дело № 2а-2994/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Енокян К.С.,
14 декабря 2017 года в Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ворошиловского района Волгограда, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, ФИО1 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
прокурор Ворошиловского района Волгограда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, в обоснование указал, что прокуратурой Ворошиловского района Волгограда проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о благоустройстве, в том числе обращении с отходами производства и потребления на территории Ворошиловского района Волгограда, в ходе которой были выявлены факты нарушения законодательства, выразившиеся в допущении несанкционированных свалок горючих отходов на территории земель общего пользования Ворошиловского района Волгограда. Так, на территории, расположенной <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,009 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, расположенной <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,008 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, расположенной на <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 30 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,1 га, объемом ориентировочно 315 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки, трава); в овраге <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 150 куб.м (бытовой, ветки); на территории <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления и площадью 0,02 га, объемом ориентировочно 50 куб.м (строительный мусор).
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории района; обязать администрацию Волгограда обеспечить финансирование ликвидации выявленных несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловского района Волгограда; обязать администрацию Ворошиловского района Волгограда организовать проведение ликвидации свалок: на территории, расположенной на <адрес> где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,009 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, расположенной на <адрес>, где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,008 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, расположенной на <адрес> где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 30 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес> где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,1 га, объемом ориентировочно 315 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки, трава); в овраге <адрес> где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 150 куб.м (бытовой, ветки); на территории <адрес> где выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления и площадью 0,02 га, объемом ориентировочно 50 куб.м (строительный мусор).
В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, ФИО1
Административный истец - помощник прокурора Ворошиловского района Волгограда ФИО2 в порядке ст.46 КАС РФ уточнила административный иск, просила признать бездействие Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории района, незаконным; возложить на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по области, исходя из закрепленных за ним полномочий, обязанность организовать проведение ликвидации свалок, расположенных по адресам, указанным в заявлении; обязать администрацию Волгограда обеспечить финансирование ликвидации выявленных несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловского района Волгограда; обязать администрацию Ворошиловского района Волгограда организовать проведение ликвидации свалок: на территории, расположенной <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,009 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, расположенной на <адрес>, выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,008 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 30 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,1 га, объемом ориентировочно 315 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки, трава); в овраге <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 150 куб.м (бытовой, ветки); на территории <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,02 га, объемом ориентировочно 50 куб.м (строительный мусор).
Представитель административного ответчика администрации Волгограда ФИО3, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска. Суду пояснила, что надлежащим административным ответчиком в данном случае будет являться именно Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, в полномочия которого входит организация деятельности по обращению с отходами на территории Волгоградской области. В удовлетворении административного иска к администрации Волгограда просила отказать.
Представитель административного ответчика администрации Ворошиловского района Волгограда ФИО4, в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика администрации Волгограда. Просила отказать в удовлетворении административного иска к администрации Ворошиловского района Волгограда.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО5, заявленные прокурором требования не признал, суду пояснили, что Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным прокурором требованиям. Комитет в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который не содержит определения понятию несанкционированная свалка либо их ликвидация. В этой связи необходимо отталкиваться от факта принадлежности земельного участка, на котором выявлены факты скопления мусора. Таким образом, полагают, что, поскольку, указанные свалки выявлены на территории общего пользования в черте городского округа город-герой Волгоград, то надлежащим ответчиком будет являться администрация Волгограда с ее структурными подразделениями. Просит отказать в удовлетворении административного иска к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области – ФИО6 в судебном заседании полагал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик ФИО1, представитель заинтересованного лица МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч.2 ст.22 КАС РФ).
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность).
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
К вопросам местного значения городского округа относится участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.п. 24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся в ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в п.23 ст.5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 №20/362.
В соответствии с п.п.2.3.20-2.3.22 Положения «Об администрации Ворошиловского района Волгограда», утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 №40/1252 (далее – Положение №40/1252), администрация района в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, организует уборку прилегающих территорий и несет ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 №34/1091 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград» (далее – Правила №34/1091). Определяет границы уборки прилегающих территорий между физическими лицами и хозяйствующими субъектами с составлением схематических карт в порядке, установленном Правилами №34/1091. Осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений.
Кроме того, администрация района организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района (п.2.3.43 Положения №40/1252).
В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании п.п. 2.4, 5.1, 7 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.10.2008 №10/304 (далее – Положение №10/304), деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляется администрацией Волгограда, предприятиями, учреждениями и организациями Волгограда, населением Волгограда в соответствии с действующим законодательством. Должностные лица администрации Волгограда в пределах своих полномочий организуют и контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории Волгограда. Ответственность должностных лиц за нарушение норм, изложенных в данном Положении, наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6.1 Положения №10/304 финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности является расходным обязательством бюджета Волгограда.
При этом, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения (п.1.2 Положения №10/304).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее-Правила).
В соответствии с п. 19 Правил запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ворошиловского района Волгограда принято решение о проведении проверки № администрации Ворошиловского района Волгограда с целью соблюдения требований ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности».
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования территории государственной собственности в пределах административных границ Ворошиловского района Волгограда на предмет выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, на территории, расположенной на <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,009 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,008 га, объемом ориентировочно 80 куб.м (бытовой мусор, ветки, трава); на территории, <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 30 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки); на территории, расположенной на <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,1 га, объемом ориентировочно 315 куб.м (бытовой, строительный мусор, ветки, трава); в овраге <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 150 куб.м (бытовой, ветки); на территории <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления и площадью 0,02 га, объемом ориентировочно 50 куб.м (строительный мусор).
Согласно сведениям Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ территория <адрес> на которой выявлен участок несанкционированого размещения отходов производства и потребления площадью 0,02 га, объемом ориентировочно 50 куб.м. (строительный мусор), относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В границах указанной территории сформирован земельный участок (учетный №, кадастровый №) площадью <данные изъяты> предоставленный в аренду ФИО1 по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ для строительства жилого дома по <адрес> на основании постановления администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно сведениям официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области на земельный участок (кадастровый №) площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> права не зарегистрированы.
Из информационного письма администрации Ворошиловского района Волгограда в адрес прокурора следует, что работы по ликвидации свалок будут выполнены администрацией района при условии дополнительного финансирования. В связи с чем, в адрес департамента финансов администрации Волгограда направлено обращение с предложением для включения в поправки к бюджету Волгограда на 2017 год о дополнительном выделении бюджетных средств по статье «ликвидация несанкционированных свалок» на территории Ворошиловского района Волгограда.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон.
В соответствии со статьями 3,19,38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие свалок на отмеченных территориях свидетельствует о неблагоустроенности территории Ворошиловского района Волгограда, создает благоприятные условия для возникновения и распространения природных пожаров, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Поскольку термины «несанкционированная свалка» или «ликвидация несанкционированных свалок» в Федеральном законе № 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом. В связи с этим непосредственно деятельность по ликвидации несанкционированных свалок не относится к компетенции Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области как органа, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Вышеуказанные земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, являются территорией земель общего пользования и находятся в муниципальной собственности в черте городского округа город-герой Волгоград, что не оспаривалось в судебном заседании всеми административными ответчиками.
До настоящего времени несанкционированные места размещения отходов на территории Ворошиловского района городского округа город-герой Волгоград не ликвидированы.
Согласно ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что на территории Ворошиловского района городского округа город-герой Волгоград расположены несанкционированные места размещения отходов, указанные в акте, которые до настоящего времени не ликвидированы. Выявленные факты несанкционированного размещения отходов являются нарушением требований действующего законодательства, а также ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащая организация администрацией городского округа полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, а также отсутствие регионального государственного экологического надзора со стороны органа исполнительной власти Волгоградской области.
Делая данный вывод, суд исходит из того, что в силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы представителя администрации Волгограда о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится лишь к полномочиям государственных органов Волгоградской области, являются несостоятельными.
Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации отходов на территории городского поселения, закреплены пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Кроме этого в силу п.2.1.1. Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утв. Постановлением администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 N 693-п (ред. от 10.07.2017), комитет в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Пунктом 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утв. Постановлением администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 N 693-п (ред. от 10.07.2017) предусмотрено, что комитет в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом, в судебном заседании Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области суду не представлено допустимых доказательств того, какие именно меры были приняты им для недопущения свалок, выявленных прокурором Ворошиловского района Волгограда, которые являются предметом настоящего судебного разбирательства, либо о мерах, принятых по организации их ликвидации.
Учитывая, что те надзорные и организационные мероприятия по сбору и утилизации несанкционированных свалок, которые предпринимают административные ответчики, являются явно недостаточными, суд полагает возможным признать бездействие администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда и Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Ворошиловского района Волгограда, незаконным.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что наличием несанкционированного размещения отходов производства на территории земельных участков общего пользования создается угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а потому считает необходимым удовлетворить административный иск к администрации Волгограда возложив обязанность по обеспечению финансирования ликвидации выявленных несанкционированных свалок.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора к администрации Ворошиловского района Волгограда, комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о возложении на них обязанности по ликвидации выявленных несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловского района Волгограда, установив в соответствии с требованиями ст. 187 КАС РФ, для исполнения возложенной судом обязанности двухмесячный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 187, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации Ворошиловского района Волгограда, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Ворошиловского района Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда обеспечить финансирование ликвидации выявленных согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированных свалок, расположенных на территории Ворошиловского района Волгограда, <адрес>
Обязать администрацию Ворошиловского района Волгограда в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение ликвидации свалок на территории Ворошиловского района Волгограда, где выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а именно:
- <адрес> площадью 0,009 га, объемом ориентировочно 80 куб.м. (бытовой мусор, ветки, трава);
- на территории, <адрес> 0,008 га, объемом ориентировочно 80 куб. м (бытовой мусор, ветки, трава);
- <адрес>, площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 30 куб.м (бытовой строительный мусор, ветки);
- территория <адрес> площадью 0,1 га, объемом ориентировочно 315 куб.м (бытовой строительный мусор, ветки, трава);
- в овраге <адрес> площадью 0,01 га, объемом ориентировочно 150 куб.м (бытовой, ветки);
- на территории <адрес> площадью 0,02 га объемом ориентировочно 50 куб.м (строительный мусор) города Волгограда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19 декабря 2017 года.
Председательствующий Дрогалева С.В.