет за собой лишение мандата и досрочное прекращение депутатских полномочий. На основании изложенного, просил суд признать бездействие Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края в части не принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края ФИО1 в связи с непредставлением лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера незаконным; обязать Совет муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края ФИО1
Представитель административного истца помощник прокурора Пагбаева Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные требования, по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивала, дополнительно пояснила, что в исковом заявлении допущена описка - отчество депутата ФИО2 - Андреевна, а не Владимировна.
Административный ответчик Совет муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направил, о времени, дате и месте судебного заседания извещен.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом по месту регистрации, конверт вернулся с отметкой "истечение срока хранения". Поскольку в обязанность граждан входит обеспечение получения корреспонденции по месту регистрации, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ФИО3
В соответствии с ч. 3 ст. 363, ч. 2 ст. 358 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70-72). Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера представляются депутатами в виде справок по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации 23.06.2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (ч. 1 ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности, установленной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом, по результатам выборов ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 избрана депутатом Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район".
По поручению временно исполняющего обязанности Губернатора Забайкальского края ФИО4 для принятия мер прокурорского реагирования прокурору Забайкальского края направлена информация о несоблюдении требований законодательства в области противодействия коррупции в том числе депутатом Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" ФИО1, (так в документе) а именно непредставление сведений о доходах в период декларационной компании за отчетный 2018 год.
Как следует из обращения помощника главы муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" в Могочинскую межрайонную прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ депутат Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" ФИО3 фактически проживает в г. Чите, систематически не является на очередные заседания Совета, своевременно не предоставляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо информацию о предоставлении указанных сведений в Администрацию Губернатора Забайкальского края.
Согласно представлению Могочинского межрайонного прокурора №а-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор требует рассмотреть на ближайшем заседании Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" настоящее представление, принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших вышеназванные нарушения, в том числе в отношении депутата ФИО3
Из ответа председателя Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокуратуры рассмотрено, принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым большинством голосов депутат ФИО3 оставлена в составе Совета депутатов.
Согласно протоколу 26 очередного заседания Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу досрочного прекращения полномочий депутатов по представлению Могочинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО3 не разрешался путем голосования депутатов, свое мнение высказали ФИО10, ФИО11, ФИО12, сведений о мнении других депутатов отсутствуют.
Принимая во внимание, что досрочное прекращение полномочий депутата Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" ФИО3 в связи с непредставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок является безальтернативным последствием допущенного ими нарушения антикоррупционных норм действующего законодательства, бездействие Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район", выраженное в неисполнении требований закона о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, суд считает необходимым признать незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 358, 363 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования, к Совету муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" об оспаривании бездействия по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3– удовлетворить.
Признать бездействие Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" ФИО3 связи с непредставлением лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 г. незаконным.
Возложить на Совет муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" обязанность рассмотреть на ближайшем заседании Совета муниципального района "Тунгиро-Олёкминский район" вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Жгенти
Решение суда изготовлено в окончательной форме 13.08.2019 г.