ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-298/2023 от 10.08.2023 Арского районного суда (Республика Татарстан)

КОПИЯ

УИД 16RS0007-01-2023-000276-67

Дело № 2а-298/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2023 года г. Арск

Арский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хафизова М.С.,

при секретаре судебного заседания Валиуллиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуГараева А. Н. к Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Сизинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан об обязании выдать разрешение на эксгумацию и перезахоронение умершего,

У С Т А Н О В И Л:

Гараев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в Ново-Чурилинском доме-интернате умер его брат Гараев Н. Н.зянович. На момент смерти его опекуном и законным представителем являлся Ново-Чурилинский дом-интернат, который осуществил погребение умершего на Ново-Чурилинском кладбище. Истец обращался в различные инстанции с заявлениями о перезахоронении тела брата на кладбище в с. Иске Р. С.<адрес> РТ, где похоронены родители. Согласно ответу руководителя Исполкома Арского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ-И, исполком не имеет полномочий по выдаче разрешения на перезахоронение умершего. Просит обязать Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан выдать разрешение на эксгумацию и перезахоронение умершего Гараева Н.Н.

В судебное заседание административный истец Гараев А.Н. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Арского муниципального района Сагитова Л.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Сизинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан при надлежащем извещении не явился.

Представитель заинтересованного лица ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» Нигметзянова Г.Д. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась.

Представитель заинтересованного лица ОМВД России по <адрес> РТ при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по <адрес>Гиматдинова Д.И. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, представила письменный отзыв на административное исковое заявление.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного конституционного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1);

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1);

ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3).

Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" под бездействием понимается не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что административный истец Гараев А.Н. и Гараев Н.Н. являются родными братьями.

Гараев Н.Н. решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан недееспособным, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», который назначен его опекуном.

Гараев Н.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием родственных связей захоронен на Ново-Чурилинском кладбище Арского муниципального района РТ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Гараев А.Н. направил в адрес ОМВД России по <адрес> заявление о предоставлении возможности перезахоронения родственника, которое перенаправлено для рассмотрения по подведомственности в Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ.

Руководителем Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ Гатиятовым Р.М.ДД.ММ.ГГГГ за исходящим Гараеву А.Н. дан ответ, что орган местного самоуправления не имеет полномочий по выдаче разрешения на перезахоронение умершего.

Перечень оснований, при наличии которых допускается перезахоронение останков умерших (погибших), предусмотрен положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Положения уголовно-процессуального законодательства предусматривают возможность эксгумации только при производстве по уголовному делу. Так, согласно части 3 статьи 178 УПК РФ при необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" определено, что ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления. Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.

Вышеуказанный перечень оснований, при наличии которых допускается перезахоронение останков умерших из мест захоронений, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Действующий с ДД.ММ.ГГГГ СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не предусматривает дополнительных оснований, при наличии которых допускается перезахоронение останков умерших из мест захоронений.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Арского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ возложена обязанность в течение четырех месяцев создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории <адрес> Республики Татарстан. Однако до настоящего времени указанная служба не создана.

Таким образом, решение вопроса о перезахоронении умершего относится к компетенции Исполнительного комитета Сизинского сельского поселения Арского муниципального района РТ, на территории которого захоронен брат административного истца.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" под бездействием понимается не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, административным ответчиком Исполнительным комитетом Арского муниципального района РТ дан ответ Гараеву А.Н. по вопросу, не отнесенному к его компетенции, а также обращение не перенаправлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (Исполнительный комитет Сизинского сельского поселения Арского муниципального района РТ), чем нарушены вышеуказанные статьи Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ о переадресации обращения.

Суд находит ответ административного ответчика Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ-И не отвечающим вышеназванным нормативным положениям, поскольку письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с изложенным, суд считает, что административные исковые требования Гараева А.Н. следует удовлетворить частично.

В качестве восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения.

При даче ответа Гараеву А.Н. на его обращение, компетентному должностному лицу необходимо учесть перечень оснований, при наличии которых допускается перезахоронение останков умерших (погибших), согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Суд также в порядке ст. 227 КАС РФ возлагает на административного ответчика Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ, обязанность сообщить в суд и административному истцу, об исполнении решения по данному административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный искГараева А. Н. к Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Сизинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан об обязании выдать разрешение на эксгумацию и перезахоронение умершего, удовлетворить частично.

Признать ответ Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-И, незаконным.

Обязать Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенные нарушения при рассмотрении обращения Гараева А. Н..

Об исполнении решения по данному административному делу сообщить в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Хафизов М.С.

Копия верна. Судья ___________________Хафизов М.С.

Решение вступило в законную силу «___»___________2023 года

Судья ___________________Хафизов М.С.