ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2994/2016 от 25.10.2016 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-2994/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 25 октября 2016 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Чащине С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию.

Требования мотивированы тем, что решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на иное здание сарай-склад, общей площадью 25 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Основанием отказа явилось отсутствие у регистрирующего органа информации о принадлежности сарая-склада к объекту вспомогательного назначения. Считает указанный отказ незаконным, просит обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на иное здание сарай-склад, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 (действующая по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ) поддержали заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что основанием для отказа явились сомнения государственного регистратора в том, что данный сарай-склад является объектом вспомогательного использования, на строительство которого не требуется выдачи разрешения. В целях получения необходимой информации в адрес Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> был направлен запрос с просьбой сообщить, является ли заявленное на государственную регистрацию здание объектом вспомогательного использования. Из ответа органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что принадлежность иного здания – сарая-склада к объекту вспомогательного назначения невозможно определить. Таким образом, представленная на государственную регистрацию декларация об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества, в связи с чем имелись все основания для отказа в государственной регистрации. Кроме того, согласно ответу Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, здание сарай-склад, общей площадью 25 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> не является объектом недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. ФИО1 построил сарай-склад для того, чтобы выкупить земельный участок у органа местного самоуправления по льготной цене. Однако на указанном земельном участке расположен гараж, право собственности на которые было зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и указанный гараж является объектом вспомогательного использования.

В судебное заседание представитель Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> не явился, был извещен.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно ст. 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закона, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте.

В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдачи разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа или информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский с заявлением о государственной регистрации права собственности на иное здание сарай-склад, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, представив в качестве правоустанавливающего документа декларацию об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой подтвержден факт создания объекта недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером .

В связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена, а ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на иное здание сарай-склад, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Основанием для отказа в государственной регистрации права явилось отсутствие документов, подтверждающих то обстоятельство, что здание является объектом вспомогательного использования, компетентным органом (Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>) факт отнесения данного здания к объекту вспомогательного использования не подтвержден (ответ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела также следует, что на вышеуказанном земельном участке расположен гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

Так, согласно статье 1, пункту 1 статьи 4 Федерального закона 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится с учетом результатов правовой экспертизы документов и проверки законности сделки.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

По общему правилу такими документами являются разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 2 статьи 51 и статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В то же время в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В таком случае государственная регистрация права собственности на созданный объект осуществляется в упрощенном порядке, установленном пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании документов, подтверждающих факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", пункту 6 разъяснений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному по применению положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора надзору и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.

Кроме того, как указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ графа «5» декларации об объекте недвижимого имущества заполняется в случае, если объектом недвижимого имущества является здание вспомогательного использования (в том числе, если такое здание создано на земельном участке, предоставлено для ведения садоводства, дачного хозяйства) а также создания иного здания, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.

Возражая против заявленных ФИО1 требований, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский ФИО3 пояснила, что право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес> было зарегистрировано истцом на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Данный гараж является объектом вспомогательного использования, доказательств того, что иное здание сарай-склад построен для обслуживания гаража и его эксплуатации административным истцом не представлено. Кроме того, после получения ответа на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что сарай-склад не является объектом недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.

В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдачи разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования, вместе с тем, исходя из анализа указанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются: принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство, наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объекты являются вспомогательными.

Объектом регистрации права собственности является иное здание сарай-склад, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером предоставленном для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. При этом каких-либо доказательств того, что данный объект связан с осуществлением строительства или реконструкции иного здания или сооружения либо расположен на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства административным истцом ни регистрирующему органу, ни суду не представлено.

Кроме того, согласно письму Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство гаража, расположенного по адресу: <адрес> не выдавалось. В связи с чем данный объект недвижимости (гараж) возведен с нарушением действующего законодательства. В связи с чем отнесение сарая-склада как вспомогательного сооружения к гаражу не представляется возможным.

Оценив представленные участниками процесса доказательства, в соответствии с установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами, суд на основании анализа представленных письменных доказательств, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к выводу о том, что отказ регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку, у последнего не имелось достаточных оснований для отнесения объекта недвижимого имущества, заявленного на государственную регистрацию, к объектам вспомогательного назначения.

Так, из материалов дела следует, что одним из оснований для отказа в государственной регистрации права явился ответ Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>, согласно которому определить, является ли иное здание сарай-склад, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> вспомогательным, не представляется возможным; разрешение на строительство, разрешение на ввод данного здания в эксплуатацию ФИО1 не выдавались.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

В силу п. 2 указанной статьи, если не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Таким образом, поскольку, за период приостановления государственной регистрации, необходимых документов, позволяющих устранить сомнения государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации права, не представлено, государственным регистратором правомерно отказано заявителю в государственной регистрации права собственности.

Довод истца о том, что заключение специалистов «БТИ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и ООО Инженерный центр «Реконструкция» подтверждают факт того, что здание является вспомогательным, не является основанием к удовлетворению заявленных требований, так как не может являться предметом оценки регистрирующего органа при рассмотрении документов на регистрацию. При принятии решения суд исходил из того, что поскольку, разрешение на строительство и ввод зданий в эксплуатацию осуществляет Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>, то именно Управление могло подтвердить или опровергнуть то, каким данное здание является. Учитывая, что после приостановления регистрации сомнения регистрирующего органа устранены не были, регистрирующим органом были приняты необходимые и достаточные меры к получению дополнительных доказательств, то отказ в регистрации иного здания сарая-склада является обоснованным и законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> межмуниципальный отдел Емельяновский о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести государственную регистрацию, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева